Алексей Мокроусов
Автор

Человек, спасший Кабардино-Балкарию от войны

«Пока я дышу, буду верой и правдой служить Кабардино-Балкарии»

Алексей Мокроусов
Автор
18.10.2016

Сегодня, 18 октября, выдающемуся политическому деятелю, первому президенту КБР и просто достойному гражданину России Валерию Кокову исполнилось бы 75 лет. «Пока я дышу, буду верой и правдой служить Кабардино-Балкарии», — всегда произносил он, и до последних секунд своей яркой, насыщенной событиями жизни придерживался этого правила. За что его уважали, уважают и будут уважать люди не одного поколения, живущего на благодатной кавказской земле.

Так случилось, что для большинства жителей республики, как, впрочем, и для меня лично, современная Кабардино-Балкария напрямую ассоциируется с личностью Валерия Мухамедовича. Их общие судьбы крепко переплетены друг с другом, причем в самое тяжелое для обеих из сторон время. Они - две неразрывные страницы нашей общей истории: как сродни между собой и не имеют преград мать и новорожденное дитя, как мечеть и священный месяц Рамадан, как, в конце концов, честь и достоинство, что слывут всеобщими мериалами справедливости. Очень сильно Валерий Коков «врос корнями» в благодатную «землю» республики...

Таких людей как Валерий Мухамедович, стальных по своей натуре, судьба, кажется, с самого рождения готовит к особой роли, что нельзя «исполнить» из рук вон плохо. Ведь на кону - жизни сотен тысяч сограждан...

Закаленный жизнью

Первый президент Кабардино-Балкарии был рожден спустя несколько месяцев после начала самой кровопролитной войны XX века, унесшей жизни более 26 миллионов советских граждан, - 18 октября 1941 года.
В высокогорном селении Нижний Баксан (ныне город Тырныауз), где сегодня восстанавливают вольфрамо-молибденовый комбинат - производственную жемчужину Северного Кавказа, в те нелегкие военные годы было тяжело: война забрала большинство мужчин на фронт (в том числе и отца будущего президента), а их на рабочих местах комбината подменяли жены, сестры, дочери. Дети, не знавшие детства, как могли старались быть подспорьем для женщин. Тяжелая жизнь, не то, чтобы без излишеств, но зачастую и без самого необходимого... Это, естественным образом, отложилось в памяти и сердце Валерия Мухамедовича, «воспитало» в нем небывалую человечность к живущим рядом.

Все последующие годы Валерий Коков жил и работал с чутким осознанием того, что все должно быть по справедливости. За это его уважают до сих пор. Будучи то главным агрономом колхоза «Трудовой горец» в селе Кишпек Баксанского района, то старшим экономистом, начальником отдела труда и заработной платы министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской АССР, то директором совхоза «Лескенский» Урванского района, первый руководитель новой республики во главу угла всегда ставил не собственное обогащение, а общественное благополучие.

«По сей день я не обременен ни акциями, ни счетами в банках, ни заводами, ни особняками. — рассказывал Валерий Коков в одном из своих последних интервью. — Больше всего меня волнуют интересы людей. 24 часа в сутки я только о них и думаю. Мне, в общем-то, самому много и не надо…».

Хотя времена, когда у руля Кабардино-Балкарии встал Коков, были, мягко скажем, тяжелыми. Девяностые годы XX столетия - когда в стране бесчинствует бандитизм, когда практически каждый старается обогатиться за счет других, не гнушаясь самых подлых поступков. Но только не Коков. Он, несмотря на все происходящее в республике, до конца оставался решительным лидером со своими непоколебимыми принципами. Принципами, которые в один момент спасли КБР от нависшей угрозы братоубийственной войны.

Тот период, сложнейший в истории республики после распада Советского Союза, социолог Георгияй Дерлугьян позже охарактеризовал как Кабардино-Балкарию, «проскочившую свой поворот на Чечню». Не завязнуть в кровопролитии удалось во многом благодаря Валерию Мухамедовичу...

