Наталья Гребенькова
Автор

Плетень казачьего образования

Наталья Гребенькова
Автор
05.05.2016

Недавно классный руководитель 8 класса в средней школе №6 Ставрополя Лидия Хилько заняла первое место в зональном этапе, а затем второе место в краевом конкурсе педагогического мастерства «Воспитать человека». Проведенный ею классный час на тему «Мы – наследники казачьего рода» был признан лучшим среди других уроков учителей-конкурсантов.

А ведь это было совсем непросто! Сначала материалы для проведения классного часа прошли этап в городском управлении образования, и единственные были отобраны для зонального этапа конкурса, проводимого ежегодно министерством образования Ставропольского края. Следующая ступень включала в себя Новоалександровский и Грачевский районы, город Невинномысск и другие территории. Затем – ответственный краевой конкурс. Так что конкурентов (в хорошем смысле этого слова) с самыми разными темами для урока у Лидии Хилько было предостаточно.

И все-таки именно она была удостоена почетных первого и второго мест. Почему?

Вообще в казачьем образовании на Ставрополье много проблем, которые требуют решений от власти различного уровня, вдумчивого анализа ситуации, и главное – понимания. Люди, далекие от казачьего движения, задаются вопросом: что же такое вообще «казачье образование» и зачем оно нужно? Попробуем рассмотреть на конкретном примере.

По условиям конкурса классный час в зональном этапе проводился не в своем классе, а для совершенно незнакомых пятиклассников села Старомарьевского. Всего за полчаса надо было раскрыть обширную тему и вызвать к ней интерес у ребят, которых видишь впервые в жизни.

Лидия Павловна рассадила детей за столами, поставленными по кругу. И началось все с объяснения, что такое казачий плетень, - это крепкая ограда, которая защищает, она сделана при помощи переплетения и т.д.

Дальше – аналогия: так происходит и у людей. Только корни, исторические и родственные связи делают нас сильными и помогают защищать свою землю, Родину. И дальше – видео-презентация с простыми фактами, понятными для пятиклашек: кто такой казак, какие строил жилища, как жил, чем занимался, как одевался, что такое казачий круг, атаман, станица, как воспитывали девочку и мальчика в семье.

Рассказала Лидия Павловна также известную легенду о лампасах (как казаки дуванили по-братски ткань, чтобы всем досталась хоть по кусочку), прочитала казачьи заповеди, несколько пословиц, поведала старинное терское поверье, о звездах на ночном небе, что глазами предков смотрят на нас…

Точно такими же, как и звезды, горящими глазами без отрыва глядели на нее дети. А уж когда речь зашла о казачьих словах - попробуй, догадайся, что такое «чуня», «шекелять», «кулючить» - тут уж аудитория оживилась, посыпались догадки.

- Я, конечно, сначала волновалась, - рассказывает учитель. – А потом вижу – дети смеются, переглядываются, жюри улыбается! Значит, все хорошо. В конце урока попросила ребят прикрепить на плетень бумажные подсолнушки, если им понравилось занятие. И все прикрепили! Жаль только, не успели мы поиграть в старинные игры.

Сама Лидия Павловна выросла в городе Майском Кабардино-Балкарии, и очень хорошо, с детства, помнит игру «жожку», другие детские забавы. Но ведь никто не говорил, что это очень старые терские казачьи игры, и только много лет спустя она узнала об этом.

Лидия Хилько - из тех учителей, о которых говорят «педагог от Бога». Ее любят дети, обожают родители, знают и очень уважают казаки. Сама она потомственная казачка, она из тех учителей, кто вот уже несколько лет реализует в образовательном процессе казачий компонент. Накоплен немалый личный и преподавательский опыт: что давать, зачем, какова цель? Вообще Лидия Павловна учитель технологии (труда, если по-старому). Ведет факультативы по декоративно-прикладному мастерству и истории казачества, сама шьет детям казачьи костюмы и некоторые ее ученицы уже и сами шьют себе «парочки».

И еще Лидия Павловна зажигает в ребятах не просто стремление сделать красивую поделку своими руками, строго технологично освоить какие-то навыки рукоделия, а выполнить это со смыслом, обращаясь к народной мудрости, к истории своей страны, родного края, собственной семьи. Хотя бы даже к фамилиям! Изучая их происхождение вместе со своими подопечными, педагог поняла, что только по ним можно узнать чуть ли не всю историю России.

