Бока Улемов
Автор

«Дорожная рулетка»

Бока Улемов
Автор
23.11.2017

Известная по романам и кинофильмам «русская рулетка» сегодня, кажется, перенесла свой угрожающий сценарий на дороги страны. С отдельным индивидом, который по разным причинам крутил барабан револьвера с одним патроном и приставлял его к виску, надеясь на «авось», все еще понятно… А вот с общероссийской автодорожной рулеткой, когда в каждом регионе  ежедневно случаются тяжкие ДТП с необратимыми потерями, никакие доводы не помогают. Каждый из нас  заходит на ленту новостей по СКФО узнать о жизни соседних регионов и рядом с радующим позитивом очередная ложка дегтя:  «В результате ДТП, произошедшего…». И далее слова о пострадавших и погибших. Страшно, что это становится привычной информацией.

Мы не годами, а десятилетиями говорим о том, что выезд на проезжую часть становится сегодня своего рода лотерей со счастливым или трагическим концом, но мало что изменяется  в лучшую сторону. Любой информационный «срез» по этой теме говорит сам за себя…

Все еще на памяти страшное  ДТП прошлого года, которое случилось в Югре, на федеральной трассе, где столкнулись тягач и автобус с юными спортсменами, возвращавшимися из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск с соревнований по спортивной акробатике. Автокатастрофа   унесла жизни 12 пассажиров автобуса, 10 из которых были детьми.

В  Кабардино-Балкарии перевернулось маршрутное такси с пассажирами. В результате инцидента пострадали восемь человек. В то же время 29-летний водитель Lada Kalina ехал в Пятигорске по улице Островского. Не справился с управлением, после чего автомобиль перевернулся. В результате ДТП водитель получил перелом ключицы, а его 26-летняя пассажирка травму головы.

Ставрополье. Авария со смертельным исходом произошла в Апанасенковском районе, сообщает пресс-служба ГИБДД по СК. По предварительным данным, 35-летнй водитель трактора ехал по трассе Воздвиженское — Хут-Хур. При движении по искусственной плотине озера Маныч он выбрал небезопасную скорость, после чего трактор съехал с дороги и упал в озеро,  водитель скончался на месте происшествия. Трудно забыть ДТП в Урус-Мартановском районе Чечни, когда на автодороге Гехи — Валерик произошло ДТП с участием двух легковушек. Погибли пять человек.
И такая лента чрезвычайных происшествий она бесконечна…

Недавно заместитель начальника УГИБДД МВД по Ингушетии полковник Магомед Оздоев в ходе пресс-конференции  поведал о состоянии аварийности на территории республики и проблемах, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения. Он  привел статистические данные и определил основные причины и условия,  способствующие совершению ДТП. Статистика печальная и настораживающая: за 9 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 155 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 57 человек и 262 получили ранения. За этот же период зарегистрировано 21 ДТП с участием детей, где скончались 2 несовершеннолетних и 25 получили травмы.

Говоря о причинах и условиях, способствующих совершению аварий в Ингушетии, специалисты отмечают их типичность и для остальных  регионов СКФО. Это превышение скорости движения, выезд на встречную полосу... И еще, увы, типичная для нашего парадоксального российского сознания, агрессивность вождения.

Эта ментальная проблема, по всей видимости, будет сопровождать нас не одно десятилетие, если со временем не случится существенных технических изменений  в жизни россиян. Это могут быть изолированные односторонние полосы движения, электронные блокировки автомобилей, превышающих скорость, автоматическое дистанционное отключение двигателя авто, нарушающего ПДД (как в известном фильме «Пятый элемент») и т. д. Когда наступит это «прекрасное далеко» для водителей и пешеходов, сегодня остается только мечтать.

Конечно, сегодня в стране и регионах многое делается с целью профилактики ДТП. На одном из совещаний в Правительстве России, в сентябре, премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что в рамках работы по ремонту и участков дорог, на которых чаще всего случались ДТП, установлены отбойники, светофоры, дорожные знаки, также улучшено освещение. Таким образом, по его словам, отремонтировано почти 5 тысяч километров дорог и ликвидированы полторы тысячи мест концентрации ДТП.

Люди, анализирующие причины  долговременной войны на дорогах Северного Кавказа отмечают несколько существенных аспектов проблемы.
Одной из  причин называют отсутствие дорог с качественным покрытием и необходимой дорожной атрибутикой. В этом плане для Ингушетии открываются хорошие перспективы. На  это дело  будет выделено 100 млн рублей. Будут построены развязки рядом с селами Яндаре, Барсуки, Экажево и городом Магас. Подобное строительство позволит разгрузить плотность на трассе и снизить количество ДТП. Плюс к этому в республике планируется строительство трех надземных и двух подземных переходов через федеральную трассу, которые будут приспособлены для прохода сельскохозяйственных животных.  Очень важно, что переходы будут находиться рядом с самыми оживленными участками дороги, у которых расположены детский сад, школа, перинатальный центр, детская поликлиника, а также Мемориал памяти и славы. Это места постоянного пересечения автомобильного и людского потока.

