Алексей Мокроусов
Автор

Общественное порицание по-кавказски: а судьи кто?

Старики потому так любят давать хорошие советы, что уже не способны подавать дурные примеры (Франсуа де Ларошфуко)

Алексей Мокроусов
Автор
28.03.2017

В нашем мире всегда сложно людям, которые ведут себя в обществе не как все. Тем, кто, несмотря на сложившиеся веками нормы «праведной» жизни, пытается выйти за пределы зоны комфорта и этим самореализоваться. Особенно тяжело таким людям приходится именно на Северном Кавказе.

Построенное многими веками патриархальное общество со сложившимися сводами правил поведения отвергает всякое инакомыслие. Здесь, стоит признать, нет середины, есть только две позиции - «можно» и «нельзя». И неважно, что то, чем хотят заниматься молодые люди, совсем не противоречит российскому и местному законодательству. Это же «не по-кавказски» — вот он главный и, как кажется многим, безапелляционный аргумент.

Между тем, все меньше остается сфер общественной жизни, где бы ни ступала нога жителя Юга России. Да, не всегда это происходит успешно и не всегда сопровождается одобрительными восклицаниями земляков. Ведь часто все это, повторюсь, «не по-кавказски».

Вспомним хотя бы прошлый год и Национальный конкурс «Мисс Россия», где республики Северного Кавказа были представлены в финале тремя красавицами: Екатериной Хачировой из Северной Осетии, Альбиной Ильдаровой из Дагестана и Назимой Гоовой из Кабардино-Балкарии. На троих девушки собрали свыше ста тысяч голосов доброжелателей, что стало оценкой их природной привлекательности, и тысячи гневных комментариев и порицаний в социальных сетях от завистников-соотечественников. Это же, как часто я повторяю эту фразу сегодня, не «по-кавказски»!

Чего только не пришлось пережить красавицам из северокавказских регионов. Это и угрозы насилия, и запреты где-либо называть свою национальность (примечательно, что люди, которые запрещали девушкам ассоциировать себя с собственным же народом отнюдь не были пророками в своем Отечестве). Но, несмотря на всю желчь, которая обильно лилась в социальных сетях тогда, девушки достойно представили (ладно, не республики, раз уж те от них открестились) себя и свою семью. В регионе множество людей (в числе коих и я) голосовали за своих землячек, отдавая должное их неподдельной красоте. И да, пусть это было «не по-кавказски»...

«Если у девушек есть желание поучаствовать в таком конкурсе, выход в купальнике не должен останавливать. Главное, если родители поддерживают, поддерживают друзья, близкие, то не надо останавливаться, надо идти к своей цели и добиваться ее...  — комментировала тогда все происходящее вокруг участница Екатерина Хачирова. — Для меня самое главное — это не общественное мнение, а поддержка моих близких. После того, как я услышала их поддержку, веру в меня, я решилась пойти на такой шаг».

Однако, как в конечном итоге оказалось, тот раздутый буквально на ровном месте скандал вселенского масштаба послужил отказу северокавказских республик представлять своих конкурсанток на «Мисс Россия» в этом году. Для организаторов национального конкурса это было одновременно и неожиданно и ожидаемо.

«В прошлом году были две девушки, которые очень достойно выступили, но, к сожалению, как-то так вышло, что в социальных сетях соотечественники не сильно радовались их успехам, поэтому, может быть, из-за этого в этом году получилось так, что нет у нас девушек из кавказских республик», - рассказала Лариса Тихонова, генеральный директор конкурса «Мисс Россия».

«Ситуация с травлей девушек в прошлом году очень сильно повлияла на число претенденток, так как в этом году мы получили несравнимо меньше заявок из республик Кавказа, когда было очень много кандидаток, из которых выбрали троих. Потому нам очень жаль, ведь на Кавказе очень много красавиц. Надеемся, в 2018 году будет больше смелых девушек из кавказских республик», - согласилась пресс-секретарь шоу Екатерина Макарова.

