Владимир Князев
Автор

Футбол как единая религия

Владимир Князев
Автор
24.04.2016

Я – футбольный болельщик. Можно сказать, среднестатистический, коих в России, да, наверное, и во всем мире – большая часть. Мне не чуждо обмотаться шарфом любимого клуба, посидеть в спортивном баре, а если удается – на стадионе и громко порадоваться успехам своей команды, очень громко выразить свое неудовольствие решениями судьи или игрой «подопечных». Поорать «кричалки», подудеть в карманные «вувузелы». В зависимости от ситуации на «зеленом газоне» я могу назвать «кривоногих инвалидов» «кривоногими инвалидами» или возвести в ранг «святых» вратаря, вытавщившего пенальти.

После очередного матча мы с друзьями-«единоверцами» бурно обсуждаем прошедшую футбольную баталию. Со стороны может показаться, что выпусти нас сейчас на поле вместо «этих слепых пешеходов» – мы «порвем» «Реал» вместе с «Барсой» на очень мелкие клочки. Месси и Роналдо будут нервно переминаться с ноги на ногу в своей штрафной.
В случае проигрыша нашего «стада хромых баранов», мы, не особенно подбирая выражения, можем покрывать толстыми слоями ненормативной лексики судью прошедшего матча, который увидел офсайд там, где его «не могло быть в принципе», и у которого «повылазило», когда форвард соперника возомнил себя Марадоной и своей «рукой бога» отрикошетил мяч за линию наших ворот.

Все это так. Но могу сказать одно и с полной ответственностью: ни мне, ни моему окружению болельщиков (а их достаточное количество) никогда и в голову не приходило переносить свою обиду за поражение команды на лица и остальные части тела фанатов соперника. Иными словами, мы придерживаемся мнения, что фан-клубы, в первую очередь, – моральная поддержка, своеобразный допинг, стимул, в конце концов, для достижения победы, но никак не «спящая» до поры до времени «ячейка боевиков», идущая на матч лишь с одной целью: найти повод для драки или, по меньшей мере, крупного скандала.

Я более чем уверен, чо в основной массе болельщики приходят на футбол с мирными целями. Но у стадиона настолько сильная энергетика, что количество вырабатываемых килоджоулей на спортивной арене сравнимо с мощностью АЭС, и если ее направить не в то русло, то произойдет катастрофа. Катализатором для такой реакции может послужить десяток-другой уже упомянутых фанов-провокаторов, причем нередко очень далеких от футбола. На случайный взрыв эмоций это мало похоже, поскольку он не сопровождается «странным образом появившимися» и неожиданно полетевшими на поле фаерами, заготовленными заранее плакатами с уничижительными лозунгами или картинками. 

Особую озабоченность вызывает развитие этой тенденции на Северном Кавказе. Происходящее на поле если и не отходит пока на второй план, то, по крайней мере, становится в один ряд со стычками между болельщиками. Сообщения в СМИ, комментарии в соцсетях об этих инцидентах иногда напоминают хронику боевых действий. Противоборствующие стороны все более определенно разбиваются на два лагеря. С одной стороны – фанаты северокавказских клубов («Анжи», «Терек», «Спартак-Нальчик»), с другой – все остальные болельщики. В данном случае мы не берем во внимание вечный антагонизм, к примеру, между «Спартаком» и ЦСКА или между «Спартаком» и «Зенитом». Это неотъемлемая чсать всего исторического существования клубов. «Мясо», «бомжи» и «кони» всегда и по-прежнему друг друга на дух не переносят. Но это противостояние никогда не поднимается в идеологическом плане выше межклубных разборок. Сегодня же междоусобные распри забываются на время масштабных войн. Образуются альянсы по принципу: враг моего врага – мой друг. Мало того, некоорые СМИ «подогревают» аудиторию историями про фанатские стычки, поданые под соусом межнациональной розни. Надо ли говорить, насколько это опасно для современного российского общества? Стоит ли проверять на взрывоопасность гремучую смесь, которая получается при объединении фанов московских клубов и «Зенита» против сплотившихся болельщиков Дагестана, Чечни и Кабардино-Балкарии? На мой взгляд, это опасный прецедент.
Следует отметить, что вопреки существующему убеждению горячие кавказские парни далеко не всегда являются инициаторами скандалов и потасовок. Обратимся к фактам. В конце марта нальчикский «Спартак» выехал в Батайск Ростовской области на игру с новочеркасским «МИТОСом». Команда из Кабардино-Балкарии является одной из немногочисленных команд первенства Профессиональной футбольной лиги, на гостевые матчи которой организованно приезжают десятки болельщиков из КБР, желая поболеть за своих игроков. Ни одну встречу за пределами республики в сезоне 2015/2016 «гладиаторы» не провели без поддержки своих фанатов. Более того, эти немногочисленные болельщики своими «зарядами» часто полностью глушили кричалки местных «тифози», что придавало и до сих пор придает нальчикскому клубу атмосферу домашнего стадиона. От этого, может быть, и сегодняшнее положение команды – первое место в турнирной таблице и вполне осязаемый выход в Национальную футбольную лигу.