В Ингушетии одна из сложных проблем – узкие дорожные коммуникации. Многие населенные пункты изначально планировались и развивались как сельские поселения с вполне умеренным автомобильным движением.  Сегодня они приобрели городские масштабы. За последние четверть века картина резко изменилась, возросла плотность населения, появилось такое явление, как пробки на дорогах. Понятно, что они еще не скоро исчезнут. Много вопросов вызывает качество дорожных разметок – они удивительным образом быстро теряют свою яркость, работа светофоров и многое другое.
Следующая причина ДТП – техническое состояние  части автопарка, колесящего по трассам республики. Согласно  одному из исследований отечественных аналитиков, средний возраст легковушек российского автопарка составил на середину 2017 года 12,5 лет. Эксперты отметили, что почти три десятка субъектов России имеют этот показатель ниже среднего и всего два точно соответствуют ему. Речь об Ингушетии и Белгородской области.

И не только частные авто, но и многие  автобусы и «маршрутки», занимающиеся перевозкой пассажиров, давно нуждаются в замене на новые, надежные модели.  Одним словом в регионе все еще много автомобилей физически устаревших, а это повышает риск новых ДТП.

Налицо и отсутствие навыка грамотного вождения у современных автолюбителей. Зачастую граждане, оказавшиеся за рулем  современного авто, имеют только формальное обучение в автошколе либо «уроки» родителей, которые научили отпрыска  водить машину сообразно своим талантам и представлениям. Отсюда незнание основ Правил дорожного движения, слабость водительской культуры, неумение осмыслить процессы, происходящие на проезжей части. В результате молодые и пожилые водители не справляются с управлением и, выезжая за пределы проезжей части,  врезаются в неподвижные объекты - деревья, опоры линий электропередач и т. п.

Одним из действенных способов спасти от ДТП пешеходов в СКФО, да и по всей стране, стали  бы специальные светящиеся фрагменты на одежде. Во многих населенные пунктах республики  существует проблема нехватки тротуарной зоны, пешеходы  двигаются по обочине проезжей части и в непогоду их трудно заметить.  К сожалению, эта элементарная необходимость предупредить опасность никак не становится частью сознания многих граждан. Согласно статистике в подобных ДТП, совершенных в  темное время суток, каждый третий пешеход погибает.

Возможно, это та самая «большая мелочь», когда  надо проявить волю и на законодательном уровне  решить данный вопрос. К примеру, для всей детской и подростковой  одежды, реализуемой в СКФО, сделать обязательными вставки светящихся материалов. Либо провести это решение в Ингушетии, хотя бы как эксперимент, с целью изучить актуальный для всех россиян вопрос.

ГИБДД, школа, вузы, политические и общественные организации, духовные лица, СМИ и остальные институты государства практически ежедневно говорят по теме ДТП, а положительных тенденций мало… Но это ведь не замкнутый круг?

Там, где есть живые люди, всякая проблема разрешима, надо только правильные узлы развязать, кого надо наказать, кого надо научить и все встанет на свои места. Если мы посмотрим на другие страны и народы, обнаружится, что они переживали подобные  испытания и находили,  вырабатывали определенные, общепринятые «правила игры» на проезжей части. Помнится один из российских туристов, попавший впервые на улицы Каира - столицы Египта,  с изумлением писал: «По идее, уже к вечеру, все, кто оказался здесь на улице должен был погибнуть под колесами автомобилей или в результате аварий. Но они каким-то непостижимым образом умудряются упорядочить этот очевидный хаос». Нам на Северном Кавказе хотя бы что-то подобное надо научиться делать…

А если абсолютно серьезно, то надо сделать следующее: виновные в нарушениях ПДД, безусловно, должны нести наказания согласно закону. Права должны получать только те, кто реально учился в автошколе. У граждан должен быть телефон горячей линии организации, занимающейся разметкой, установкой светофоров, переходов и т. д. ГИБДД должно постоянно быть на улицах, а не только по праздникам и торжественным мероприятиям, муниципальные власти должны  отслеживать качество проселочных дорог. Необходимо инициировать ужесточение наказания граждан, передающих руль авто несовершеннолетним. И еще, через интернет и ТВ необходимо показывать записи с камер видеонаблюдения о правонарушителях.

Список этих предложений может быть достаточно длинным. Но мы все понимаем, что основа всех бед в нас самих. Надо найти в себе силы застегнуть ремень безопасности, переждать полминуты на светофоре, выехать в дальнюю поездку на пять минут раньше, уступить дорогу «дураку» и многое другое. «Торопиться надо не спеша» - хороший совет, проверенный временем.