Якуб Султыгов
Автор

Кавказский стиль – это мировой уровень

Якуб Султыгов
Автор
05.02.2017

Долго размышлял над серьезным и  шуточным определением  нашей былой моды и ее нынешних «рецидивах». С одной стороны,  это определение в старом  анекдоте:

- Говорят,  ты купил себе машину, это правда? 

 - Да. 

 - А какого цвета? 

- Ты закат солнца когда-нибудь видел? 

- Да…

 -Ну вот, точно такая же, только зеленая…

С другой стороны, мода — дело серьезное. Всюду, от Майкопа до Махачкалы на Северном Кавказе, в разные периоды были  в моде белые штаны, черные водолазки, джинсовые куртки, кожаные кепки, махровые шарфы… И все мы были такие заметные и неповторимые.

А на улице другое «дефиле» нынче. Вроде все стильно, а хочется чего-то своего, более родного. Сегодня красные мокасины, зауженные брюки, как у стиляг прошлого, приталенные рубашки и стеганные куртки  диктуют групповой вкус.

Невозможно еще раз не упомянуть красные мокасины — очень тонкий  показатель того, как  легко переборщить, создавая из себя образ интересного мужчины. Они удобны, заметны, недороги, чувствуешь себя иностранцем… Или супергероем из столь любимых когда-то народом индийских фильмов…

В поисках гармонии наши люди сегодня обращаются к национальной одежде, ее элементы  дополняют привычные, ежедневные костюмы. Это можно увидеть в Ингушетии, Чечне, Осетии, на Ставрополье и в других  местах СКФО. Мы далеки от мнения, что чужая мода способна уничтожить нашу  российскую, национальную идентичность, но она способна поколебать представление молодых людей  о ценностях родного края, ввести в заблуждение.

Раньше мы жили в СССР, где зарубежное влияние было ограничено «железным занавесом». Однако известное выражение немецкого философа Георга Зиммеля: «Каждая мода выглядит так, будто будет существовать вечно», и тогда казалось очень точным. Кавказская мода недавнего прошлого до сих пор жива в образах наших современников.

Первым делом вспоминается яркий пример из этого ряда —  главный герой популярного кинофильма «Мимино», в незабываемом исполнении Вахтанга Кикабидзе. Фуражка-«аэродром» дополнялась в Назрани или Махачкале шляпой — знак некой причастности к интеллигенции. А интеллигенция в те времена была тем явлением, что сегодня молодежь кратко обозначает термином «круто!». Несмотря на знаменитое изречение Аркадия Райкина «ходит, как простой инженер», большинство зрелых мужчин мечтало, хотя бы внешне выглядеть подобно классическому писателю, партийному работнику или ученому.

В эпоху  Людовика XIV  еще можно было говорить о равной сложности  женской и мужской моды — многие мужчины Европы были одеты в те времена словно павлины. Правда на Кавказе  одежда сильной половины, за редким исключением, была всегда проста, без излишеств — подобная норма жива и по сей день. Между тем, женская мода 70-80 годов века минувшего в нашей стране не была переполнена изысками. Значительное влияние, например, в Ингушетии,  на  моду тех лет  оказал ассортимент легкой промышленности и собственно Назрановская трикотажная фабрика. Косынки, вязанные кофты, сапоги, туфли. Можно даже смело назвать самыми яркими знаками того времени красные сапожки  зимой и белые туфли в летний период. Отчасти, являясь типичной для Кавказа модой, эта одежда и обувь гармонировали с общей модой в стране. Эти образы были узнаваемыми и позитивными, несли отметку рабочей среды и определенного  сообщения: «Я такой же, как все».

Несколько десятилетий назад,  будучи совсем юнцом, я с невольным любопытством наблюдал, как на танцплощадке  санатория в Геленджике парни и девушки танцуют разные «буги-вуги», рок-н-ролл т и т. п. Один из работников санатория подошел ко мне и сказал:

«Это все не так просто. Приходи завтра в летний кинозал, я буду читать лекцию о том, как нас Запад пытается обмануть».  На следующий день заинтригованный его словами я отправился на обещанную лекцию.

Странно, но этого мужчины на месте не было, выступала женщина средних лет, в строгом черном костюме. Суть ее слов была следующая: «На Западе существуют целые институты, научные центры, изучающие умонастроения молодежи. Вам кажется, что брюки-клеш, длинные волосы, шумная музыка, мини-юбки, черные очки и подобные  элементы моды — это нечто случайное, случайная мода.  На самом деле эта модель поведения, навязываемый образ жизни, призванный отвлечь молодежь от политической арены мира, увести ее от политических вопросов».

Не знаю, было ли это одно из очередных «партийных опасений» того времени, когда идеологическое противоборство порождало подозрения и страхи, и не только в мире моды… Однако довод о том, что мода является мощным инструментом борьбы за умы молодежи, не случайно актуален и сегодня.

