Современные политологи, аналитики, политики и разного рода футурологи любят рассуждать о грядущих войнах за воду. Якобы человечество не в силах решить проблему всеобщего достатка питьевой воды и потому обречено на вооруженное противостояние за общепризнанный источник жизни.
Один из «интеллектуальных страхов» современности для размышляющих жителей Кавказа в том, что т. н. глобальное потепление может растопить ледники и наши водные ресурсы катастрофически оскудеют. При этом могут пострадать те регионы, в которых есть сеть гидроэлектростанций на горных реках и т. д. К тому же вся наша экосистема связана с этими высокогорными источниками пресной воды. И мы уже наблюдаем сокращение их площади. Однако, как мы знаем, по мнению ряда ученых, такие процессы не укладываются в 50, 100 и даже 200 лет. Мы сегодня можем наблюдать и анализировать, делать расчеты по поводу водных ресурсов, которых хватит на наш век и, разумеется, внукам останется…
Циклы глобального потепления, нормализации температуры или похолодания, вероятно, растянуты на несколько веков. Суть в любом случае в том, что мы не можем жить без воды.
Важнейшей задачей властей и общественности является обеспечение населения качественной питьевой водой. Помимо того, что СКФО находится, само- собой, в рамках реализации ФЦП «Обеспечение населения России питьевой водой» и Года экологии, хорошие результаты приносит планомерная работа на местах.
Двадцать пять лет назад вопрос качественного водоснабжения в Ингушетии, как и во многих других регионах Северного Кавказа, скажем так, был «взрывоопасным». Старые коммуникации еще справлялись с нагрузкой, население не переполняло города, разумется меньше было и предприятий малого бизнеса. А всюду, для производства пищевых продуктов или промышленной продукции, необходима вода. И всегда нужна, если не питьевая, то чистая вода. Разумеется, не только голь на выдумки хитра, но и вполне обеспеченные граждане, отсюда были попытки использовать природные ресурсы в личных целях. Сегодня, к счастью, экологический контроль водных ресурсов, рек и родников Ингушетии достаточно строгий. При этом все понимают, что старая система водоснабжения свой срок отжила. Ржа точит металл. В республике делают ставку на полимерные коммуникации, надежные и долговечные.
Магомед Бабхоев, председатель Комитета по экологии и природным ресурсам РИ:
«Ингушетия – одно из редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистая природа и удивительное разнообразие флоры и фауны. Водные ресурсы представлены реками Сунжа, Асса, Фортанга, Армхи, чистейшими родниковыми водами, большими запасами термальных и минеральных источников, обладающих высокими рекреационными качествами. Мы как представители власти, так и каждый член общества непременно обязаны приложить все усилия для сохранения этих природных богатств».
Вопрос водоснабжения поднимался в Ингушетии с первых дней ее существования в статусе субъекта Российской Федерации. Имея под рукой источники пресной воды – горные реки и родники, естественно всегда жива идея, в полной мере использовать эти возможности.
2017 год станет важным этапом замены и реконструкции водных коммуникаций в муниципальных образованиях республики. На улицах сел и городов сегодня можно увидеть черные толстостенные, полимерные трубы – с первой оттепелью начали в ряде мест замену водных магистралей, оборудование скважин, установку резервуаров.
Пять лет назад главные направления в этой сфере сформулировал глава Ингушетии Юнус-Бек Екуров: «Вода — стратегический запас региона, и отношение к нему должно быть соответствующее. Считаю необходимым тщательно рассмотреть вопросы изучения недр республики, сооружения локальных систем водоочистки и канализации, в первую очередь в учреждениях образования и здравоохранения». И в правительстве региона трудятся над улучшением системы водоснабжения республики, проведения мероприятий по замене ветхой системы водоснабжения, строительства резервных площадок для бурения скважин.
Надо сказать, особое внимание уделили водозаборам. Специальная правительственная комиссия на местах проверила соответствие водозаборов республики техническим и санитарным нормам.
Учитывая рекомендации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ингушетии о необходимости изолировать все водозаборы от воздействия внешней среды, правительство дало указание городским и сельским властям. Главам администраций муниципальных образований, руководителям учреждений и организаций, на балансе которых находятся источники и системы питьевого водоснабжения, поручили на всех скважинах организовать зоны санитарной охраны, в соответствии с требованиями санитарных правил. Обеспечить техническую возможность для проведения экстренного обеззараживания водопроводных сетей по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
Здесь надо отметить, многие проекты реконструкции водных артерий в Ингушетии сегодня проводятся с применением местной продукции — Карабулакский филиал завода «Полимер» выпускает качественные полиэтиленовых трубы нужного диаметра.
