На сегодняшний день в мире существует бесчисленное множество различных родов деятельности. Но спрос на профессии претерпевает изменения, и приходиться думать о том, кем быть и как честно заработать благодаря своему труду и талантам.
Традиционно на Северном Кавказе многие века в почете были профессии учителя, животновода, кузнеца, врача, военного и ряд других. В 2017 году ясно понимаешь, что давая сыну или дочери совет кем быть, недостаточно сказать: «Все профессии нужны, все профессии важны». Спрос — главное условие современного мира. Технологии позволяют гражданам жить без отрыва от технологий, услуг, знаний, природы, географии земного шара. И, конечно, людям всех возрастов хочется честно пополнять свой кошелек.
Напомним, что на Северном Кавказе число зарегистрированных безработных около 150 тысяч человек. При этом из федерального бюджета по госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 года на стимулирование экономики СКФО выделят 300 млрд рублей. Это, разумеется, снизит процент безработицы в регионе. Согласно статистике в Ингушетии проблема с рабочими местами стоит наиболее остро. Правда, в прошлом году в республике создано 7 тысяч новых рабочих мест.
Понятно, как раньше в нефтяной отрасли, или на заводах по производству электроинструментов, трикотажной фабрике или выездных работах, сегодня всю массу людей не трудоустроить. Соответственно, важно знать, какие ориентиры, планы и идеи есть у местных жителей, чтобы найти дело по душе и снизить процент безработицы.
Так на чем же можно честно заработать в СКФО и, в частности, в Ингушетии? Мы решили найти ответы на эти вопросы, избегая сухих цифр, посредством живого диалога. Многие жители республики заняты в сфере строительства, пищевой отрасли, в сельском хозяйстве. Отметим яркие примеры.
Разумеется, резко поменять профессию сложно, и всякая профессиональная деятельность — честный заработок. Но есть работы, занимаясь которыми, можно добросовестно и честно пополнить семейный бюджет.
Мадина Ахильгова — молодая девушка делает первые шаги в мире моды, но у нее уже есть свои ученики:
«На Кавказе для женской моды один закон — быть не хуже других. Когда моя бабушка была молода и сегодня, когда я наряжаю свою дочь, — всегда наши женщины хотели быть красивыми, поэтому если вы научитесь искусству кройки и шитья, никогда не пропадете. Конечно, я не зарабатываю как Юдашкин или Гуччи, да мне это ни не нужно. Шью не спеша, по заказу, что-нибудь необычное, с изюминкой. К тому же «цыганская почта» мне рекламу создает, девочки приходят, просят научить главным навыкам, и я провожу курсы. В месяц у меня выходит от 10 до 20 тысяч рублей, в зависимости от заказов. И еще умение шить хорошо и качественно пригодиться любой леди на всю жизнь».
Якуб Ханиев является мастером газоэлектросварки, он кажется, никогда не унывает, на лице у него, сколько помню, всегда улыбка:
Танзила Албогачиева — медсестра, ее «дополнительный бизнес» оказался совсем неожиданным:
«Мы живем в селе, до города рукой подать, кругом магазинов много. Я как-то заметила, когда сосед болел, одно важное обстоятельство: он попросил обычный компот ему принести, так не сразу компот нашли… Это раньше в каждом доме заначка была из банок с абрикосами или яблоками, повидло варили, сухофрукты на зиму готовили. А сегодня в супермаркетах газированная химия одна. Вначале все дома смеялись над моей затеей — я решила закатывать и сдавать осенью в магазины 100-200 банок. А через две недели, когда деньги принесла, все раскупили, смеяться перестали. Я четвертый год этим с братом и сестрой занимаюсь. Мы еще помимо ягодных варений, различные соленья готовим и сдаем. Конкуренцию консервному заводу составить не можем, но прибавка к нашим зарплатам хорошая. На Северном Кавказе жить и покупать заморские джемы — себе вредить. Надо свои местные компоты пить!»
Зейнеп Евлоева давно на пенсии, но сидеть сложа руки просто не умеет. Ее обычный для Ингушетии кулинарный талант стал для семьи большим бизнесом:
«В начале 90-х годов здесь в Карабулаке трудно было, ни работы и заработка. Я решила два-три пирога делать и продавать. Бывало, ничего не продавала. А затем, после образования республики, клиентов стало больше, стали покупать мои пироги, приходилось делать пару десятков. Дети подросли, девочки мне помогали. Теперь у нас небольшой цех есть на рынке. Пироги, торты, лепешки, кексы, коржики поставляем в несколько магазинов и на рынок. Поверите, благодаря этим пирогам я дом построила, детей вырастили, машина у нас иностранная во дворе. Думаю, такое дело будет удачным и в Осетии, Чечне или Дагестане — пирог на столе всюду радует глаз».
Редкий для СКФО вид честных денег у Румины Мальсаговой, а все по причине интересной профессии — она музыкант:
«Конечно, это не основное мое занятие, но в Магасе живет много обеспеченных, образованных людей. К тому же много семей из Москвы — они здесь служат, учатся, трудятся. Люди хотят дать своим мальчикам и девочкам музыкальные знания. Я даю уроки музыки детям, учу нотам. Это возможность зарабатывать честно круглый год — на музыку погода не влияет».
