Видеожалоба уроженца Чечни Рамазана Джалалдинова к Президенту России Владимиру Путину по поводу «притеснения» жителей высокогорного чеченского села Кенхи вызвала большой и неоднозначный резонанс в СМИ. Мы тоже попытались разобраться в ситуации.
Герой-одиночка или «кляузник-сосед»?
14 апреля на канале дагестанской газеты «Черновик» в YouTube было опубликовано видеообращение уроженца Чечни Рамазана Джалалдинова к Президенту России Владимиру Путину. В своем десятиминутном ролике Джалалдинов рассказывает о том, что местные чиновники отнимают у жителей высокогорного села Кенхи Шаройского района Чечни, где проживают преимущественно аварцы, большую часть компенсаций за разрушенное во второй чеченской войне жилье, удерживают зарплаты учителей и игнорируют просьбы сельчан о помощи. В ходе обращения Джалалдинов отмечает, что «несколько десятков раз» обращался к федеральным властям с просьбой организовать комиссию, которая займется решением многочисленных проблем села, однако ответа не получил.
Заявление громкое, что само по себе подразумевает проверку обоснованности подобных обвинений и заслушивание, согласно журналистской этике, второй стороны конфликта, для объективности суждений. Но журналистам «Черновика» показалось достаточным вброса непроверенного факта. Корреспондент «Дождя» Василий Полонский, прибывший «по зову сердца» и в погоне за «жареным» фактом, пошел еще дальше. Он превратил свою командировку в Кенхи в остросюжетный шпионский бестселлер. «Я делал интервью с Джалалдиновым, он сейчас за пределами Чечни находится, а также снимал репортаж по поводу условий жизни в Кенхи. Вчера после встречи с сельчанами я с помощью местных жителей ночью перешел через хребет в Цумадинский район, добрался до Махачкалы и утром сегодня вылетел в Москву. Задержанный сегодня водитель вчера меня подхватил в селении Шали и довозил до Кенхи, а также там, по месту, он сам житель этого села. До Шали меня довез другой водитель из Махачкалы», – сообщил Полонский.
Создается впечатление, что Полонский побывал в бандитском логове и только благодаря собственной смекалке, поддержке «подполья» и навыкам диверсионной работы он смог выбраться из «этого ада».
Справедливости ради отметим, что водитель Полонского Магомед Ахмедов действительно был доставлен в Шаройский отдел полиции, где начальник РОВД провел с ним беседу в связи с распространением Джалалдиновым недостоверной информации, рассказала Хеда Саратова, которую сложно заподозрить в предвзятости, судя по результатам ее многолетней работы в сфере правозащиты. «Мне позвонил сам Магомед Ахмедов и сообщил, что в отношении него не применялись никакие незаконные методы, он ждал своего брата, пил чай с сотрудниками полиции. Брат позже за ним приехал и забрал из полиции. В отношении Джалалдинова ведется проверка за распространение несоответствующей действительности информации. По поводу журналиста они якобы просто спросили его, кто он, что хотел и зачем приезжал», – сказала Саратова.
Проблемы есть. Нет прецедента
Наш коллега-журналист информационного агентства «Грозный-информ» Ибрагим Эстамиров лично побывал в Кенхи, история которого тесно связана как с чеченским, так и с дагестанским народами, и встретился не только с представителями администрации, но и, наедине, с простыми кенхинцами, чтобы более точно и подробно узнать о проблемах сельчан без присутствия официальных лиц. Ибрагим беседовал с учителями, спортсменами, деятелями культуры и духовенством. Жители Кенхи оказались добродушными и бесхитростными людьми.
Само собой, проблем, как и везде, хватает, но они точно не связаны, по мнению Эстамирова, с дискриминацией аварцев и какими-то поборами с населения.
«В разговоре со мной жители села особо не жаловались, но сообщили, что у них нет газопровода и недоступен Интернет из-за отдаленности села Кенхи», – говорит Ибрагим. По мнению кенхинцев, самая главная проблема у них – это дорога, которую размывает во время каждого паводка. Ее приходится периодически ремонтировать или прокладывать заново.
Вообще, складывается впечатление, что кем-то обиженный и чем-то обделенный Рамазан Джалалдинов, записав свое «обличающее» видео, пытается сделать себе пиар за счет Чечни и межнационального вопроса. А ведь Джалалдинов даже не живет в Кенхи, по его утверждению, из опасений за собственную жизнь.
Он говорит о каком-то предвзятом отношении к аварцам, но сам открыто выступает против привлечения русских учителей в школы села Кенхи. Разве это не есть нетерпимость по национальному признаку? Разве мы не живем в России, где каждый гражданин имеет право работать там, где он хочет и где ему удобно?
Джалалдинов заявляет, что неоднократно, начиная с 2006 года, писал жалобы Президенту России и что в 2007 году его за это осудили на два с половиной года условно. После второй жалобы, как утверждает мужчина, он был арестован на 13 суток. В 2011 году суд назначил ему пять лет условно за сопротивление властям, но затем изменил приговор на три года общего режима, позже сократив этот срок до 1,5 года.
Мы проверили эту информацию и выяснили посредством источника в правоохранительных органах Чечни, что Джалалдинов действительно ранее привлекался к уголовной и административной ответственности, но совсем по иным основаниям. «Житель села Кенхи Шаройского района Рамазан Абдукович Джалалдинов в 2007 году был приговорен судом к двум годам лишения свободы условно за пособничество участникам незаконных вооруженных формирований. Кроме того, в 2011 году Джалалдинов привлекался к административной ответственности по статье 5.12 Кодекса об административных правонарушениях, после того как баллотировался в депутаты сельского поселения и допустил нарушение правил распространения агитационных материалов», – сообщил представитель чеченских правоохранительных органов.
