Тема обращения с твердыми коммунальными отходами уже давно активно обсуждается в обществе, в СМИ и, что важнее всего, в государственных органах. То, что вчера казалось нормой, сегодня стало страшной реальностью, с которой необходимо бороться. Наконец-то все пришли к пониманию того, что Россия нуждается в «Генеральной уборке». На бумаге все ясно и складно, но как же будет происходить она в реальности?
Простая арифметика
Начать хотелось бы с нескольких цифр, которые вводят в ступор и заставляют задуматься. Около 20 тысяч нелегальных свалок по всей стране удалось насчитать активистам Общероссийского народного фронта. При этом в официальной документации говорится лишь о двух тысячах свалок в стране. До 300—400 машин мусора ежедневно привозят на некоторые крупные свалки. Это 3—4 миллиона чистой прибыли от транспортировки, дальше которой дело не идет — отходы просто складируют. Только в Центральном федеральном круге годовой оборот отходов в финансовом выражении составляет 1 миллиард рублей. Еще немного цифр 0,5 миллиарда рублей из бюджета придется потратить на рекультивацию только одного полигона ТКО в Волгоградской области. Для сравнения, строительство современной школы на 1000 мест в том же Волгограде обойдется бюджету дешевле — 447 миллионов рублей. Если говорить о более близких нам территориях, цифры будут еще менее веселыми. В СКФО насчитывается почти 800 объектов размещения твердых коммунальных отходов. Больше всего их в Дагестане — более 340.
Порядка 250 мусорных свалок в Ставропольском крае требуют рекультивации. При этом в крае всего 9 легальных и отвечающих нормам полигонов для мусора, которые, однако, не справляются с объемами. 40 лет в Петровском районе Ставрополья росла мусорная свалка, которая уже полтора года официально закрыта. 50 миллионов рублей согласно проектно-сметной документации требуется муниципальным властям для работ по ее рекультивации. 50 миллионов, которых нет. Вся надежда на попадание в федеральную программу «Охрана окружающей среды 2012—2020 гг.» Пакет документов уже готов и подан на рассмотрение. 14 метров — такова глубина накоплений мусора на свалке. Слой в 14 метров, подмываемый протекающей поблизости рекой. 30 гектаров — такова площадь свалки. Для сравнения, для строительства детского сада необходимо порядка двух гектаров. То есть свалка занимает площадь 15 детских садов. Ответственного за свалку нет и быть не может. Она нелегальна. Сейчас в районе открыт новый полигон на площади 20 гектаров, который, однако, тоже не способен работать в полную силу. Рассчитан он на 50 лет при условии правильной эксплуатации. Там мусор должен не просто складироваться, но и сортироваться, прессоваться, утилизироваться. Процесс будет контролироваться Ростехнадзором. Специалисты уверены: по всей стране должны действовать только современные полигоны, отвечающие экологическим нормам и входящим в единый реестр. Ответственность за их работу должна лежать на региональных операторах, о которых мы поговорим чуть позже.
«В первую очередь нужно разобраться с накопленными отходами, ликвидировать наиболее крупные залежи мусора, которые, в прямом смысле слова, отравляют людям жизнь. Конечно, нужно создать экономические стимулы для вовлечения отходов в производственный оборот, добиться того, чтобы перерабатывать отходы было выгоднее, чем сжигать или закапывать», - сказал в конце прошлого года на одном из совещаний президент страны Владимир Путин.
Задачу услышали, темпы ускорили.
ОНФ объявил войну мусору
Общероссийский народный фронт запустил новый громкий экопроект «Генеральная уборка». Это стало необходимой и своевременной мерой по борьбе с мусором. Уже сейчас запущены интерактивные карты, на которых любой житель страны, заполнив простую форму, может отметить местонахождение свалки, просто вписав название населенного пункта и добавив фотографию в доказательство. Для этого необходимо просто воспользоваться специальным интернет-ресурсом kartasvalok.ru. Далее, на основании интерактивной карты, эксперты ОНФ будут направлять запросы к региональным властям и надзорным органам с целью ликвидации «серых» свалок. Активисты уверены, что чаще всего региональные власти бывают в курсе всех мест, где находятся нелегальные мусорные полигоны, однако действия по борьбе с ними не предпринимаются в силу целого ряда причин, основная из которых — нехватка средств. Именно поэтому теперь, в некоторых случаях, решать проблему будут на федеральном уровне, с привлечением средств из государственного бюджета. Помимо этого, с появлением интерактивной карты общественникам будет проще контролировать чиновников.
«Мы хотим, чтобы наши мониторинги стали настольной картой для работы чиновников. Наша задача выстроить такую систему, при которой власть будет слышать людей, а активисты станут не просто критиковать, а предлагать пути решения, в том числе свою безвозмездную помощь», — отметила депутат Государственной Думы VII созыва, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды и сопредседатель Центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева.
Ставрополье, задыхающееся от мусора, уже сейчас активно подключилось к глобальному «субботнику». Край может стать одним из десяти пилотных регионов, в которых уже в ближайшее время будет внедрена новая система обращения с твердыми коммунальными отходами, которая уже с 2019 года заработает по всей стране.
Кто в ответе за мусор?
