В сетевом пространстве опубликован новый, августовский рейтинг влияния глав субъектов Российской Федерации, составленный Агентством политических и экономических коммуникаций.
Напомним, рейтинг АПЭК – это экспертный опрос, на результатах которого основана числовая оценка наиболее влиятельных руководителей регионов России. Данный опрос проводится методом закрытого анкетирования, в котором принимают участие десятки авторитетных экспертов - политологи, политтехнологи, специалисты в области медиаэксперты, журналисты. Итоговый рейтинг - это консолидированная оценка лидерами экспертного сообщества России влияния всех руководителей регионов страны.
При этом вопрос, на который дают ответ эксперты, звучит так: «Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?»
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого кандидата, а после этого определяются средние арифметические значения экспертных оценок.
Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1−20), «сильное влияние» (21−50), «среднее влияние» (51−85).
Итак, какие же сюрпризы или, напротив, привычные тенденции продемонстрировал августовский рейтинг?
По мнению Дмитрия Орлова, генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций, «…предстоящие выборы, управленческие проблемы и новые назначения стали решающими факторами, повлиявшими на конфигурацию августовского рейтинга влияния глав регионов. Главы регионов, возглавляющие региональные списки «Единой России» на выборах в Думу и законодательные собрания, в основном усиливают влияние или сохраняют его…»
Кроме того, как поясняет эксперт, в результате кадровых назначений, проведенных Президентом России в конце июля, в августовском рейтинге влияния появились сразу четыре новых губернатора — в Кировской, Калининградской, Ярославской областях и городе федерального значения Севастополе. Такие изменения также внесли определенные коррективы в рейтинг.
По мнению президента Центра стратегических коммуникаций России Дмитрия Абзалова, «…обычно губернаторы не меняются за месяц до начала избирательной кампании. Они фактически ее контролируют, курируют, сопровождают в своих регионах. Поэтому считается, что все кадровые перестановки обычно происходят до мая».
Однако назначения были в июле. В августе подобных кардинальных кадровых изменений не ожидалось.
Обратимся, учитывая этот фактор, к северокавказским реалиям. Все главы субъектов Северо-Кавказского федерального округа возглавили региональные списки «Единой России» на грядущих выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Это, разумеется, и доверие, и ответственность, и гарантия избежать глобальных потрясений в выборной компании. Но это еще и оценка. Оценка федеральным центром влиятельности, авторитетности региональных лидеров накануне важнейшего политического события года.
Конечно, этот фактор не мог не отразиться на представленном рейтинге за август текущего года. Обратимся к самому документу, в северокавказском ракурсе.
Итак, рейтинг. Отстав от мэра Москвы Сергея Собянина совсем ненамного, традиционно привычную уже вторую строчку в нем занимает лидер Чеченской Республики, временно исполняющий обязанности главы региона Рамзан Кадыров. Как видим, у него 7,17 балла (у Собянина – 7,33).
Стабильность? Безусловно. И «очень сильное влияние».
В июльском рейтинге Кадыров также занимал второе место. И в мае, кстати, тоже. В преддверии выборов – весьма позитивный, стабилизирующий политическую жизнь региона фактор.
Следующий лидер СКФО (вниз по таблице), имеющий, согласно методологии расчета, «очень сильное влияние» - губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Он набрал 5,78 балла и занял 17-е место, потеряв лишь одну строчку рейтинга по сравнению с предыдущим месяцем (16-е место в июле). Тоже стабильность. И считать потерю одной строчки за тенденцию вряд ли уместно, учитывая «тесноту» в рейтинге и наличие в качестве «соседей» по таблице привычно сильных, многоопытных персон.
Далее идет группа глав субъектов с «сильным влиянием».
Это Юнус-Бек Евкуров с 5,12 балла. У лидера Ингушетии – 36-е место в рейтинге, с потерей одной строчки по сравнению с июлем. Тоже крепкая, стабильная позиция.
Следующий глава субъекта СКФО Рамазан Абдулатипов сохранил свою позицию в группе лидеров с «сильным влиянием», заняв 40-е место. Однако руководитель Дагестана при этом, по сравнению с июлем, потерял сразу 9 строчек (июль – 31-е место). Что повлияло на столь наглядные изменения рейтинга? Возьмем на себя смелость высказать суждение, что это, в основном, внешние факторы. Многонациональный и многоукладный, традиционно гиперактивный Дагестан всегда немного лихорадит перед крупными политическими событиями, особенно перед теми, в которых задействован избирательный ресурс. Кроме того, на рейтинг могли повлиять решительные действия правоохранительных структур, которые в последнее время предпринимаются по уничтожению активных участников бандподполья в республике. Сам по себе это безусловно позитивный фактор, но определенные дестабилизирующие «нотки» в общий эмоциональный фон региональных реалий подобная жесткая работа силовиков вносить может. Но, в любом случае, Абдулатипов не вышел из группы лидеров с «сильным влиянием». И это важный показатель.
Оставшиеся три лидера Северного Кавказа вошли в группу глав регионов со «средним влиянием». Самый верхний в таблице среди представителей «золотой середины» Рашид Темрезов, лидер Карачаево-Черкесии – 53-е место (52-е место в июле). У него 4,45 балла. У Юрия Кокова (Кабардино-Балкария) – 77-е место, аналогичное июльскому показателю, и 3,29 балла. У Вячеслава Битарова (Северная Осетия – Алания) – 81-е место (3,11 балла). И его порядковый номер также не изменился в сравнении с июлем.
О чем говорит таблица? Повторимся: об относительной стабильности внутриполитической жизни в регионах, что, в преддверии выборов, можно расценить как политическое равновесие. В данной ситуации – это безусловное благо, потому что подобная предсказуемость не сулит крупных сюрпризов, в том числе и неприятных.
Владислав Никонов, директор исследовательских программ Центра современной кавказской политики (ЦСКП «Кавказ»):
В целом, рейтинг конечно вещь относительная. Политологи, журналисты, медиа-эксперты оценивают не реальное влияние персоны в АП, правительстве или Федеральном собрании, а его отражение в информационном пространстве.
Реальные события происходят за закрытыми дверями, и те, кто о них знает, крайне редко об этом пишут. Но в целом – рейтинг как всегда адекватный, взять хотя бы позицию №7 (на этом месте находится Алексей Дюмин, и.о. губернатора Тульской области, - ред.).
Рейтинг глав регионов Северного Кавказа, на мой взгляд, объективно отражает прошедший период и позиции руководителей: Глава Чечни – сам по себе уже сформировавшееся явление в современной России, губернатор Ставрополья – имеет мощнейшую поддержку со стороны своих прежних коллег, Евкуров – один из наиболее самобытных и по-настоящему народных руководителей, не только на Кавказе, а, пожалуй, и в России.
Результаты глав Дагестана и КЧР могли бы быть и выше, если бы не непрерывные атаки со стороны политических оппонентов, которые все более захватывают информационную инициативу (подчеркну однако, реальное влияние в АП и Правительстве - все же за закрытыми дверями).
Юрий Коков верен себе и по-прежнему является одним из самых закрытых руководителей регионов, а Вячеслав Битаров, несмотря на достаточно удачное премьерство в период работы Тамерлана Агузарова, как руководитель региона пока еще новичок.
Конечно, избирательная кампания наложила на поведение и медиа-отражение глав некоторый отпечаток. Но генеральная линия, по-моему, сохранена.