«Аллаху Акбар!» — понятие, известное среди мусульман как «такбир». Буквально оно переводится как «Бог велик». В противовес расхожему мнению, сразу надо отметить, что это не боевой клич. Выражение служит напоминанием мусульманам, что вне зависимости от ситуации или испытываемых каких-либо эмоций, Бог все равно более велик. Если мусульманин счастлив, то он произносит эти слова, памятуя о том, что Бог более велик, чем что-либо, и его успех и счастье исходит от Бога. Если мусульманин напуган, он говорит «Аллаху Акбар!», напоминая себе, что мусульманин должен бояться лишь Бога. Когда мусульманин разозлен, он говорит «Аллаху Акбар!», чтобы успокоиться, ведь Бог более велик, чем что-либо, что его разозлило, и обращается к Богу за успокоением.
Ислам – такая же религия, как и все остальные. Он не преследует своей целью повсеместное господство мусульман. Шииты и сунниты, представители исламских течений – мирные люди, живущие в согласии с представителями других религий. Фраза «Аллах Акбар» – ни в коем случае не призыв к насилию и убийствам, к войне. Ничего этого нет в Коране и Писаниях Аллаха.
В отличие от верующих, шиитов и суннитов, ваххабиты толкуют Коран и хадисы так, как удобно им. Таким образом они уничтожают традиционный ислам, вырывая слова из контекста, подстраивают эту религию под свои цели. Именно в их интерпретации фраза «Аллаху Акбар!» кардинально меняет свой смысл. Она звучит как угроза, как призыв к насилию и террору. По их мнению, шиитские и суннитские имамы, а за ними и прихожане искажают ислам. Ваххабиты считают, что любой человек может по-своему толковать Коран и слушать имамов вовсе не обязательно.
В первую очередь неверными ваххабиты считают других мусульман, которые не привыкли толковать Коран, подстраивая его под свои убеждения. И именно в ваххабизме существует понятие «джихад» – война против неверных. Сейчас в мире около 1% ваххабитов, большинство примкнуло к запрещенной в России организации ИГИЛ.
Грешный имам
Маскируя свою пропагандистскую деятельность традиционными символами ислама, проповедники ваххабизма открывают молельные дома и мечети, где осознанно и со знанием дела промывают мозги прихожанам, воспринимающим слова имамов как непреложную истину. Целенаправленно готовят их к тому самому джихаду с любым, кто не поддерживает ваххабитскую идеологию.
По установившейся традиции и вопреки позиции ДУМ (Духовное управление мусульман) Ставропольского края, в Нефтекумском районе мусульмане выбирают имамов из своего окружения. Причем, в большинстве случаев, так называемые «кандидаты» не имеют теологического образования, но владеют ораторским искусством и поверхностным представлением о религии. Значение имеет и возраст, обязующий вызывать уважение. А учитывая специфику восточных районов Ставрополья, среди «избранных» духовных лидеров попадаются приверженцы нетрадиционного ислама, в том числе его радикальных течений.
Так, с конца 90-х годов прошлого столетия в Нефтекумске, районном центре, действует религиозное объединение мусульман-суннитов «Нур-Ислам», во главе с имамом Арсланом Ризвановым (кличка Борода). По совместительству он является машинистом нефтедобывающей компании. Летом прошлого года Борода попался на краже горюче-смазочных материалов. Полицейские задержали Арслана Ризванова прямо на территории скважины. В багажнике его внедорожника обнаружены емкости с топливом, которые он еще не успел увезти. Там же и орудия преступления - шланги и насосы. После задержания в отношении Ризванова было возбуждено уголовное дело по статье «Кража».
Подобные «мирские грешки» не мешали Ризванову вести в свободное от официальной работы время пространные и наполненные «благочестием» беседы с прихожанами. Результатом его идеологической обработки населения является ряд адептов, принявших участие в террористической и экстремистской деятельности на территории Ставропольского края и Чеченской Республики. В частности, теракт в Пятигорске (2010 г.) был совершен приверженцами Ризванова - Р. С. Исмаиловым и его пособниками.
Клин клином
Как же бороться с такими проявлениями религиозного экстремизма? «На штыках» в голову человеку не влезть. Силовое давление в данном случае может только усилить позиции таких, как Ризванов. Они окажутся в роли «жертв режима», «поддержать» которых всегда найдутся добрые люди. Такова уж человеческая природа. Но, если «лечить» подобное подобным, да еще при наличии квалифицированных «докторов», то успехов можно достичь, и они уже есть.
В первую очередь необходимо официальное закрытие культовых учреждений, имамы которых сеют в умах прихожан зерна вражды и ненависти ко всему, что идет вразрез их околорелигиозным проповедям.
В муниципалитете Нефтекумска выяснили, что на протяжении всего времени существования молельного дома, где располагается община «Нур-Ислам», у Арслана Ризванова отсутствует разрешительная для деятельности документация. Сам участок и строение не состоят на учете в реестре федерального имущества. Ризванов и не пытался что-либо предпринять для их оформления.
По факту таких нарушений глава МО «Город Нефтекумск» Виталий Черченко принял решение: признать здание «Нур-Ислам» бесхозным и оформить его в муниципальную собственность. Домовладение планируется передать нуждающейся молодой семье.
ДУМ СК на ряде своих заседаний, посвященных негативной ситуации с «Нур-Исламом», официально заявило что поддержит вновь созданную религиозную организацию, так как «...работа с верующими неграмотных религиозных деятелей приводит, зачастую, к неправильному толкованию норм ислама и росту радикализма...».
Позиция Президента и Правительства РФ направлены на поддержку и развитие религиозного образования в стране как основы духовного воспитания молодежи. И то, что кое-где еще проявляются такие доморощенные «властители душ», как Ризванов, - еще полбеды. Гораздо хуже то, что своими проповедями, далекими от истинной религии, они формируют у людей негативное отношение к мусульманским лидерам, чей авторитет зарекомендован на разных уровнях в регионе, стране и мире в целом. Более того, они дискредитируют само понятие ислам как мировой религии.