Конечно, с тех пор прошло много представлений  на подиумах планеты, и в мире в несколько раз возросло количество модельеров. И главное в этом деле теперь стать успешным коммерческим проектом. Сегодня не ставят задачу специального выпуска определенной одежды и аксессуаров, навязывая моду, способную разрушить традиционные ценности конкретного общества. Все гораздо хуже и масштабнее — глобализация. Мода ищет универсальные формы, спрос на которые существует одновременно в Америке, на Кавказе или в Новой Зеландии. При этом скорость проникновения модных тенденций в общественное сознание велика.

Невольно возникает тревога: сможет ли традиционное общество, в частности Ингушетия или другой регион Северного Кавказа, ответить на подобные вторжения в привычное культурное пространство? Сможем ли  создать и сохранить собственную моду, удовлетворяющую запросы большинства, конкурентоспособную и интересную? Как шить одежду и обувь, сохраняя в них элементы национальной культуры, и сделать их популярными не только в национальной среде?

На Западе, в этой искушенной индустрии моды, все же главный нынешний аргумент — это эпатаж, крайность. А у нас в стране и на Кавказе есть великие резервы уникальной культуры, сохраняющей гармонию с реальностью.

В Ингушетии за последние два десятилетия появились  в области моды несколько высококлассных мастеров.  Достаточно напомнить  лишь  о части  этих  одаренных и целеустремленных людей.

Одна из них Заира Гатагажева — известный дизайнер женской одежды, с узнаваемым почерком и стилем. Заира — победитель  престижнейших конкурсов европейского и мирового уровня. Ее работы в области  национального костюма — блестящий пример того, что талант способен решить самые сложные задачи.  Она — проводник моды,  сохраняющей  национальную идентичность и создающей лучшие модели индустрии искусств.

Особое место у фантастических работ, шедевров — свадебных платьев и исторических ингушских костюмов, созданных в свое время Зиной Инаркиевой, и замечательные работы  ее дочери Айны.

Дизайнерские коллекции от Хадижи и Луизы Арапхановой, чья продукция пользуется неизменным успехом на самом высоком уровне. Стильные произведения Лейлы и Фатимы Оскановой и все, что предлагают миру моды сестры ОзиевыХади и Лейла из магазина Gvileti. Работы ингушских модельеров не первый год представлены на самых престижных конкурсах. Красивые женщины создают прекрасные модели.

Кстати, мужчинам, казалось бы, легче всех — не надо тратиться на  богатые наряды. И это правильно, но  если человек хочет, в буквальном смысле слова, нести на себе следы кавказской цивилизации, либо казачьей самобытности, славянской культуры и т. д. — ему придется потратить  определенную суму денег. Тот случай, когда красота требует финансовых жертв.

Мода только на первый взгляд дело сугубо личное. Данная сфера ощутимо влияет на психику человека, независимо от возраста. Она становиться частью наших привычек. А от привычки до характера, мышления, оценок, отношения к своей жизни — рукой подать.  Здесь тот момент, о котором когда-то говорил Махатма Ганди: «Я хочу, чтобы ветер всех культур веял у моего дома, но я не хочу, чтобы он сбил меня с ног».

Радует, что сегодня во всех регионах Северного Кавказа есть прекрасные мастера кройки и шитья, чьи работы приобретают все больше поклонников и почитателей. Они занимают свое место под солнцем, отодвигая иностранные бренды. Кавказцы, оставаясь россиянами, все больше желают и внешне походить на кавказцев, быть примером той неповторимой многонациональной мозаики, которая отличает нашу страну от Америки или Европы. Это видно на улице, в студенческой среде, на собраниях, концертах,  торжественных мероприятиях, на встречах глав регионов СКФО. И здесь не регламент и ритуалы — это плодотворное возвращение к собственным ценностям. Оно требует известных усилий и времени.

И благодаря указанным талантам, появляется обоснованная надежда, что у нас появится и на долгие годы сохранится своя индустрия моды, которая подчеркивает в мужчинах  силу, благородство, достоинство, а в женщинах красоту, скромность и ту самую тайну, что является украшением  земного мира. 

Дизайнер Марьям Гетагазова:

«Поставив перед собой цель – добиться успеха в мире моды, надо усвоить, что без профессионального отношения к делу ничего не получиться. Конечно, необходимо знать многие секреты не только кройки и шитья, изучать свойства материалов,  использовать лучшие технические средства и новые технологии. Все это, естественно,  нужно для создания безупречно качественной продукции. Вместе с тем творческий подход, умение создать настоящий бренд, требуют многих, разносторонних знаний. Изучение культуры, истории, традиций, поиск форм, позволяющих ярко выразить красоту и уникальность этноса – это труд, который требует времени и усилий, терпения и настойчивости. Кавказский мир, культура Ингушетии – огромная кладовая, где всегда можно найти основу для новых, впечатляющих работ. Именно высокая квалификация, чувство гармонии и проверенные веками традиции, позволяют нам сегодня говорить об успехе кавказской моды. Мир моды огромен, подобен океану, но мы не собираемся захватить этот океан. У нас задача другая: отстоять свою часть территории, где  царствуют кавказские представления о красоте, стиле, простоте и роскоши. И здесь нет никаких сомнений в успехе нашего дела».