По отцу донских казачьих кровей, она проследила до 1872 года и свой род по материнской линии, до прапрадеда Георгия Пономарева, которому по жребию досталось уехать из Полтавы на Северный Кавказ, в станицу Георгиевскую с семьей и крошечной двухмесячной дочкой Прасковьей на руках.

Вот судьба и вернула все на круги своя, обратила к корням, сделала Лидию учителем.

- Понятно, что казачья культура, фольклор может только обогащать. Но нужно ли это все детям, у которых нет казачьих корней? – спрашиваю у педагога.

Лидия Павловна объясняет:

- Что такое казачье образование? Это традиции, которые мы показываем детям. Но у нас самый обычный класс, никто никого не заставляет. Есть костяк из 10-12 увлеченных ребят, которые постоянно занимаются. Поначалу было такое, что некоторым не разрешили родители, а теперь их дети тоже присматриваются, им тоже хочется, ведь они – один коллектив. У нас в классе какое-то время училась карачаевская девочка, и я сразу предупредила родителей, что у нас имеется казачья составляющая. Они отнеслись к этому совершенно нормально: пусть узнает что-то новое. Все отличие в том, что утром, когда мы читаем молитву перед уроками, ребята другого вероисповедания или, если нет такого желания у кого-то, в ней просто не участвуют.

Проводя классный час в селе, Лидия Павловна сразу увидела: дети из сельской местности очень хорошо знают православные праздники, понимают станичный уклад жизни, а потому – более отзывчивы к традиции. В станичной школе иные возможности, более перспективные, допустим, для конной и спортивной подготовки. Но казачье воспитание пластично вписывается и в городские условия. В 6-й школе г. Ставрополя отлично прижился фольклор и рукоделие, дети тянутся к истории.

В классе хранится потрясающий альбом с работами школьников о своих семейных корнях: фотографии, генеалогические ветви, восстановленные по расспросам родных. А еще – коллекция книг, рисунки, сборники игр и забав, в которые действительно играют в школьном дворе, да так, что к окнам сбегается вся школа. С этого начинается осознание себя и своей системы координат: Родина большая и малая, ценности, гордость за свой народ.

О признании своего педагогического труда Лидия Хилько скромно говорит, что это не только ее заслуга, а руководства школы, помощи со стороны Ставропольского городского казачьего общества.

- Мне очень приятно, что на этом конкурсе через меня заметили и высоко оценили богатые возможности казачьей культуры. Лично я вижу их очень давно, из года в год еще больше открываю для себя и детей этот мир и жалею лишь об одном: что у нас нет непрерывного казачьего образования с детского сада. Вот тогда все это было бы неразрывно связано, как крепкий плетень.
 

Андрей Воронцов, атаман Михайловского станичного казачьего общества СОКО ТВКО:

- Мы для себя определили казачье образование в качестве приоритетного направления в развитии. Некогда казачий дух и казачьи традиции передавались казакам с молоком матери. Сегодня с сожалением приходится констатировать, что эта преемственность поколений была утеряна, и нам предстоит приложить массу усилий для того, чтобы создать систему непрерывного казачьего воспитания и образования. По нашим представлениям, такая система должна охватить воспитательный процесс от детского сада до университета. Именно такой подход должен помочь нам хоть отчасти восполнить утерянное некогда семейное и общинное казачье воспитание.

Ирина Иванова, почетный работник общего образования Российской Федерации, помощник атамана Ставропольского городского казачьего общества по вопросам казачьего образования:

- Сегодня во главе угла стоит приоритет экономического развития, при этом заметно меняются нравственные и духовные ценности людей, в первую очередь, молодежи. Как в таких условиях приобщить молодых людей к нашей истории, духовной культуре, воспитать искренние патриотические чувства, верность гражданскому и воинскому долгу? Мы видим, что экономические отношения прочно вошли в систему образования, и целью его является формирование не всесторонне развитой и гармоничной личности, а конкурентоспособной. Само слово «конкурентоспособный», на мой взгляд, не только не отражает наличие конкретных знаний, но и предполагает отсутствие определенных нравственных ценностей у этой личности. А ведь именно нравственное воспитание и обучение молодежи в любой стране и во все времена является важнейшей задачей государства.
Казачье образование строится так, чтобы создать педагогически обоснованные и психологически комфортные условия развития детям. Цель -  воспитать культурного, образованного, инициативного, творческого гражданина, государственно мыслящего человека, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны.