Минсельхоз России планирует к 2025 году удвоить производство винограда в стране, что позволит на 84% обеспечить внутренний рынок отечественными виноматериалами. Значительная доля произведенного в России винограда приходится на регионы Северного Кавказа. Несмотря на активное развитие виноградарства в Северо-Кавказском федеральном округе в последние годы, эта территория по-прежнему обладает огромным не использованным потенциалом.
Гектары янтарных ягод
Общая площадь виноградников в России составляет более 85 тысяч гектаров. Их большая часть – около 96% расположена на Кубани, в Крыму и Севастополе, в Ростовской области, в Дагестане, на Ставрополье и в Чечне.
В Северо-Кавказском федеральном округе безусловным лидером по закладке виноградников уже несколько лет является Дагестан. Каждый год в регионе высаживается около двух тысяч гектаров виноградников, а в этом году аграрии планируют перевыполнить план и заложить 2070 гектаров. В 2014 году на долю республики пришлось 63% от заложенных в России площадей под виноградники, в прошлом году – 47%.
На сегодняшний день Дагестан располагает 17 тысячами гектаров плодоносящих виноградников. Самые урожайные районы республики – Дербентский, Каякентский и Магарамкентский. В 2015 году в Дагестане собрали около 150 тысяч тонн винограда, это стало самым большим урожаем за последние 30 лет. Валовый сбор винограда в прошлом году вырос по сравнению с 2014 годом на 7,6%.
По состоянию на 11 октября 2016 года в республике собрано 135 тысяч тонн винограда, что превышает показатели за тот же период прошлого года.
Руководство республики не раз подчеркивало, что виноградарство является одним из приоритетных направлений в аграрном секторе. Стоит отметить, что для Дагестана выращивание винограда имеет в первую очередь важное социальное значение, ведь каждое такое производство – это новые рабочие места для жителей региона.
Сдерживает темпы закладки новых виноградников в Дагестане отсутствие своего хорошего посадочного материала. Для того, чтобы создавать две тысячи гектаров виноградников ежегодно, необходимо не менее 4,5 миллионов саженцев.
Для решения этой проблемы руководством республики было принято решение о создании в регионе виноградного питомниководческого комплекса. Стоимость проекта оценивается в 525 миллионов рублей. Благодаря строительству объекта в Дагестане появится более 100 постоянных и более 500 сезонных рабочих мест. Летом 2016 года министерство сельского хозяйство республики объявило о поиске инвестора для осуществления проекта.
Еще одним крупнейшим производителем винограда обещает стать Ставропольский край. Сегодня виноградниками здесь занято 6,4 тысячи гектаров (что составляет 7,2% от общей площади виноградников в России), из них 5,1 тысячи плодоносящих и 1,3 тысячи молодых. Власти региона планируют увеличить эти площади втрое, что позволит полностью обеспечить край виноматериалом.
На данный момент виноград производится в 14 районах Ставрополья, основная часть виноградников расположена в Левокумском, Буденновском и Петровском районах. В рамках политики импортозамещения губернатор края Владимир Владимиров распорядился заложить многолетние насаждения лозы в каждом районе Ставрополья.
За период с 2013 года в регионе было заложено 762 гектара лозы. Нормативы по закладке виноградников ежегодно устанавливаются Министерством сельского хозяйства России. В прошлом году Ставропольский край стал единственным регионом России, выполнившим необходимые показатели. В этом году федеральное финансирование для Ставрополья было увеличено в 2,5 раза и составило 77 миллионов рублей.
Способствует росту виноградарства реализация федеральной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы». Для привлечения в отрасль инвесторов Минсельхоз РФ снизил требования для получения субсидий – теперь на возмещение части затрат на закладку молодых виноградников и уход за ними могут претендовать владельцы площади от одного гектара (раньше минимум составлял два гектара задействованной площади).
Кроме того, на территории Ставрополья действует краевая программа «Развитие сельского хозяйства» и закон «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае»
«На сегодняшний день, благодаря беспрецедентным мерам государственной поддержки, как на федеральном, так и на краевом уровне, в целом аграрной политике, которая сформирована федеральным министерством, отрасль имеет серьезные перспективы к увеличению закладки площадей винограда. Мы ежегодно закладываем по 230 гектаров. Сегодня ряд сельхозпредприятий намерены увеличивать площадь, и крестьянско-фермерские хозяйства тоже серьезно подтягиваются», - отметил министр сельского хозяйства Ставропольского края Владимир Ситников.