Решение, спасшее республику

Лидера всегда оценивают по его делам и поступкам, когда одно его волевое решение должно кардинально изменить ситуацию. Да, это ответственность, большая ответственность. Так было издревле, так будет всегда. Получилось, что Валерию Кокову в 1992 году пришлось взвалить на себя такое тяжелое бремя в самом начале своего президентского пути.

В тот год ситуация в республике была, скажем прямо, критической. В разгар грузино-абхазского конфликта в КБР существенно активизировалась оппозиция, следствием чего 24 сентября 1992 года в Нальчике на митинге сторонники оппозиции потребовали отставки президента и правительства. В течение только первого дня на улицы столицы республики вышли сотни людей, которых усиленно настраивали против действующего режима заранее подготовленные политагитаторы и которые были готовы на все, вплоть до насильственного свержения власти.

26 сентября 1992 года Валерий Мухамедович ввел в Нальчике режим чрезвычайного положения. Произошло это после того, как «мирные» митингующие попытались группой в несколько десятков человек штурмовать телецентр, при этом, параллельно, захватив БТР и его экипаж, несколько автомашин «Урал».
Однако и указ о запрете проведения митингов, и просьбы представителей КНК о прекращении проводить митинг не воздействовали на толпу. На следующий же день около пятиста человек отправились к Дому правительства республики, где устроили провокацию в отношении стражей правопорядка, большинство из которых были обычные молодые парни из внутренних войск. Многие солдаты тогда остались без касок, бронежилетов и щитов, потеряли пять автоматов. А около двадцати из них и вовсе попали позже в больницу, один, заметим, - с ножевым ранением.

Можно было решить проблему с помощью оружия, но Валерий Коков не стал этого делать.

Поздней ночью представителями КНК и руководством республики была достигнута договоренность о приостановлении чрезвычайного положения и выводе войск МВД России с территории Кабардино-Балкарии.

«Митинг и связанные с ним события не были стихийными, — отмечал 9 октября 1992 года на чрезвычайной сессии Верховного Совета КБР Валерий Коков. — Мы имели дело с тщательно спланированной и подготовленной попыткой насильственного антиконституционного переворота, направлявшегося весьма квалифицированными руководителями и специальным штабом. Противостояние, которое не без нашего участия воспринималось общественностью как невинное, оказалось глубоко осмысленной, четко направляющейся политической борьбой за коренной поворот силой оружия к созданию самостоятельного исламского государства под знаменем Конфедерации горских народов»

Подтверждением этих слов стала дальнейшая эскалация конфликта. Было предельно ясно, что кроме представителей власти и простого народа, как многие пытались определить расстановку сил, здесь есть и третьи лица. И лица эти не несут мир и благополучие в республику...
Это проявилось уже в октябре, когда полицейские сначала задержали автомобиль, в котором были обнаружены две противотанковые гранаты, автомат АКСУ с тремя магазинами и 150 патронами, а также пистолет ПМ. В течение последующих нескольких дней стражами порядка было изъято шесть автоматов, более 3,3 тысяч патронов, один пулемет, около 20 гранат. Часть этого оружия, по информации правоохранителей, была доставлена из Чечни.

Только 4 октября властям совместно с представителями КНК удалось остудить пыл митингующих. Перед собравшимися у Дома правительства было зачитано обращение руководства республики, в котором обещалось рассмотреть все требования митингующих: досрочные парламентские выборы, полное обновление состава Избирательной комиссии, вывод подразделений МВД. Только после этого площадь Согласия стала действительно площадью согласия и опустела.

Умение говорить с оппозицией, умение слушать, а главное - слышать людей, помогли в те тяжелые дни договориться и не допустить трагедии.