Сразу же победно вскинули руки и бессменные блюстители морали, благодаря которым Россия в очередной раз осталась без Северного Кавказа. Катализатором всего этого «происшествия» оказалась запись всем известного в регионе председателя исполкома Российского конгресса народов Кавказа Султана Тогонидзе. В социальной сети Instagram житель города Москвы отметил значительную роль института общественного порицания в победе нравственности над культурной деформацией. И не важно, что это было вовсе не общественное порицание, а настоящее унижение и уничтожение человеческого достоинства ни в чем, по факту, неповинных девушек.

«К самому конкурсу никаких претензий нет, это выбор каждого и дело индивидуальное, выставлять свою красоту на показ или нет, — отметил в своей записи Тогонидзе. — Но условия конкурса предполагают представительство регионов, и в таком случае, публичное дефиле в нижнем белье, как один из этапов, представляется нам совершенно неприемлемым. Именно опираясь на эту логику, в прошлом году нами были предприняты меры реагирования и направлены письма в три субъекта СКФО, представительницы которых приняли участие в конкурсе. Параллельно, множество неравнодушных людей обозначили свою позицию на просторах социальных сетей и блогов».

Думаю, не только у меня возникает вопрос: кто наделил правом их решать, по сути, судьбы неизвестных им девушек? (Мы ведь знаем, что победа в конкурсе предоставляет девушкам возможности подписывать крупные контракты с Домами высокой моды). Кто им сказал, что они есть истина в последней инстанции? Кто их убедил, что они есть судьи человеческие?

Я долго наблюдал за ситуацией, развернувшейся вокруг «Мисс Россия — 2016». Поверьте, кристально чистых людей среди тех, кто публично осуждал участниц и призывал бойкотировать тех в регионах, мне почему-то не нашлось. Может быть, прежде, чем судить другого человека, нужно было начать с себя? Перестать большинству из выступавших в соцсетях, например, сквернословить в адрес тех же самых девушек (самое простое, что они могли сделать в тот момент), оценивать их со своей «колокольни», обижать слабых, повышать голос на старших... Вспомнить, наконец, о своем собственном воспитании. Уважаемые, не пробовали?

«Конечно, как и в любом деле, были и сомневающиеся скептики, и популисты-имиджмейкеры, и приверженцы крайностей, с одной и с другой стороны. Но здравое центристское звено всегда зреет посередине. И сегодня мы можем смело заявить, что институт общественного порицания еще не совсем потерян для нас, как механизм регулирования в традиционной и культурной сфере», - выразил уверенность Тогонидзе.

Только есть ли на самом деле тот самый «институт общественного порицания» (не путаем с дискриминацией по тому или иному признаку)  или это утопия современного общества, где все меньше становится реального воздействия коллектива на личность (с условием, если эта личность действительно Личность)? Давайте без многочисленных экспертов и умных голов сами себе ответим на этот вопрос. Ведь жизнь за нас никто не проживет...

Постскриптум

А меж тем, несмотря на травлю в социальных сетях, сегодня себя прекрасно чувствует Назима Гоова из КБР, ставшая на «Мисс Россия — 2016» восемнадцатой. Она продолжает искать себя: Назима — участница конкурса «Мисс РГСУ — 2017» и шансы на победу у нее велики.




 

Несмотря на появившуюся первую волну неодобрения земляков, успешно участвует в телешоу «Холостяк» уроженка Карачаево-Черкесии Мадина Тамова, которая так «не по-кавказски» борется за сердце актера Ильи Глинникова.




 

Несмотря на то, что Северный Кавказ публично отказался от участия в «Мисс Россия — 2017», одна смелая девушка из Кабардино-Балкарии все же подала свою заявку в конкурсе, но, к сожалению, не прошла в финал по строгим критериям отбора...

Девушки на Северном Кавказе сами вершат свои судьбы. Это надо признать, принять и не мешать им в этом деле. Их поддерживает семья — единственный институт, который вправе порицать. Все остальное в свободном демократическом Российском государстве, частью которого остается Северный Кавказ (давайте не будем этого забывать) — шум. Ненужный шум.