Ислам Текеев
Автор

Аланские мотивы и современная мода

Ислам Текеев
Автор
14.03.2017

Значение национального костюма в культуре и быте каждого отдельно взятого народа сложно переоценить. Широко известно высказывание, утверждающее, что «язык — душа народа». В случае с национальной одеждой — это не просто характерный облик народа, отличающий его от других, а настоящее искусство.

Национальное облачение представителя определенного этноса может рассказать много увлекательного и познавательного об образе жизни, художественном взгляде народа на окружающий мир и его мастерстве. Не являются исключением и карачаево-балкарцы, чья национальная одежда сочетает в себе богатую историю и традиции, передающиеся из поколения в поколения.

Именно популяризации и сохранению карачаево-балкарской национальной одежды был посвящен первый межрегиональный фестиваль «Этно Fashion. Аланский стиль», состоявшийся на днях в селе Учкекен Карачаево-Черкесии. Его организаторами выступили региональная общественная организация «Къарачай Алан Халкъ» (Карачаевцы — аланский народ) и культурный благотворительный фонд «Эльбрус-Стар». Фестиваль приурочили к 60-летию возвращения карачаевцев и балкарцев на историческую родину из мест депортации.

Национальный костюм как хранитель истории народа

Об идее и целях первого межрегионального фестиваля карачаево-балкарской национальной одежды в беседе с корреспондентом портала «Кавказ Сегодня» рассказала руководитель культурного благотворительного фонда «Эльбрус-Стар» Людмила Биттирова-Кочкарова.

«Каждый человек обязан знать историю своей нации. Принадлежность к определенным вековым традициям и обычаям даёт индивиду ощущение значимости в жизни. Чем глубже корни, тем прочнее и увереннее стоит человек на земле. Самобытность и уникальность Карачая и Балкарии стоит на трех столпах – это   красота горной природы, аланское наследие  и  оригинальная национальная культура. Это – главное богатство, которое они сумели выстоять за всю свою драматическую историю», — отмечает собеседница.

 

Главная идея фестиваля, подчеркивает Биттирова-Кочкарова, — популяризация карачаево-балкарской национальной одежды в современном стиле, выпускаемой молодыми и талантливыми дизайнерами Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Площадка фестиваля предоставляет им возможность представить свое творчество широкой публике и получить ее оценку как стимул для дальнейшего развития и самосовершенствования в дизайне одежды. Появляется интерес жителей региона к местным брендам, продвигается этническая тематика в индустрии моды. Вместе с тем молодежь начинает увлекаться дизайном.

«Уникальность нашего проекта — в поиске и популяризации новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством; развитие темы этники и национальной идентичности через ее интерпретацию в модном костюме и актуальном дизайне», — говорит организатор фестиваля.

Перед проектом стоит достаточно претенциозная задача — донести до современного общества многогранность и актуальность карачаево-балкарского этнического стиля в одежде, пробудить в современных модельерах интерес к сохранению и развитию традиций национального костюма в современной одежде.

Союз молодых и креативных

Одним из знаковых событий в рамках фестиваля должно было стать образование Союза карачаевских и балкарских дизайнеров, о чем было заявлено заранее. По сути, на мероприятии и состоялось его первое заседание, был выбран руководитель новой организации. Им стала известный в Карачаево-Черкесии и за ее пределами дизайнер Зарема Аджиева.

Я поинтересовался у нее, чем планирует заниматься Союз, определены ли основные направления работы и что подразумевает под собой объединение карачаевских и балкарских дизайнеров. В него вошли 11 дизайнеров из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

«Главная цель – это объединить талантливых людей в одно целое, помогать друг другу. Каждый из них умеет делать что-то одно хорошо, а другое хуже. Члены Союза совместно будут создавать интересные модели одежды, возможно — даже шедевры, развивать культуру. Не исключено, что наша организация станет единой площадкой для проведения мастер-классов, обмена знаниями и повышения уровня мастерства», — сообщила Аджиева.

 

Она отмечает, что у молодых дизайнеров не всегда есть материальная возможность для выпуска и презентации своих коллекций на подиумах различного уровня.

«Минимум по одной коллекции в год выпускает каждый дизайнер. Мы планируем формировать одну общую коллекцию от Союза, включая в нее по одной достойной вещи от каждого дизайнера и представлять ее на различных показах», — уточнила руководитель Союза карачаевских и балкарских дизайнеров.
Сейчас запланирована поездка представительниц организации на показ в Санкт-Петербург. Союз со своими коллекциями представят Амина Айбазова и Фариза Шаханова.

«Предполагается участие в разнообразных международных конкурсах и фестивалях, чтобы о нашем традиционном искусстве – карачаевцев и балкарцев – узнали во всем мире. Мы будем не только продвигать молодых и талантливых дизайнеров, но и привлекать молодежь и прививать ей вкус к традиционным нашим старинным вещам. Хотим объединить традиционные карачаевские и балкарские элементы в одежде, ставшие сейчас модными, воспроизвести старинные методику и технологию изготовления различных изделий», — говорит дизайнер Аджиева.

