Правительство Ставрополья представило проект платной дороги Кисловодск – Сочи. Жители края испытали дежавю – эту новость они слышат регулярно уже долгие годы, а сам проект в этом году может смело праздновать 55-летний юбилей. Однако, удастся ли ему воплотиться в жизнь, по-прежнему не ясно.
От Кавминвод к большой воде
Никакого конкретного или хоть сколько-нибудь обнадеживающего решения по дороге Кисловодск - Сочи до сегодняшнего дня принято не было. Обсуждения ограничиваются высказываниями. Так, последней по этому поводу выступила представитель Минтранса России Валентины Квитко, которая отметила, что механизм реализации подобных проектов уже существует. Субъекты должны подать необходимые документы и тогда он будет рассмотрен, и по нему примут «соответствующее решение».
Но давайте вспомним, сколько раз мы все это проходили, сколько раз верили и ждали, полагая, что «вот сейчас, правда, вот сейчас всерьез, вот-вот...»
О соединении городов Северного Кавказа и Черноморского побережья короткой дорогой мечтали еще в Советском Союзе, когда курорты Кавминвод были на пике популярности. В регионе КМВ прекрасно все – воздух, горы, целебная вода, живописные виды – для полного счастья отдыхающих не хватает только моря. Проект, который мог приблизить Кавказские Минеральные Воды к морю, был разработан в 1961 году, когда управление дорог «Ростов-Баку» представило идею создания автомобильной дороги Черкесск – Адлер на перегоне станица Преградная – поселок Красная Поляна.
Проект так и не был реализован, но до сих пор остается предметом живого обсуждения.
Позже идея дороги Кисловодск – Сочи неоднократно прорабатывалась в то время, когда губернатором Ставропольского края был Александр Черногоров.
Так, в 2006 году Ставрополье впало в эйфорию после решения комиссии о создании на территории Кавминвод особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
Власти региона озвучивали множество потрясающих своим масштабом проектов, среди которых – создание городов-спутников на Кавминводах, пуск электропоездов к аэропорту Минеральные Воды, а также строительство дороги Кисловодск – Сочи. Стоит ли говорить, что все эти слова так и остались фантазиями - в октябре 2016 года постановлением Правительства РФ по причине неэффективности было закрыто восемь особых экономических зон в России, в том числе расположенная на КМВ.
Уже в следующем, 2007 году вновь забрезжила надежда на строительство заветной дороги. На этот раз чаяния ставропольского губернатора были связаны с победой Сочи в конкурсе на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. По словам Черногорова, выбор Сочи в качестве столицы Олимпиады поможет укрепить и спортивные объекты Ставрополья, а благодаря дороге между городами спортсмены смогут тренироваться и отдыхать в Кисловодске.
В 2008 году появилась другая идея: связать города Северного Кавказа с Черноморским побережьем – проект «Кавказская рокада». Предполагалось, что это будет единая транспортная артерия, пролегающая вдоль Кавказского хребта от Анапы до Владикавказа. Концепцию скоростной платной дороги почти через весь Северный Кавказ озвучивал председатель правления Южно-Российского градостроительного центра Юрий Трухачев.
Заинтересованность федерального центра в осуществлении этой идеи в 2010 году объяснял Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост Президента РФ. Однако, «Кавказская рокада» была невероятно дорогим проектом, учитывая сложность кавказского рельефа, кроме того, это могло негативно сказаться на экологии богатого на природные заказники региона.
В следующий раз концепция строительства единой дороги от курортов Северного Кавказа к Сочи была озвучена уже нынешним губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым в 2014 году, когда он еще находился в должности врио губернатора края. На совещании при участии министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова и Министра транспорта РФ Максима Соколова Владимиров предложил ведомствам рассмотреть проект объединения в единую логистическую систему курортов Архыза, Домбая, Кавминвод и Сочи.
Как и во всех предыдущих историях, идея застряла в федеральных министерствах.
Новая жизнь старого проекта
Новая волна обсуждений дороги Кисловодск - Сочи поднялась в марте 2016 года после заявления министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Игоря Васильева. Он рассказал журналистам, что власти региона ищут инвестора для строительства магистрали от Кисловодска к Черноморскому побережью. По словам Васильева проект оценивается примерно в 80 миллиардов.
Более подробно концепцию платной дороги представили на совместном заседании комитетов Совета Федерации РФ, которое прошло в Кисловодске в конце октября текущего года.
Заместитель председателя правительства края Роман Петрашов подчеркнул, что идея заимствована из проекта 1961 года и требует доработки, и даже представил фотокопию проектного задания тех лет.
«Перед нами стоит ключевая задача сохранения экологической обстановки курортного региона. Архиважно предусмотреть перераспределение существующих транзитных потоков с выводом их за пределы городов, а также создать новые, дублирующие направления», - отметил Петрашов.
Как было озвучено, общая протяженность маршрута составляет 290 километров, трасса пройдет по трем субъектам РФ – Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии и Краснодарскому краю. Часть дороги, проходящая по территории Карачаево-Черкессии и Краснодарского края уже существует, но требует ремонта или реконструкции. Суммарная протяженность этих участков 195 километров. Таким образом, проект предусматривает 95 километров нового строительства с учетом тоннелей общей протяженностью 12 километров. В этот раз проект был оценен примерно в 50 миллиардов рублей.
Правительство Ставрополья рассматривает возможность строительства дороги за счет государственно-частного партнерства. Расчетная стоимость проезда по новой трассе составит 950 рублей. С учетом этого ожидается, что проект полностью окупится за 20-30 лет (цифры, озвученные в разное время правительством региона, очень разнятся, что, вероятнее всего, объясняется недостаточной проработанностью проекта).
Новая трасса позволит сократить дорогу к Черноморскому побережью от Нальчика с 780 до 470 километров (экономия времени в пути составит три часа), от Махачкалы с 1200 до 840 километров (четыре часая), от Кисловодска с 770 до 240 (экономия пять часов).
«Объект, по нашему мнению, хоть дорогостоящий, но очень перспективный. Выход из тоннеля будет расположен выше знаменитой Красной поляны. Отсюда будет открываться прекрасный вид. Чтобы сдвинуть это дело с мертвой точки, хотелось бы поручить субъектам РФ, входящим в этот проект, а также Минтрансу РФ рассмотреть механизм оптимизации сегодняшнего проекта с 1961 года, а также подготовить документы к проведению концессии путем государственно-частного партнерства», - подытожил Роман Петрашов.
Дорога между курортами Северного Кавказа и Сочи, безусловно нужна, это подтверждают и жители регионов, и власти. Почему же один из немногих реально полезных проектов уже долгие годы не может быть реализован? Чего не хватает – грамотной детальной проработки и четко изложенной концепции, настойчивости региональных властей или достаточно сильного лоббирования на федеральном уровне? Возможно, недостает всех этих составляющих. Во всяком случае, оптимизм внушает одно – проект продолжают обсуждать, а значит, он еще может обрести жизнь.
А пока все ограничиваются только громкими словами, красивыми чертежами и подсчетом прибыли, которую получили бы инвесторы, если бы... Как говорится, «если бы да кабы».