Все это дела былые и в общем-то не имеющие к настоящему прецеденту никакого отношения, но, так или иначе они характеризуют человека. Так сказать, небольшой штрих к портрету.
Народ поддерживает власть
Однако от «камня», брошенного Джалалдиновым, пошли «круги по воде». По поручению врио главы Чечни Рамзана Кадырова в экстренном порядке в Кенхи выехал руководитель администрации главы и правительства Чеченской Республики Ислам Кадыров, чтобы разобраться в ситуации непосредственно на месте.
В администрации Шаройского района он встретился с префектом, начальником РОВД, представителем межрайонной прокуратуры, а также с богословами и работниками всех трех школ села Кенхи. Ислам Кадыров поинтересовался у собравшихся, как в действительности обстоят дела в Кенхи, и потребовал у местных властей в скорейшем времени разобраться в причинах такого поступка Рамазана Джалалдинова. Кроме этого, он отметил недопустимость ложных обвинений в бездействии руководства республики.
Затронули здесь и проблему жительницы Кенхи Хажар Алиевой. В своем ролике Джалалдинов рассказывает, что она находится в бедственном положении и никакого внимания со стороны властей нет. Руководство района заявляет, что она в полном объеме получила компенсацию по утере жилья, и это несмотря на то, что в то время Алиева не жила в этом доме. Ей оказывается всесторонняя помощь. В том числе материальную поддержку регулярно выделяет Региональный общественный фонд имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Нынешнее ее жилье в таком состоянии, скорее, из-за заброшенности, а не из-за войны.
А что касается тех, чьи дома находятся в оползнево-опасных зонах, то в программу переселения на 2016 год уже внесены 20 семей села Кенхи. Одним из первых в списках оказался и сам автор ролика.
На собрании селян всплыло и темное прошлое Джалалдинова – три судимости «борца за справедливость». По словам духовенства, поступок Рамазана Джалалдинова также противоречит нормам и ценностям ислама.
Жители селения Кенхи утверждают, что действия Джалалдинова носят явно провокационный характер и наносят ущерб межнациональным отношениям. Они уже обратились в правоохранительные органы республики с просьбой рассмотреть его обращение на соответствие действующему законодательству.
Шаройский район является одним из самых молодых муниципалитетов республики, отмечает глава местной администрации Расул Саламов. Он был восстановлен в 2000 году по Указу в то время главы администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадырова. Несмотря на то, что район находится в горах на высоте до 2 тысяч метров над уровнем моря, сюда подведены необходимые коммуникации кроме газопровода. Но и этот вопрос в скором времени будет решен.
Что касается непосредственно Кенхи, то с момента возрождения района здесь построено три школы, восстановлен Аварский культурный центр, здание администрации и спортзалы. Но почему-то об этом автор ролика не упомянул в своей жалобе. Родственники Джалалдинова сказали, что впредь постараются не допустить подобных провокаций от него.
«Не навреди!»
Никто не говорит, что нужно умалчивать острые проблемы. На то мы и журналисты, чтобы поднимать все эти вопросы. Но, согласитесь, помочь это не значит писать и публиковать все, что вздумается. Необходимо всегда проверять факты и быть объективными, а не выступать с одной позиции. Ведь на самом деле это провокация, имеющая цель зародить неприязнь между двумя народами-соседями, живущими бок о бок сотни лет. Это видно и по тому, как пишут об этом видеообращении в социальных сетях, и в комментариях на сайте первоисточника, самой газеты «Черновик».
Пожалуй, настало время, когда при поступлении в журналистские вузы или приеме на работу в СМИ необходимо давать клятву, аналогичную Клятве Гиппократа, которую дает каждый медик, и где первым пунктом обязательно должно быть: «Не навреди!».
А действия Джалалдинова охарактеризовали сами исламские богословы: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». Эти слова принадлежат Пророку Мухаммаду. Более точной оценки его действию и поступку сложно придумать…
В завершение хотелось бы отметить, что в селении Кенхи нет никаких межнациональных трений, и не может быть. Утверждать обратное, по меньшей мере, глупо, так как жители горных районов всегда отличаются сплоченностью, несмотря на национальность или вероисповедание. Это же горы, там по-другому невозможно жить.
Сотрудник правоохранительных органов Чечни:
«Житель села Кенхи Шаройского района Рамазан Абдукович Джалалдинов в 2007 году был приговорен судом к двум годам лишения свободы условно за пособничество участникам незаконных вооруженных формирований. Кроме того, в 2011 году Джалалдинов привлекался к административной ответственности по статье 5.12 Кодекса об административных правонарушениях, после того как баллотировался в депутаты сельского поселения и допустил нарушение правил распространения агитационных материалов».
Ибрагим Эстамиров, журналист информационного агентства «Грозный-информ»:
«В разговоре со мной жители села особо не жаловались, но сообщили, что у них нет газопровода и недоступен Интернет из-за отдаленности села Кенхи. По мнению кенхинцев, самая главная проблема у них – это дорога, которую размывает во время каждого паводка. Ее приходится периодически ремонтировать или прокладывать заново».
Хеда Саратова, правозащитник:
«Мне позвонил сам Магомед Ахмедов и сообщил, что в отношении него не применялись никакие незаконные методы, он ждал своего брата, пил чай с сотрудниками полиции. Брат позже за ним приехал и забрал из полиции. В отношении Джалалдинова ведется проверка за распространение несоответствующей действительности информации. По поводу журналиста они якобы просто спросили его, кто он, что хотел и зачем приезжал».