Кавказские Минеральные Воды - край, имеющий огромный природный потенциал, которым просто необходимо правильно воспользоваться. Это не туристическая жемчужина России, но ее алмаз, требующий правильной огранки. Однако, на сегодняшний день сфера туризма в регионе развивается катастрофически медленно, а точнее, не может развиваться по вполне весомым причинам. О них и речь.
Пожалуй, двумя главными направлениями в развитии городов группы Кавминвод на сегодняшний день являются экономическое и туристско-рекреационное. Однако, как показывает практика, порой выполнение этих двух задач, на первый взгляд, напрямую связанных между собой, друг другу противоречит.
Когда мы говорим о том, что сегодня туристско-рекреационный кластер Кавказских Минеральных Вод нуждается в защите и сохранении, многими это воспринимается, как полная консервация. В то же время, все говорят о развитии, выходе на международный уровень и внедрении новых технологий. Последнее просто невозможно без участия инвесторов, в том числе и зарубежных. Однако, как объяснить крупному бизнесмену, который готов, например, купить старый санаторий и превратить его в современный бальнеологический комплекс, что он будет крайне ограничен в проведении реставрационных и ремонтных работ, так как здание расположено в особой горно-санитарной зоне. То есть, он должен вложить деньги, закупить оборудование и пытаться привлечь туристов в старое обшарпанное снаружи помещение, которым он владеет, но не может по существу распоряжаться. Интереснее всего другое: даже заменить старые трубы или провести другие коммунальные реновации во многих случаях не получится, ведь здание расположено в упомянутой уже особой зоне! Что интересно, чем больше подобных зон и ограничений, призванных сохранить курорт, тем меньше у этого курорта шансов выжить. Вспоминается фраза: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
В целом, возникает стойкое ощущение, что люди, жонглируя красивыми выражениями из категории «защита окружающей среды», «сохранение бальнеологического потенциала», «особый статус Кавминвод», настолько заигрались в добрых героев, что абсолютно оторвались от реальности. Мы так часто слышим, что наши курорты могут встать на одну ступень с Карповыми Варами или Баден-Баденом. Но посмотрим, как развитие происходит там: в непосредственной близости от природных богатств. Несмотря на это, они с особой щепетильностью охраняются. Так же все происходило и на КМВ в лучшие их времена: на склонах знаменитых гор, рядом с источниками природной минеральной воды появлялись санатории, пансионаты, медицинские центры. При этом, ни один источник не был потерян, загрязнен или закрыт. Сегодня же вокруг минеральных источников на КМВ создается некая «зона отчуждения», где нельзя производить практически никаких манипуляций с имеющейся недвижимостью и уж, тем более, строить что-то новое. Однако, от муниципалитетов и региональных властей требуют привлекать деньги, создавая благоприятный инвестиционный климат. Но ведь никто не будет пытаться, например, развивать морской курорт в двух километрах от самого моря. Здесь же, согласно земельному законодательству, все должно выглядеть именно так. В первую очередь от подобной схемы страдают Кисловодск, Ессентуки, Железноводск и Пятигорск, большие части которых входят в особые зоны. Рассмотрим проблему на примере последнего.
Являясь столицей Северо-Кавказского федерального округа, ее экономическим центром и главной логистической развязкой, курорт берет на себя огромную административную нагрузку, к сожалению, теряя туристическую привлекательность. Число жителей города растет, что требует введения новых жилых площадей и увеличивает нагрузку на городское хозяйство. В то же время, логистика развивается крайне медленно, что также пагубно влияет на состояние окружающей среды. В связи с этим, руководство муниципалитета уже представило план действий, направленных на минимализацию пагубного воздействия жизнедеятельности человека на экологию Пятигорска. Но, очевидно, что пока средств на реализацию задуманного катастрофически не хватает.
Однако далеко не все экологические проблемы связаны с недостатком финансирования. И одна из них касается как раз землепользования и развития туризма. О сложной ситуации в ходе заседания совета при полпреде Президента в СКФО рассказал глава Пятигорска Лев Травнев.
«Город стал заложником правовой неопределенности, связанной с границами и режимом зон горно-санитарной охраны курорта, - пояснил пятигорский мэр. - Мы на протяжении 5 лет неоднократно обращали внимание властей всех уровней на данную проблему. Все сходились на необходимости корректировки данных зон, но, к сожалению, пока ничего реально не происходит. На наш взгляд, для выхода из правового тупика необходимо установить округ и зоны горно-санитарной охраны в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 декабря 1996 г. № 1425. Это позволит, во-первых, реально, на деле защитить природные ресурсы, являющиеся основой курорта, а во-вторых, позволит городу Пятигорску развиваться как населенному пункту».
На сегодняшний же день курорт находится в непростой ситуации, когда развиваться ему необходимо, а возможности делать это просто нет. Практически половина города находится во второй горно-санитарной зоне. И это не парки, скверы и машукские леса, а спальные районы города. На вопрос: что же может нарушить и какой урон может нанести недрам развитие города на участке, расположенном на расстоянии в три километра от источников минеральных вод, - ответа нет. Так прописано законом, но кем и на основании чего? Какие исследования и какие экспертизы легли в основу этого заключения, которое по факту парализовало развитие столицы СКФО? В то же время, надзорное ведомство и правоохранительные органы уверены: если закон есть, то его надо соблюдать. Но когда же кто-то решится на то, чтобы открыто сказать о нелепости подобного положения и необходимости пересмотреть его и изменить? Ведь речь идет о живом населенном пункте, где есть детские сады, школы, университеты, больницы, места досуга и торговые площади, где живет порядка 150 тысяч человек. А закон прописан таким образом, как будто речь идет об уникальной, но абсолютно дикой местности.
Если мы обратим внимание на то, как развивается туризм в соседних КБР и КЧР - вопросы отпадут сами собой. Ведь там никому не приходит в голову выстраивать туристический кластер за три километра до склона Эльбруса. Развитие происходит согласно здравому смыслу и сегодняшним реалиям. Поэтому и инвесторы с интересом и готовностью вкладывают средства в развитие курортов, и туристы едут туда, где все стремится к мировому уровню сервиса и комфорта. На Кавминводах же «благой консерватизм» приводит лишь к одному - курорты умирают, все больше превращаясь в торговые площади. В условиях же непростой экономической ситуации необходимо конкурировать за привлечение частных инвестиций и туристических потоков, что просто невозможно при существующем положении в сфере землепользования. Надо понимать, что инвесторы преследуют лишь одну цель – получить максимальную прибыль с минимальным риском. И каждый из них рассуждает примерно следующим образом: «Я вкладываю деньги, но какие гарантии?» А гарантий нет, так как одна часть города находится в ведении федеральных структур, которые издалека решают судьбу исторических объектов, передавая их из рук в руки, другая - находится в ведении краевого центра, а за третью - отвечает город. На выходе мы получаем следующее - город большому бизнесу не интересен.
Чего же мы хотим на самом деле: благоустроенного курорта мирового уровня, привлекающего туристов уникальными водами, или дикой местности, со старыми полуразвалившимися санаториями с тысячей любителей ретро-отдыха в год? И то, и другое вполне реально, надо только выбрать путь…