По утверждению Всероссийского центра изучения общественного мнения, опрос россиян показал, что около 85% жителей страны отмечают серьезные изменения в климате Земли. Больше всего наших соотечественников волнует непредсказуемость погоды - резкие колебания от жары к холоду и наоборот. Значительная часть россиян считает, что более всего на изменение климата влияет человек.
Одним словом, мы понимаем насколько сильно плохая погода влияет на деятельность людей, и осознаем степень вреда, наносимого флоре и фауне промышленными и бытовыми отходами, – результатом деятельности человека.
А это уже вопрос экологического благополучия, разумеется, он затрагивает регионы СКФО, где традиционно развито сельское хозяйство, и любые климатические «сюрпризы» могу нанести существенный материальный урон.
Последнее десятилетие подтверждает обоснованность указанных опасений. В результате стихийных катаклизмов на Северном Кавказе случаются наводнения, градобой урожая, разрушения объектов и коммуникаций по причине ураганов и иные бедствия. А как известно, потерявший урожай вынужден обеспечивать свою продовольственную безопасность втридорога. Он же теряет оборотный рубль, живые деньги от прибыли, которые мог бы направить на развитие своего производства и территорий.
К тому же аграрии отмечают, что изменение климата сместило в сторону все привычные агротехнические сроки, зачастую в почве нет необходимой влаги или ее переизбыток, и земледельцы теряют время и возможность получить хороший урожай.
Но самое опасное в том, что мы живем в век так называемых кислых дождей. Вроде бы и погода отличная, было солнце пару дней, пошел дождь и остается только радоваться буйному росту зеленых побегов. Однако в одночасье после осадков буквально на глазах чернеют помидоры, жухнет стебель огуречный и все пропадет безвозвратно. Невольно задумаешься не только о крыше над собственной головой, но и крыше над садом или огородом.
Директор АО «Агрокомплекс «Сунжа» Махмуд Мальсагов:
«В плане конкурентоспособности и выхода на тепличный рынок у Ингушетии есть несколько преимуществ. Это выгодные климатические условия. Наличие плодородных пойм для выращивания овощей на грунте. Умеренное и достаточное солнечное тепло – у нас нет долговременных холодов и не бывает чрезмерно жарко. Перспективы хорошие, и в этом деле лишь нужны новые технологии. Мы намерены изучать и использовать лучшие из них».
У сельхозпроизводителей в Ингушетии, естественно, возникает потребность отгородиться от природных катаклизмов, сохранить комфортные условия для своих помидоров, огурцов, перца и клубники. А способ здесь давно известен – это теплицы. Огромные теплицы, изготовленные по новейшим технологиям, из прочных материалов и с надежным оборудованием.
Один из подобных проектов - тепличный комплекс по выращиванию томатов в Сунже, это инвестиционный проект, под который отведены десять гектаров. Работы ведет турецкая строительная фирма ASERA, а также ряд европейских компаний, производящих системы для теплиц. В реализацию проекта планируется вложить около 1,8 миллиарда рублей частных инвестиций, на предприятии будет создано более 200 новых рабочих мест.
«Объект будут строить в два этапа. Первая очередь предполагает возведение тепличных хозяйств мощностью до 9 тысяч тонн овощей, в основном томатов. Первый этап завершится до конца этого года», — рассказывает директор агрокомплекса «Сунжа» Махмуд Мальсагов.
Интересно, что особенностью комплекса станет наличие рассадочных отделений, в которых производители будут выращивать основу будущего урожая, а также реализовывать растительный материал населению республики.
Выход на региональный и российский рынок тепличной продукции для Ингушетии будет непростым. На Северном Кавказе сегодня реализуется более десятка крупных проектов тепличных комплексов, которые готовы заместить на отечественном рынке попавшие под санкции овощи из Турции и ЕС. Плюс большая доля производства овощей и зелени в личных подсобных хозяйствах СКФО.
Не первый год лидером Северного Кавказа по объему производимых овощей и привлечению в этот сектор инвестиций является Ставрополье. В крае сегодня реализуется еще шесть крупных инвестпроектов, и он останется в обозримом будущем крупнейшим поставщиком овощей на Юге России.
Более десятка стабильных поставщиков овощной продукции из Дагестана – плоды ранних урожаев из этой республики ежегодно заполняют рынки других регионов.
Постепенно, но масштабно на рынок тепличной продукции выходят Северная Осетия, Кабардино–Балкария, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесия. При этом каждый субъект может хвастаться ростом производства продукции и ставить самые амбициозные задачи. Не случайно в тепличную отрасль СКФО сегодня инвесторы вкладывают средства – это высокодоходный бизнес. Стабильный и надежный, он не дает таких доходов, как продажа нефти и газа, но ему не грозит появление новых технологий и источников энергии, соответствующее изменение спроса. Пища человеку нужна всегда и во все времена.
В СКФО благоприятный климат для тепличного производства, достаточно и источников электроснабжения, а выращивание овощей окупает себя через несколько лет. Такой бизнес неизбежно привлекает внимание активных людей.
Западные продуктовые санкции создали сегодня «зеленый коридор» для отечественного сельхозпроизводителя, и потому железо надо ковать, пока оно горячо – занять свою нишу на рынке тепличных овощей. До сих пор львиная доля овощей, выращиваемых на закрытом грунте, ввозится в Россию из других государств. И политика импортозамещения в этой связи – разумный и полезный ответ нашей страны. Необходимо занять достойное место в тепличной индустрии, тем более, что земельный и природный потенциал нашего сельского хозяйства просто колоссален.
Ингушетия в этот процесс входит впервые и потому имеет все шансы использовать передовые знания в этой области, сделать акцент на самых прибыльных направлениях, использовать уникальные, эффективные методики выращивания овощей.
«В нашей стране, — сказал он, — по подсчетам специалистов, необходимо использовать еще около 2 млн гектаров посадок на защищенных грунтах. Новые технологии позволяют практически в любой географической точке, в любое время выращивать тепличные культуры. Главное были бы газ, вода, электричество».
Отвечая на вопрос о сельскохозяйственных резервах Ингушетии по расширению тепличного производства, Мальсагов отметил: «В ряде мест можно добиться отличных результатов. Например, в Малгобекском районе с его зоной рискованного земледелия, если государство поможет решить вопрос с водоснабжением, тепличные площади можно расширить до тысячи гектаров. Самые благоприятные условия для данной отрасли и в Сунженском районе республики, где много солнца – главного компонента для получения вкусной и качественной продукции».
До недавнего времени в Ингушетии практически не было тепличного производства овощей, потребитель мог довольствоваться только продукцией из соседних регионов и зарубежья. Сегодня задача не только в том, чтобы обеспечить себя сполна помидорами, огурцами, перцем и другими плодами, но и увеличить количество объектов, поставляющих их потребителю. А для решения данной задачи надо создать соответствующие условия для потенциальных инвесторов.
Эксперты рекомендуют в данном случае снизить процентную ставку по кредитам, полученным для строительства и реконструкции тепличных комплексов, плюс возместить часть затрат, понесенных при строительстве объектов; освободить от налога на прибыль участников региональных инвестиционных проектов; стимулировать их посредством предоставления налоговых каникул; упростить процедуры оформления документов; обеспечить помощь с подведением инженерных коммуникаций к строящимся объектам.
По многим позициям старт этому процессу в Ингушетии дан и его первые позитивные результаты не за горами. Плоды этой работы мы увидим на прилавках торговых точек Северного Кавказа и других регионов страны.