Адам Батаев — студент университета, будущий биолог:
«К счастью, сегодня на Северном Кавказе есть здоровая конкуренция в плане украшения городов, парков, улиц, скверов. Летом это отчетливо видно. Каждый город и республика стремятся удивить друг друга своей архитектурой или зелеными насаждениями. Хорошие деньги можно получать, став мастером ландшафтного дизайна. Вы можете получать заказы от организаций и учреждений, особенно много их от частного сектора. Мало сегодня построить дом, навес и гараж, люди желают уюта и красоты, чтобы сад был как у королевы Англии. Что важно, работа посильная для всех возрастов, на свежем воздухе».
Рустам Долгиев пробует себя в искусстве фотографирования. Считает, что став профессионалом, всегда можно себя обеспечить достатком:
Лиза Евлоева — домохозяйка с большим предпринимательским опытом:
«У нас все получилось в бизнесе благодаря мужу. Все он узнал, решил, начал. Он долгое время работал в строительной фирме, с утра до вечера на объекте. Как-то сидели вечером и подсчитали: за год зарабатывает около 300 тыс. рублей, но мы их практически не видели, Нет нормального отдыха и жизни. Совершили семейную революцию: построили парник в селе, огурцы начали выращивать. Где мы раньше были?! Правда, первые годы хотели все это бросить, были неудачи чувствительные. Сдавали два-три ящика в торговые точки, затем больше. Накопили денег и построили большую теплицу. Теперь всегда он дома, два-три часа муж работает в парнике и в год выходит у него около 400 тысяч рублей. Плюс на дорогу, на обед не тратишь и т. д. Ребята, земля кормит, и это правда».
Илез, Магомед и Салман — друзья, живут в Назрани, смущаясь, попросили назвать их фамилии, только когда они станут миллионерами:
«Мы хотим через мэрию попросить здесь или в другом месте полуподвальное помещение под тренажерный зал. Занятия будут платные, по доступной цене. Сейчас ищем средства на покупку тренажеров и необходимых материалов. Небольшой, но стабильный доход ожидаем. К тому же люди бросают курить и пить, все к здоровому образу жизни тянутся. Можно в перспективе подумать о создании клуба, где будет не только спорт, но и занятия по интересам, обсуждение важных проблем и т. д. с членскими карточками. Летом поедем в некоторые регионы Северного Кавказа, поучиться, как это лучше сделать, чтобы ошибок избежать».
Али Угурчиев практически с шестнадцати лет управляет автомобилем. Он уверен, что профессия таксиста — самая увлекательная в мире:
«Ни в каком кино или спектакле ты не увидишь людей, которых я видел! Люди плохо организовывают свой день, нормально ничего не планируют и потому вечно опаздывают. Кто им поможет, кроме нас? Бывает, часами ждешь клиента — никого нет. А бывает, только успевай заказы выполнять. Жизнь таксиста, как море — волнами. Заработок всегда нормальный, семью и себя обеспечишь, если жадным не будешь. Главное работать с уважением к пассажирам. Я вожу всех, от школьников до бизнесменов. Есть свой круг клиентов, все давно стали хорошими знакомыми. Я уверен, у моих коллег по Северному Кавказу та же картина».
Магомеду Аушеву довелось работать на госслужбе, в органах муниципального управления. Сегодня решил, пока молод, воплотить в жизнь один проект:
«Сегодня честный заработок, думаю, у большинства жителей СКФО. Мне же ближе занятие собственным делом. Согласитесь, продажа нефти или газа, электричества или воды — это прерогатива государства. В наших благодатных краях обычному человеку лучше заняться производством товара и разного рода услуг, сервиса. Я решил не производить, а поставлять какой-нибудь важный компонент в производство. И я его нашел. Это фундук, лесной орех. В кулинарии и пищевой промышленности на него устойчивый спрос, стоимость за килограмм серьезная. Мы посадили несколько сот деревьев, пригласили специалиста-садовода. Надеюсь, все у нас получится. Да и детям оставлю в наследство не «вишневый сад», а реально доходное дело».
Якуб Патиев, политолог, писатель, главный редактор общенациональной газеты РИ «Сердало»:
«Думаю, честный и достойный заработок возможен для тех, кто смелее использует в своей деятельности новые технологии, инновации. Это также работа в коммерческих структурах. Надежные перспективы честного заработка и у тех, кто освоит дефицитную рабочую специальность – настоящие профессионалы своего дела всегда востребованны в любое время, в любом регионе. Молодежь должна постоянно искать применение своим талантам, не гнаться просто за «престижными профессиями».
Естественно, не все профессии и специальности для честного заработка мы упомянули. Их много. Тем более, что подавляющее число россиян — жителей СКФО — живет за счет честного рубля. Просто здесь — яркие примеры успешной пробы своих сил в конкретном виде деятельности. Первые неудачи не должны убивать идею и мечту. Всякий прибыльный проект и интересное дело требует труда, терпения и усилий. Любой бизнес начинается с малого, начинается с синицы в руках. А затем уже можно помечтать и о журавле в небе.