Переплетение традиций и современности

Участие в показе приняли более 10 дизайнеров, приглашенных из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, - лауреаты и победители всевозможных этнических фестивалей и конкурсов. Все они представили свыше восьмидесяти моделей карачаево-балкарской национальной одежды.
Зрителей со своим творчеством познакомили Зарема Аджиева, Аминат Айбазова, Зарема Бекболатова, Кулиева Марина, Шаханова Фаризат, Салпагарова Фаризат, Шакманова Гульнара, Джатдоева Лейла, Казиева Зульфия, Лаура Биджиева, Аслижан Мамаева и Туменова Альбина под руководством Султановой Аминат.

Зрители увидели коллекции двух типов: со строгим соблюдением всех особенностей карачаево-балкарских этнических костюмов, так и стилизованные, украшенные отдельно взятыми элементами.

Особую изысканность и национальный колорит представленным моделям придавали вышивка бисером, жемчугом, стразами и аппликации ручной работы, выполненные в виде деталей орнамента традиционных нарядов. Костюмы украшали металлические пояса, нагрудники и платки ручной работы.
Для своих работ дизайнеры использовали такие благородные ткани, как бархат, королевский атлас, жаккард, гипюр и велюр. В сочетании с украшениями получились национальные костюмы, соединяющие в себе практичность и нарядность, изящно подчеркивающие линии фигуры.

Помимо показа моделей одежды, посетители могли полюбоваться выставкой, где организаторы фестиваля собрали более 150 экспонатов старинной одежды, предметов быта, а также ювелирных украшений и платков, кукол ручной работы.

Экспонаты, в частности старинную одежду, на время передали музеи, часть получена из частных и семейных коллекций. Некоторые из них созданы еще в 18 веке и хранятся в семьях из поколение в поколение.

Здесь же развернулась выставка войлочных ковров – кийизов, представленных мастером Амином Узденовым. Рядом расположились сшитые в позапрошлом веке старинные национальные платки и современные, вышитые шелковыми, золотыми или серебряными нитями – работы Зои Абаевой и Марины Катчиевой. Желающие могли на месте пройти мастер-класс и научиться этому искусству.

Для сравнения организовали экспозицию этнографического музея Халимат Акбаевой из села Терезе Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии. Экспонаты для музея «Село мое родное» его руководитель собирала более 30 лет – с 1984 года. В его коллекции национальные мужские и женские костюмы, предметы быта, охотничье и боевое оружие, орудия для занятий сельским хозяйством, ремесленные инструменты и транспортные средства. Некоторые предметы музея украшены орнаментами в различных техниках, резьбой, росписью, чеканкой и прочими видами декорирования. Среди экспонатов – документальные фотографии и литературные произведения.

Спрос на старину

По словам дизайнера Заремы Аджиевой, спрос на национальную одежду или стилизованные под нее наряды возник давно. Однако временами он утихал и снова вспыхивал. Это сказывается и на работе современных дизайнеров, выполняющих для клиентов соответствующие заказы.
«Мне часто заказывают одежду со старинными национальными элементами. На разные мероприятия, начиная от свадеб и просто вечеринок, мы шьем пиджаки с газырями, вечерние платья с элементами старинных нагрудников или поясов, традиционными старинными орнаментами, присущими именно карачаевцам и балкарцам», — рассказывает Аджиева.

Немало заказов поступает и из-за границы, отмечает она. Обращаются этнические карачаевцы и балкарцы, живущие, к примеру, в Голландии и Америке. Им хочется носить одежду с национальными элементами, чтобы быть узнаваемыми в толпе друг для друга и отличаться от остальных людей. Традиционные мужские и женские наряды заказывают на свадьбу, чтобы провести это важное мероприятие в красивой национальной одежде, отмечает дизайнер.
«Недавно были модными свадебные наряды с широко открытыми плечами. Сейчас люди, даже если это европейское платье, находят способ прикрыть плечи с помощью детали с национальным элементом, для того, чтобы это смотрелось, как национальная вещь. Национальные свадебные платья пользуются спросом, мы их шьем постоянно», — констатирует Зарема Аджиева.

Сейчас возвращение к своим корням и традициям стало модным, происходит некий «бум» интереса к одежде предков. Раньше, к примеру, старинные нагрудники и серебряные пояса распродавались за ненадобностью, их передаривали. Но в отдельных семьях сохранились не только эти ценные вещи, но и даже национальные платья, несмотря на ужасы депортации, пережитые голод и холод. Не исключение и семья Аджиевой, где бережно хранятся фамильные ценности.

«У меня дома хранится старинный серебряный пояс, он принадлежал прабабушке моей бабушки, очень старинная вещь с датой и надписью на фарси, сделанная для Хорасан – так ее звали», — делится со мной дизайнер.

Она приводит сообщения известных этнографов, отмечавших богатую орнаментированность карачаево-балкарских национальных платьев и большой труд, который вкладывался в их изготовление, высокое качество одежды.

«Многие ткани, которые производились в Карачае и Балкарии на собранных буквально за день станках, по качеству превосходили ткани, которые делали русские крестьянки на сложных станках. Желание делать качественную одежду у нас в корнях и в крови», — подытоживает Зарема Аджиева.