Проблема нехватки собственного посадочного материала характерна не только для Дагестана, а также для Ставрополья, да и других винодельческих регионов России. Над решением этого вопроса активно работают в Ставропольском научно-исследовательском институте сельского хозяйства. По словам заведующей отделом биотехнологий института Любови Братковой, в перспективе НИИСХ сможет обеспечивать Ставрополье собственным качественным посадочным материалом.
Еще одной серьезной проблемой для аграриев является защита урожая от града. Как оказалось, выполнение регионами всех превентивных мер – своевременное заключение контрактов с военизированными службами и закупка ракет – все равно не дают достаточного эффекта. Этот вопрос неоднократно поднимался в правительствах регионов. Для достижения положительного результата должна проводиться комплексная работа во всех субъектах Российской Федерации, а для этого необходимы соответствующие законодательные изменения.
Что касается остальных регионов Северного Кавказа, они пока не могут похвастаться такими объемами производства винограда, как в Дагестане и на Ставрополье, но общая тенденция на восстановление виноградарства коснулась и их. Особенно эффективно эта работа проводится в Чечне. Одним из крупных производителей винограда в республике является «ГУП «Винхоз «Советская Россия» в Наурском районе Чечни, площадь виноградников которого составляет более двухсот гектаров. К 2017 году в рамках республиканской программы в Наурском районе планируется построить хладокомбинат для хранения винограда. К 2020 году виноградари Чечни намерены полностью обеспечить регион своей продукцией.
В Кабардино-Балкарии находится один из крупнейших частных производителей вина и шампанского в России – АОО «Зэт-Алко». Предприятие располагает 944 гектарами, на которых выращивается 57 технических сортов винограда.
Для поддержки и развития виноградарства в апреле 2016 года на Ставрополье был создан Союз виноградарей и виноделов Ставрополья «Концерн Ставропольвиноградпром». Недавно в состав организации вошла компания «Зэт-Алко», тем самым положив начало межрегиональному сотрудничеству представителей отрасли.
В целом, Северный Кавказ активно включился в восстановление былой славы самой винодельческой территории страны. С признанием продукции, произведенной из собственного винограда, сельхозпродуктом отрасль получила существенный толчок к развитию. И, хотя остались проблемы, требующие решения на законодательном уровне, руководство страны, а вместе с тем и регионов, кажется, готово включить зеленый свет виноградарям России. Может быть, в скором времени возделывание виноградников превратится из профессии мечтателей в экономически привлекательное дело.
Коньяки и вина Северного Кавказа
Регионы Северного Кавказа всегда считались одними из основных производителей алкоголя в стране. Так, в прошлом году в СКФО было произведено 16,8 миллионов декалитров этилового спирта. Это порядка 23% всей произведенной в России продукции. Однако, по словам вице-премьер Правительства РФ Александра Хлопонина, курирующего сферу оборота алкогольной продукции, объемы реального производства в округе значительно выше. Так, по данным ГУ МВД по СКФО, за 2015 год полицейским удалось задержать 7,5 миллионов литров нелегальных спиртосодержащих напитков.
По некоторым данным, объем «теневой» продукции, производимой на Северном Кавказе превышает объем легальной. Это наносит тройной удар: во-первых, бьет по бюджету, который лишается налоговых миллиардов, во-вторых, мешает легальным производителям алкогольной продукции, вытесняя их с рынка более низкими ценами и в-третьих, что наиболее критично, представляет угрозу для потребителей, которые порой и не подозревают, что употребляют опасный для здоровья продукт.
Например, в Северной Осетии, которая некогда славилась качественным алкоголем, сегодня легальное производство данной продукции фактически отсутствует. Эта отрасль в республике фактически заморожена уже много лет. Однако, сейчас власти ведут активную борьбу с черным рынком алкоголя, при этом развивая «чистое» производство. Ожидается, что уже в следующем году регион получит 300 миллионов марок на производство алкоголя. Предварительная договоренность об этом уже сегодня есть между руководством субъекта и Росалкогольрегулированием. По подсчетам, только за первый год это поможет пополнить региональный бюджет 12 миллиардами рублей и обеспечить работой сотни людей.
Меры, которые сегодня принимаются федеральными и региональными властями, направлены на борьбу с нелегальным оборотом алкоголя и поддержку добросовестных местных производителей.
«Мы видим абсолютно все схемы, которые сегодня работают. Базовых схем две. У нас есть одна республика, которая является лидером по банкротству предприятий – берется большое количество марок, потом производство банкротится, а акцизы не выплачиваются. Другой у нас субъект — который дублирует марки, штампует их... Мы все это видим, все это знаем. И я думаю, что те меры, которые мы сегодня предприняли, нам позволят в ближайшее время если не полностью ликвидировать эти схемы, то, во всяком случае, установить контроль и сделать так, чтобы минимизировать государственные потери…» - отметил Александр Хлопонин.