 

Возможно, именно это обстоятельство и послужило поводом для батайских псевдоболельщиков спровоцировать драку за полчаса (!) до начала игры. Причем характерно то, что против пары десятков спартаковских болельщиков высыпало вдвое больше батайцев, значительно старше и крепче на вид. Исход стычки был предопределен заранее, так же, как и задуман. Около 40 секунд понадобилось нападавшим, чтобы «доходчиво» объяснить приезжим, кто в доме хозяин, забрать трофеи побежденных: барабан, баннеры и прочую футбольную атрибутику. Охрана стадиона и полиция не проявили особого интереса к инциденту.

 

Вообще, поведение полиции, которая смотрит сквозь пальцы на подобные бесчинства, по меньшей мере непонятно. Причем в любом городе. Возникает ощущение, что господа в серой форме получили указание о невмешательстве. А ведь хотелось бы видеть блюстителей закона такими же организованными, как сами фанатские объединения. И если у фанатов, которые не получают денег, но готовы организоваться в течение нескольких десятков минут, «фетиш» – футбольный клуб, то почему у блюстителей порядка, которые получают за свою работу зарплату, нет такого «фетиша», как закон и порядок?
Однако вернемся к уже произошедшему событию. Хорошо, если не последует продолжения. Но никто не даст гарантии, что «кровная месть» на очередном матче не настигнет обидчиков, как это не раз уже бывало с того момента, когда северокавказские клубы стали играть в высшей лиге. Здесь уже отметились фаны и «Анжи» с «Зенитом», и «Терека» с «Краснодаром».

В общем, надо что-то делать, предпринимать. Поскольку силовые методы в воспитании фан-культуры недейственны, да и неприемлемы, руководству клубов и фанатских объединений, самим футболистам необходимо проводить активную работу с болельщиками. Вживлять в подкорку простую вещь: футбол – это спорт, который сближает людей разных национальностей, вероисповеданий, профессий, возрастов и его кощунственно использовать не по назначению. 

На Северном Кавказе вообще этот вид спорта должен стать альтернативой для молодежи, которую беспардонно, нагло и агрессивно заманивают в свои сети вербовщики фанатичных религиозных организаций. Иными словами, лучше футбольный мяч в руках, чем пояс шахида на теле. 

У каждой команды есть свои болельщики, у кого-то их целая армия, у кого-то – дивизия, у кого-то – небольшой, зато преданный команде отряд. А все вместе мы – российские болельщики, ради которых и проводится чемпионат России по футболу. Ради нас футболисты выкладываются на поле без остатка, ради нас руководство клубов вкладывается в приобретение звездных игроков и развитие детского футбола. И только благодаря нам футбол в России может стать тем, чем он и должен быть в нашей стране – объединяющим фактором. Единой религией, если хотите.

Виталий Мутко, президент РФС:

«Если мы хотим, чтобы популярность футбола росла, мы должны улучшить нашу работу, связанную с процессом организации футбольных матчей. В этом плане будем работать над тем, какие меры еще нужно принять. Одних административных для наведения порядка недостаточно. Здесь очень многое зависит от болельщиков и фан-объединений, чтобы они тоже чувствовали ответственность за футбол».

Серегй Андреев, главный тренер «МИТОСа»:

«Эпизод произошел во время разминки – минут за 15-20 до начала игры. Мне показалось, что эта акция была спланирована. На трибунах собрались молодые парни и девчонки из Нальчика, спокойно себя вели и развешивали свой перфоманс. И тут на них из подворотни выбежали человек 40-50. Однозначно, это не были болельщики «МИТОСа». Слышал, что кто-то из зрителей предупреждал полицию о большом количестве подозрительных людей, собравшихся в одном месте, но меры предприняты не были». 

Рамзан Кадыров, врио главы Чеченской Республики:

«В мире есть вещи, которые объединяют всех. Это культура, искусство, спорт, то есть то, что мы называем вечными ценностями. Возрождение футбольного клуба «Терек» происходило в трудные для нас годы, в годы, когда народ Чеченской Республики нуждался в объединяющем факторе, который смог бы сплотить всех нас».