По данным национального общества транспортной и авиационной медицины, около 15% взрослого населения может страдать аэрофобией. Сознание рисует авиаперелеты и морские путешествия невероятно опасными, однако опыт и логика говорят нам, что автотранспорт не менее опасен. Более того, он может представлять опасность даже находясь без движения.
Проглядывая новостную ленту вы, наверняка, частенько замечали заголовки новостей, рассказывающих о пожарах на транспорте и «самовозгорающихся» автомобилях. И так уж повелось, что в осенне-зимний период они встречаются намного чаще. В чем причина? Почему ваше авто может воспламениться, словно сухая трава в жару? И почему зимой такие инциденты происходят чаще? Редакция «Кавказ Сегодня» проанализировала проблему и попыталась ответить на эти вопросы.
«Неновогодние» огни
Руководствуясь принципом причины и следствия, рассмотрим инциденты и их первопричины.
Как нам известно, в ноябре текущего года только на Ставрополье произошло более 20 пожаров на транспорте. Горят не только представители отечественного автопрома, но и иномарки. Кроме того, возраст автомобиля тоже не играет здесь особого значения. Воспламеняются как подержанные автомобили, так только сошедшие с конвейера машины.
Если ваш «железный конь» начал дымиться, то вам ни в коем случае нельзя медлить. Автомобили горят довольно быстро – пяти минут достаточно для того, чтобы от машины остался только обгоревший остов.
Чаще всего возгорание происходит в отсеке двигателя, что объясняется повышенной загруженностью некоторых элементов конструкции во время движения. Причин у такого пожара может быть очень много: от заклинившего подшипника и утечки топлива, до кошмы, которой некоторые автолюбители «утепляют» мотор.
Не меньшую опасность для автомобиля и ее владельца представляет неисправная проводка. Износ изоляции проводов, использование некачественных предохранителей и проводов – это лишь малая часть того, что может сгубить ваш автомобиль. Кроме того, не стоит забывать, что неправильная установка магнитолы или сигнализации, которую зачастую осуществляют сами автомобилисты, тоже может стать причиной возгорания. Пожар, причиной которого стала проводка, часто начинается прямо в салоне авто. Уже поэтому электронике вашей машины стоит уделять особое внимание.
Реже всего возгорание происходит в ходовой часть, но это не значит, что вам не нужно следить за ее состоянием. Здесь искра может возникнуть из-за трения изношенных деталей.
Также не стоит пренебрегать контролем газового оборудования, которое, несмотря на относительную безопасность, требует постоянного ухода. Как говорит опыт, отсутствие постоянного осмотра и обслуживания работающих на газе авто грозит вспышкой газа под капотом, где и располагается газовый редуктор.
Разобравшись в первопричинах проблемы, мы, казалось бы, должны найти ответ на вопрос, почему зимой происходит всплеск таких происшествий. Как оказалось, это вовсе не так. Найти правильны ответ нам помог руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Олег Дегтярев.
«Никакого всплеска, по крайней мере в крае, не наблюдается. Мы работаем штатно... Автомобили горят постоянно: и зимой, и летом. Причины этому самые разные: поджог, неисправность проводки и так далее», - сказал Дегтярев.
Судя по данным статистики, он, несомненно, прав. Так, в ГУ МЧС по СК сообщили, что меньше всего пожаров на транспорте произошло в январе – всего 15 случаев. Пик же пришелся на июль, когда произошли 34 инцидента. Как заявили в чрезвычайном ведомстве, за 11 полных месяцев текущего года в крае произошло 267 возгораний автотранспорта. Цифра хоть и не очень большая, но все же весьма значительная.
Проанализировав статистику можно заметить, что ухудшение погодных условий в зимнее время может стать причиной «самовозгорания» автомобиля.
«Вряд ли в этом виноваты погодные условия и время года. Чаще всего это износ и некачественный ремонт. Когда в проводке используют не медные провода, а более дешевые смеси. Кроме того, многие водители сами лезут в проводку, ставят сигнализации и магнитолы, не имея при этом должных навыков. Да и от машины все зависит, но каких-то особенностей нет. Горят все», – рассказал нам автомеханик Тимофей Бродюк.
Из всего этого следует, что зимой и летом число пожаров не меняется, но меняются их причины. Так, в зимний период фиксируется больше пожаров из-за утечки топлива в отсеке двигателя, в летний – из-за неисправности проводки. Кроме того, зимой опасность исходит от штатных и кустарных предпусковых подогревателей двигателя.
Апокалипсис не сегодня
Теперь, зная о причинах возгораний автотранспорта, можно ответить на вопрос о том, как же избежать такого происшествия. Тут стоит вспомнить давно известную мудрость - пожар легче предотвратить, чем потушить.
Главный совет автомобилистам - почаще заглядывайте под капот, проверяйте места соединения, ведь причиной возгорания может стать самая незначительная утечка. Не пренебрегайте прохождением ТО. Всегда будьте настороже и следите за бензопроводом, уплотнителями, трубками, топливным баком и предпусковыми подогревателями, которые, к слову, стоит устанавливать только в специализированных центрах.
Если решитесь утеплить отсек двигателя кошмой, не укутывайте ей мотор. Любая, даже негорючая ткань, будет нагреваться, соприкасаясь с двигателем, и рано или поздно начнет дымить. Более того, со временем она может попросту напитаться парами топлива, что чревато плачевными последствиями. Помните, утеплять следует не мотор, а внутреннюю сторону крышки капота.
Особое внимание нужно уделять электрике вашего автомобиля. Не забывайте, что провода имеют свойство стареть, разъемы и изоляция терять герметичность, контакты окисляться. Следите за проводкой, не забывайте чистить от окиси, смазывать и затягивать клеммы аккумулятора. К слову, лучше не делать этого самостоятельно, а доверять профессионалам. Кроме того, как бы вам не хотелось, не перегружайте авто мощными «примочками», непредусмотренными производителем. И ни в коем случае не устанавливайте магнитолу и сигнализацию самостоятельно.
Если ваша машина оснащена газовом оборудованием, то вам необходимо периодически проходить ТО в специализированной автомастерской. А если вы вдруг уловите в машине хотя бы нотку газа, значит вам стоит немедленно обратиться к специалисту.
На случай, если предотвратить возгорание не удастся, всегда держите в салоне авто как минимум двух литровый огнетушитель и хлопчатобумажные перчатки.
При пожаре постарайтесь сбить пламя при помощи. Если вам это не удастся, отойдите подальше, на безопасное расстояние, так как в горящем авто может взорваться топливный бак или газовый баллон.
Если во время движения из-под капота начал валить дым, немедленно остановитесь. Чтобы не спровоцировать приток кислорода, не открывайте капот полностью, достаточно дернуть рычаг в салоне и сбить пламя через небольшой зазор между капотом и радиаторной решеткой.
Постскриптум
Автотранспорт – это сложная техника. Не забывайте об этом во время его эксплуатации. При необходимости всегда обращайтесь к проверенным автомеханикам и в специализированные центры. В случае ЧП звоните в единую службу спасения.
«Не ленитесь и никогда не пренебрегайте собственной безопасностью», - считает замначальника судебно-экспертного центра Федеральной противопожарной службы Юрий Хондожко.
И мы с ним полностью согласны. Берегите себя и свой автомобиль!