За последние три года ситуация в «водном мире» Ингушетии претерпела много позитивных изменений. Особое внимание данному вопросу обеспечения стали уделять последние три года. Провели, за счет регионального бюджета, реконструкцию центральных сетей в Карабулаке, дабы обеспечить нормативное поступление воды в квартиры и дома города. Заменили более 20 км ветхих водопроводных линий города. Старые чугунные трубы, которые часто лопались, заменены на полиэтиленовые, диаметром 110-160 мм. Новые водопроводные сети проложены на 20 центральных улицах. Все это обеспечило нормальную работу, жизнедеятельность административных зданий, многоквартирных жилых домов, детских садов, школ, учреждений здравоохранения.
В этом графике работ строительство новых водопроводных линий протяженностью более 3 км, установка 2-х резервуаров и строительство артезианской скважины в отдаленных населенных пунктах Аршты и Чемульга, которые на протяжении четверти века сталкивались с проблемами водоснабжения.
В новом микрорайоне, в сельском поселении Яндаре, где построен красивый жилой комплекс и завершается создание инфраструктуры, провели работы по бурению скважины глубиной до 240 метров — она должна давать необходимый объем воды. Плюс к этому обустройство скважины, установка резервуаров для подачи питьевой воды в жилой микрорайон.
В 19-ти населенных пунктах Сунженского, Назрановского и Малгобекского районов Ингушетии проложены новые водопроводные линии протяженностью 26,760 км. Активно работы по замене ветхих сетей ведутся в Зязиков-юрте, Троицком и Али-юрте.
Вода в кране — один из важнейших индикаторов социального развития сельских территорий. Это еще раз подтверждает, ценность воды, бережного и экономного ее использования человеком.
Кстати, в Ингушетии поставлена задача — обеспечить выпуск специальных труб на базе упомянутого завода «Полимер», с целью наладить капельное орошение на сельскохозяйственных угодьях республики. Помимо бережного рационального использования водных ресурсов, в наше время важно принимать участие в производстве материалов для водной индустрии. Направление это перспективное. С каждым годом, безусловно, будет расти спрос на подобную продукцию.
Интересен опыт совместного решения проблемы по экологической безопасности водных ресурсов. Не так давно много вопросов вызывало состояние реки Камбилеевка, правого притока Терека протекающего по территории РСО-Алания и по Республике Ингушетия. Благодаря активной работе Департамента Росприроднадзора СКФО, создали рабочую группу, провели в обеих республиках консультации и встречи по линии экологических служб и получили хороший результат — вода в реке стала значительно чище.
Примечательно, что в Ингушетии в нынешнем году руководством республики поставлена задача обустройства 25 самых крупных родников — мест, которые согласно старинному обычаю посещают невесты. Благоустройство источников проведут за счет внебюджетных средств. Безусловно, помимо этнографической составляющей, в данном случае речь идет о здоровье людей.
Относительно перспектив — к 2018 году в республике должны быть решены ключевые проблемы водоснабжения. Об этом глава Ингушетии заявил на одном из заседаний президиума регионального правительства. «Для этого у нас есть все ресурсы и возможности. Просто надо правильно спланировать и организовать эту работу», — отметил он.
По его словам, в рамках дополнительных соглашений о сотрудничестве между Ингушетией и «Роснефтью», подписанных в ходе XX Петербургского Международного экономического форума, компания окажет финансовую помощь республике в размере 690 миллионов рублей. 300 миллионов из них решено направить на улучшение водоснабжения, строительство новых и ремонт существующих водопроводных сетей. Реализация этих проектов будет проходить при тесном взаимодействии органов местного самоуправления, представителей Роспотребнадзора и Комитета экологии, уделяя особое внимание тем сельским поселениям, где особенно ощущается нехватка воды.
В Ингушетии, как и во многих субъектах СКФО, есть свои известные водные бренды, это, прежде всего, минеральная вода «Ачалуки» и «Обанхи» — влага ледников. Эти товарные знаки, благодаря своему качеству, сегодня известны далеко за пределами Северного Кавказа.
Если взять за основу известный показатель, что в среднем человек выпивает около 750 литров воды каждый год, то невольно задумываешься: сколько же Н2O поглощает весь Северный Кавказ? В Ингушетии, стар и млад, вместе выпивают около 360 млн литров, но это лишь часть «большого глотка». СКФО, весь округ, за год выпивает около 7 млрд 125 млн литров. И ничто в мире не способно заменить для нас этот синоним жизни, кратко называемый в русском языке «вода». Кстати, на ингушском вода звучит в два раза короче – «хи». Может быть, это слово в древности сложилось так кратко по причине того, что родники всегда были под рукой? Кто знает, с тех пор ведь много воды утекло.
Но одно бесспорно: надежный водопровод с чистой водой важен для людей, как достойная зарплата, права человека и возможность реализовать свои таланты...