В следующем году в Ставропольском крае будет разработана новая схема расположения полигонов для ТКО. Об этом на встрече с журналистами рассказал руководитель региона Владимир Владимиров.
«Территориальная схема расположения полигонов уже разрабатывается. Без решения этого вопроса не будет инвестиций в эту отрасль», — пояснил губернатор.
По всем критериям край готов войти в десятку регионов, которые первыми испытают и оценят работу новой системы обращения с мусором. Для Ставрополья это имеет огромное значение, так как «десятка первых» получит от федерального центра дополнительные субсидии на реализацию программы, что не только облегчит переход на новую систему, но и упростит процесс решения накопившихся проблем в части обращения с отходами.
«Мусорная реформа», о которой так много говорят, должна была воплотиться в жизнь уже с начала 2017 года. Согласно плану, именно с этого момента все жители страны начали бы получать квитанции для оплаты еще одной услуги ЖКХ — сбора и утилизации отходов. Многие готовились к тому, что это вызовет недовольство россиян, не привыкших платить за свой мусор. Однако до нововведения дело так и не дошло. Причиной стало то, что платить было, в прямом смысле слова, некому. Сами регионы оказались не готовы к раздельному сбору и переработке твердых коммунальных отходов. Каждая территория должна была до конца 2016 года выбрать регионального оператора по вывозу мусора, разработать схему размещения отходов и установить тарифы. На деле же ничего из вышеперечисленного выполнено не было, в связи с чем переход на новую систему обращения с ТКО было решено отложить на два года — до 2019. При этом в федеральном центре отметили, что эти два года вынужденной отсрочки должны быть использованы для тщательной проработки и подготовки, за которую отвечать будет каждый глава региона и, конечно, отраслевые ведомства, в первую очередь, — региональные министерства жилищного хозяйства. На Ставрополье к работе приступили уже сейчас.
«Комиссия проведет конкурсный отбор и определит среди претендентов регионального оператора. Одним из критериев отбора станет цена услуги — она должна быть максимально низкой. Уже после этого оператор заключит договоры с предприятиями, населением и подрядчиками, которые будут выполнять работы по транспортировке, хранению, переработке и обезвреживанию отходов», — рассказал начальник отдела по проведению государственной политики в области обращения с отходами министерства ЖКХ Ставрополья Сергей Докукин.
В министерстве пояснили, что нововведение поможет улучшить экологическую обстановку в крае, ограничив вывоз мусора на нелегальные, не оборудованные или закрытые свалки, а также положительно скажется на бюджете региона.
Еще одна задача на ближайшие два года — работа с населением. Люди должны четко понимать, за что ежемесячно платят, что означает новая графа «Услуга по обращению с ТКО» в квитанции. Необходимо поменять само отношение россиян к мусору и к окружающей среде.
«Никакой закон не будет работать, пока в головах у людей не сформируется понятие ответственности за собственное экологическое поведение», — уверена Тимофеева.
Параллельно с этим эксперты работают над другими задачами. Так, все чаще речь заходит о переходе от пластика, который разлагается столетиями, к бумаге — экологически чистому материалу. Это не только положительно скажется на экологической ситуации, но и намного упростит работу по сбору и утилизации мусора.
Если говорить о новой системе обращения с ТКО, ключевым игроком здесь выступит региональный оператор, который не только будет устанавливать тарифы и определять исполнителей по направлениям (сбор, хранение и обезвреживание), но и нести ответственность за исполнение ими взятых на себя обязательств. На сегодняшний день в регионах Северного Кавказа и, в частности, на Ставрополье такая организация не определена. Списки претендентов будут опубликованы только в конце марта текущего года. Есть те, кто, вероятнее всего, станет исполнителем, но и их называть, как очевидных «игроков», — пока рано по целому ряду причин. Например, «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» уже сегодня заявляет о том, что готов побороться за право выступить исполнителем по обезвреживанию и утилизации отходов, однако на предприятии не уверены в положительном для них результате.
«Мы не можем сегодня с уверенностью сказать, что нам выпадет шанс взять на себя работу по утилизации и обезвреживанию отходов на территории Ставрополья, ведь в конкурсе могут участвовать все желающие, конечно, если их техническое оснащение и документация в порядке, и мы не знаем, что могут предложить они. Но если нам все же удастся выиграть тендер, это станет серьезным импульсом для развития предприятия, — рассказал начальник технического отдела ОАО «Пятигорский теплоэнергетический комплекс» Сергей Неборак. — Надеюсь, что региональный оператор, кем бы он ни был, учтет тот факт, что работа нашего предприятия способна в 5-6 раз уменьшить вес отходов и в 40 раз их объем. Это не только упростит работу всей цепочки, но и поможет уменьшить площади полигонов, защитить окружающую среду».
На вопрос о том, рассматривают ли на предприятии возможность стать региональным оператором по Южным районам края, — ответили, что об этом пока рано говорить, но если это будет на пользу краю, то они готовы взять на себя такую ответственность.
На сегодняшний день в России накопилось 100 миллиардов тонн отходов, которые занимают 4 миллиона гектаров земель. Оставлять все в таком виде — просто преступление, тем более в таких регионах, как Ставропольский край, где земля испокон веков и кормила, и лечила.