Что касается региона, «специализирующегося» на банкротстве предприятий, здесь речь идет, конечно, о Северной Осетии. Говоря же о фальшивых марках, вице-премьер, вероятно, имел ввиду Кабардино-Балкарию, в которой действует следующая схема: сколько марок получили, столько же напечатали. После отгрузки товара, показали возврат и не заплатили акциз. Если бы регион не использовал эту «черную» схему, бюджет пополнялся бы ежегодно на 17 миллионов. Сейчас же эта цифра значительно меньше - всего три миллиона.
В то же время, в регионе закладываются новые виноградники, действует несколько серьезных производств, таких как «Шато Эркен» в Урванском районе КБР. Здесь на территории порядка 1000 гектаров выращивается виноград для производства белых и игристых вин. Такие новые предприятия приходят на смену тем, которые были закрыты из-за нерентабельности много лет назад, как, например, «Баксанский вино-водочный завод» в 2005 году.
Дело в том, что еще в 2000-х годах на российский рынок хлынули дешевые грузинские и молдавские вина, которые быстро вытеснили отечественных производителей. В то же время, российские инвесторы стали уходить за границу, где производили алкогольную продукцию, в том числе и для российского потребителя. Так, например, в 2010 году старейшее вино-коньячное предприятие Ставрополья столкнулось с определенными технологическими и организационными сложностями, из которых вышло изобретательно и достойно. ЗАО «Прасковейское», из-за нехватки собственного сырья, сначало закупало его в Болгарии, а потом и вовсе вошло в совместный российско-болгарский проект «Винарски Сьюз». В то же время, компания приобрела винодельческое предприятие во французском Сен Мартене и начала работу в связке с французскими партнерами.
Сегодня в регионе увеличивается производство вина и коньячной продукции. Если в качестве акцизов от реализации винодельческой продукции в региональный бюджет за 2013 год поступила 1,8 миллиарда рублей, то в 2014 эта цифра выросла до 1,9 миллиардов, а в 2015 - до 2. Выросло и количество предприятий, занимающихся производством винодельческой продукции: с 19 в 2013 до 26 в 2015.
При этом, Ставропольский край считается более экономически обеспеченным и прозрачным в налоговом плане, чем другие регионы Северного Кавказа, хотя винная и коньячная продукция того же Дагестана намного более узнаваема на рынке сбыта. Регион этот всегда считался винодельческим, и эта промышленность приносила ему колоссальную прибыль, пока бизнес не решил уйти в «тень». Здесь же возникла «дележка», в которой отметились все - от представителей криминального мира до чиновников и, даже, казачества. Однако, в последнее время ситуация изменилась. Регион увеличивает производство продукции и поставки на рынок качественного алкоголя, что, в свою очередь, отражается на бюджете. В целом дагестанский алкогольный бизнес начал выходить из «тени». Новый виток развития получили региональные гиганты, такие как «Кизлярский коньячный завод», история которого началась еще в позапрошлом веке (сейчас он находится в федеральном ведение) и «Дербентский завод игристых вин» и «Дербентский коньячный комбинат» - один из лидеров российского рынка.
Однако, до решения всех проблем в этой сфере еще далеко.
«Серьезной проблемой в республике остается ввоз незаконной алкогольной продукции. За полугодие изъято 78 тысяч бутылок. Также конфисковано 8 тысяч литров спирта, 177 тысяч литров вина, 30 тысяч литров коньяка, акцизные марки, этикетки, пробки, бутылки и другие принадлежности для изготовления алкогольного контрафакта», – сообщил глава МВД Дагестана Абдурашида Магомедова.
Здесь помогают поправки в закон, которые позволяют изымать и уничтожать не только контрафактную и суррогатную продукцию, но и оборудование, использующееся для ее производства. Еще один важный шаг - внедрение ЕГАИС.
Единая государственная автоматизированная информационная система, помогает контролировать алкоголь от производства до продажи, обеспечивая тотальный контроль над этой прибыльной сферой, что не только позволит значительно увеличить собираемость акцизов, но и защитит потребителей от некачественных продуктов.
Помимо этого, приняты и другие государственные меры. Так, власти ликвидировали многие барьеры для хозяйств и предпринимателей, занятых в области виноделия. Например, теперь некоторые предприниматели-виноделы могут приобрести лицензию по льготным ценам - вместо 800 тысяч рублей им придется заплатить лишь 65.
Также для них предусмотрен целый ряд иных послаблений.
Все это, в условиях санкций и роста рынка сбыта, поможет Северному Кавказу - региону виноделов - вернуть себе былую славу в России и за ее пределами.