Сегодня, 7 февраля, обнародован рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации в январе 2017 года, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Напомним, АПЭК — российская компания, работающая в сфере исследований, в том числе политических, рейтинговых и региональных, а также общественных коммуникаций и медиапроектов.
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам: «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Итак, исходя из комментария к опубликованному рейтингу влияния глав субъектов РФ, трендом месяца становится усиление политического влияния ряда глав регионов, включенных в Высший совет «Единой России» на XVI съезде партии. В качестве сопутствующих, но уже противоположных тенденций, называется ослабление глав регионов, которые были исключены из руководящего органа партии. Поскольку на Северном Кавказе с этим все в порядке, налицо и позитивная тенденция.
Пятерка лидеров списков осталась неизменной. И точно так же второе место после мэра Москвы Сергея Собянина привычно занимает глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Он, кстати, остается единственным представителем Северо-Кавказского федерального округа в разделе «очень сильное влияние». Но есть одно «но», и это «но» — с положительным контекстом. Консолидированный балл, выставленный экспертами чеченскому лидеру, — заметно выше, чем в декабре (7,71 против 7,38).
Кстати, усилилось влияние главы Чечни Кадырова и в рейтинге 100 ведущих политиков России в 2016 году, также подготовленном АПЭК. За 2016 год глава региона занял 48–49 место (а годом ранее — 60-е). И опять же — это единственный из глав субъектов СКФО, вошедший в данный рейтинг. По мнению экспертов, это связано с его успешным переизбранием на пост руководителя региона.
На этом присутствие северокавказских лидеров в разделе «очень сильное влияние» исчерпывается. Владимир Владимиров, губернатор Ставропольского края, переместился в раздел «сильное влияние», однако потерял лишь две строчки в рейтинге, что нельзя назвать значительным изменением позиции.
Следом за Владимировым в списке «сильных» губернаторов идет глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, чья позиция также отличается завидной стабильностью (31 место против 30-го в декабре). Место в рейтинге АПЭК у руководителя Дагестана Рамазана Абдулатипова тоже осталось привычно стабильным – 43 место против 42-го в прошлом месяце.
В следующий раздел — «среднее влияние» — вошли три северокавказских лидера. И здесь — почти «прорыв». Сразу три позиции прибавил глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, возглавивший в январе этот раздел рейтинга (в декабрьском списке он был на 4 месте). Глава Кабардино-Балкарской Республики Юрий Коков прибавил еще больше — целых пять пунктов. Теперь с 60 места он переместился на 55-е. И, наконец, еще более впечатляющий «взлет» продемонстрировал глава Северной Осетии — Алании Вячеслав Битаров, который переместился на шесть позиций вверх — с 70-го на 64 место.
Таким образом, учитывая условность любых рейтингов (даже от такого авторитетного рейтингового агентства, как АПЭК), нельзя не заметить устойчивую и показательную тенденцию: северокавказские главы либо относительно сохраняют свое влияние, либо значительно укрепляют его. И это весьма позитивный момент.