Шамиль Абдуллаев
Автор

Рамазан Абдулатипов: «Нам предстоит взаимная адаптация в новых исторических условиях»

Шамиль Абдуллаев
Автор
05.12.2016

В Пятигорске второго декабря прошел международный политологический форум «Российский Кавказ». В мероприятии приняли участие министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, руководители органов власти и министры субъектов СКФО, ученые, политологи, историки, послы прикаспийских стран – Ирана, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана.

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на форуме «Российский Кавказ» рассказал о социально-экономическом положении Дагестана, о реализуемых инвестиционных проектах, о своем видении национальной политики России. Информационный портал «Кавказ Сегодня» представляет выдержки из выступления главы региона.

 

О ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

– Дагестан сегодня по темпам промышленного развития фактически занимает первое место в Российской Федерации. Рост промышленного производства составил 138 процентов. Уровень развития сельскохозяйственного производства достиг 107 процентов.

О КАСПИЙСКОМ ЛОГИСТИЧЕСКОМ КОПЛЕКСЕ

– Стоимость Каспийского логистического комплекса – 127 млрд рублей, из которых более 100 млрд необходимо привлечь в виде инвестиций. Для этого ведутся переговоры с инвесторами из Китая, Ирана, Вьетнама, Турции; остальное - государственные деньги.  Проект позволит создать 15 тысяч только высококвалифицированных рабочих мест и, в целом, даст большой импульс развитию всего СКФО.

О ТЕРАКТАХ И ПРЕСТУПНОСТИ

– У нас уже три года, слава Аллаху, нет террористических актов. В республике общая преступность в 3,2 раза ниже, чем в среднем по регионам России.

О ПРЕОДОЛЕНИИ СТЕРЕОТИПОВ

Главная задача нашей встречи, как и многих других встреч, посвященных вопросам развития Северного Кавказа, – это преодолеть стереотипы, которые мы друг другу навязываем. Надо посмотреть на Дагестан и Москву как на что-то родное и близкое.  

ОБ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

– Исторически Северный Кавказ начинался от Ростова-на-Дону и заканчивался Дербентом. Иногда когда говорят о республиках Северного Кавказа, забывают о Ставропольском крае. Нам надо, прежде всего, фундаментально заниматься вопросами интеграции регионов. Главной целью национальной политики на Руси всегда была адаптация нерусского сообщества к русскому сообществу.

Мы говорим - братские республики, Ставропольский край… Однако мы не имеем никаких общих культурных и экономических проектов. В моей докторской диссертации, которую я защищал в Ленинградском университете (СПбГУ – ред.) в 1985 году, было написано, что около 70 процентов внутренних потребностей северокавказских регионов удовлетворяются за счет интеграции друг с другом. А сегодня это мизерная доля, так работать нельзя. Я хочу сказать, что для нормального проведения национальной политики необходима интеграционная основа. Министерство по делам Северного Кавказа и Федеральное агентство по делам национальностей очень много уделяет этому внимания.

О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

– Национальный вопрос имеет фундаментальное значение для России, которая является одним из крупнейших многонациональных государств, где проживают более ста народов. Одна из наших задач – развитие общества и формирование российской нации. Дагестан – это яркое проявление «единства в многообразии». Общее состояние межнациональных отношений в республике отличается устойчивой стабильностью.

В целях развития и укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений в республике проведен ряд значимых мероприятий. В их числе проекты «Куначество», «Как живешь, сосед?», медиапроекты «От родового сознания – к общедагестанскому единству», «Дагестанцы в судьбе России». Ежегодно проводятся Межрегиональный форум «Будущее России – в руках матерей», Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», фестивали «Шарвили» и «Цамаури»…

О ПРОЕКТНОМ УПРАВЛЕНИИ

– Дагестан единственный регион России, где за три года полностью реализовано проектное управление.

Спустя три месяца после моего назначения я сказал главе государства, что есть два варианта развития Дагестана. Первое – дальше просить субсидии, дотации и тихо решать свои вопросы. Второй вариант – это модель развития. Первый вариант не имеет перспектив, не формирует ответственность региона за дела в стране. Президент и премьер-министр поддержали предложенную мною модель развития республики.

Вот я три года борюсь и мне почти ничего не удалось идти по модели развития, потому что экономическая политика государства не настроена на модель развития. В прошлом году за счет оптимизации органов управления мы сэкономили 3 млрд 100 миллионов рублей, в этом году этот показатель превысит 4 миллиарда рублей. Почти нигде в субъектах федерации на таком уровне эта работа не проводится.

О МЕМОРИАЛАХ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ

– Прошло только 150 лет после Кавказской войны… Где памятники, посвященные участникам войны? В битвах, которые произошли в Дагестане и Чечне, - и дагестанцы, и русские, и  чеченцы одинаково мужественно выполняли свой долг. Тогда у каждого было свое понимание долга. Но после этого мы вместе воевали в Первой мировой войне, Великой Отечественной войне, и сегодня мы тоже вместе, мы закрываем друг друга грудью. При этом мы до сих пор по-настоящему не преодолели последствия Кавказской войны. Каждый раз после очередной революции разного рода провокаторы начинают будоражить память о войне.

В Дагестане на месте одной из величайших битв Кавказской войны – на горе Ахульго – откроется мемориал. Там будут башня, мечеть, выставочный зал.  Думаю, в перспективе, там будет и часовня. Мы хотим сами интерпретировать Кавказскую войну, контролировать последствия. Лет тридцать уже в своих книгах я доказываю, что русские пришли на Кавказ не воевать с кавказцами. За влияние в этом регионе боролись Персия, Турция и Россия. Но кавказцы не прячутся, они воевали с каждыми кто приходил на Кавказ, не очень понимая геополитическую обстановку в мире. Мы люди русской культуры и русского языка.

О КОНСОЛИДАЦИИ НА КАВКАЗЕ

– Очень много сделано для развития Кавказа русскими людьми. Я первый, кто поставил памятник Русской учительнице у себя в селении в 1995 году, потому что эти люди (учителя – ред.) приносили нам культуру, образование.

Однако до сих пор не достигнуто понимание, что такое Кавказ. Нам предстоит взаимная адаптация в новых исторических условиях. Базовое значение в этом вопросе имеет экономика и культура. Вот у меня есть простой тезис: говорим о Дагестане - думаем о России, говорим о России - думаем о Дагестане. Мы один народ, граждане единой России.