«Президенту Кокову в начале 90-х выпало испытание поставить заслон своей сильной волей и мужеством потоку невежества, авантюризма, междоусобной нетерпимости и вражды, Валерий Мухамедович вместе с соратниками, со своим народом победил в этом противостоянии, пробил дорогу к согласию и миру. Для Кокова границы кавказской солидарности простирались ровно на то пространство, где было понимание единой судьбы наших народов в составе великой России. Эта солидарность не распространялась на тех, кто хотел видеть Кавказ без России. Он был творцом, трибуном дела и слова в защиту единства России и ее достойного места в международном сообществе», — оценил действия своего коллеги экс-глава Республики Северная Осетия-Алания Александр Дзасохов.

Заслуживший доверия

Эти события в дальнейшем, конечно же, сказались на политической карьере Валерия Мухамедовича. 12 января 1997 года на безальтернативной основе он избран президентом на второй срок, набрав 99% голосов. В январе 2002 года избран президентом на третий срок. Его кандидатуру поддержали более 80% избирателей, что говорило о большом уровне доверия к народному избраннику. И Коков это доверие с каждым годом оправдывал все больше и больше.

«Для меня интересы моего народа и интересы российского государства — абсолютно равновеликие понятия. Убежден, что нет иного пути развития моего народа, кроме как через укрепление государства российского. Есть могучий российский народ — есть Кабардино-Балкария. Решающее большинство моего населения в полной мере осознает, что правы были предки, связавшие свою судьбу именно с северным соседом, тогда еще не вполне сформировавшимся Московским государством», — говорил Валерий Мухамедович.

Он руководил республикой 13 лет. Прекрасных тринадцать лет, которые сегодня жители КБР вспоминают с особой теплотой. Это было время, за которое каждый ребенок 90-ых, в том числе и я, может смело сказать: «Спасибо Валерию Мухамедовичу за наше счастливое детство». И ведь мог и дальше служить во благо Кабардино-Балкарии и ее народу, если бы не болезнь. Болезнь тяжелая, неизлечимая: злокачественная опухоль. 16 сентября 2005 года Коков подал в отставку по состоянию здоровья, а спустя полтора месяца, 29 октября, скончался в Москве.

Уход народного избранника стал шоком и невосполнимой утратой для жителей республики. Тысячи людей провожали первого президента Кабардино-Балкарии в последний путь. Среди них был и Президент России Владимир Путин, который решил лично присутствовать в этот скорбный день рядом с народом северокавказского региона.

«У нас с вами сегодня печальный день. У нас и у всей Кабардино-Балкарии. Мы прощаемся с Валерием Мухамедовичем Коковым — человеком, который всю свою жизнь отдал служению своему народу, укреплению российской государственности. В том числе и поэтому бандитам, которые недавно пытались дестабилизировать ситуацию в республике, не удалось достичь своих преступных целей. Они оказались в полной изоляции и практически все были уничтожены. Так будет со всеми, кто берет в руки оружие и направляет его против своего народа», — произнес Путин на церемонии прощания с Валерием Мухамедовичем в Доме правительства КБР.

Слова признания были произнесены и коллегами Кокова...

«Судьба свела меня с замечательным человеком, который был не только настоящим патриотом, мудрым политиком, одним из лучших руководителей в России, но и добрым, высокопорядочным, отзывчивым, внимательным другом и братом. Он являлся примером самоотверженности, ответственности, человечности. Всю свою жизнь Валерий Мухамедович верой и правдой служил многонациональному народу Кабардино-Балкарии, нашей общей Родине – России, чем заслужил самую высшую свою награду – любовь и уважение народов нашей страны», — выразил мнение экс-глава Ингушетии, ныне заместитель полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Мурат Зязиков.

Но, конечно, ценность руководителя региона определяет отношение к нему его народа. А для народа Кабардино-Балкарии Валерий Мухамедович - это целая эпоха. Эпоха мира и стабильности, что стала огромным подспорьем для построения нынешней цветущей республики. Республики, которую мы сегодня знаем и любим.

Посетите КБР, спросите людей там о Валерии Кокове. Вам все сразу станет понятно...