Рашид Курбанов
Автор

Дагестанский лифт: только вниз?

Рашид Курбанов
Автор
19.04.2016

В Дагестане изрядно изношены лифты, а вопросы организации их эксплуатации не выдерживают никакой критики. Реформирование ЖКХ, создание управляющих организаций и ТСЖ проблему отнюдь не решили. Напротив, – усугубили.

Исключением из правил, конечно, служат новые многоэтажки или те, в которых лифты заменили по программе капитальных ремонтов на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. Однако в общей массе обветшалого лифтового хозяйства республики это погоды не делает.

К тому же трагедия, которая произошла в московском многоквартирном комплексе «Алые паруса», показала, что проблемы с лифтами могут быть и в совершенно новых домах. При отказе блокирующих механизмов и тормозов не избежать несчастных случаев, так как часто в домах нет лифтеров, и пассажиры в таких случаях предоставлены сами себе.

Некогда обслуживанием лифтового хозяйства столицы Дагестана занималось муниципальное унитарное предприятие «Махачкалалифт». В 2006 году в Махачкале стали брать плату за пользование лифтом, начиная с жильцов первого этажа и с площади квартиры. Раньше брали, начиная с четвертого этажа и с прописанных жильцов. В результате сборы увеличились в разы.

Вскоре, расколов лифтовое хозяйство, МУП передало лифты управляющим компаниям. Плату за пользование присоединили к техобслуживанию, а ремонт и эксплуатацию оставили за специализированным предприятием. Получилось, что одна организация обслуживает и ремонтирует лифты, а другая – собирает за это плату в свой карман и не всегда передает определенную долю лифтовой службе.

В многоквартирных домах Дагестана в настоящее время чуть более тысячи лифтов. Из них с прошедшим сроком эксплуатации – 750. По истечении срока службы лифта (25 лет), для определения возможности и условий продления срока его эксплуатации, необходимо проведение ежегодного технического освидетельствования. Отсутствие акта освидетельствования дает надзорным органам право приостанавливать его эксплуатацию. Это право и стали реализовывать.

Сегодня десятки, а может и сотни лифтов опечатаны. Ремонтировать их не имеет смысла, потому как они крайне изношены. Что делать? Лифты стоят дорого, чтобы их заменить, нужно, по крайней мере, эти деньги иметь. Во время кризиса и падения реальных доходов населения собрать и аккумулировать на специальных счетах средства очень проблематично. Как быть?

Начальник отдела Госжилинспекции РД Магомед Махмудов:

«Раньше техническое состояние лифтового хозяйства контролировал Ростехнадзор, но произошли изменения. Предполагалось, что они повлекут за собой заключение страховых договоров, но новшества не сработали. Образовался вакуум. Долгие годы лифты толком никто не обслуживал, не было контроля, они приходили в негодность. Сегодня в республике порядка 50 процентов лифтов отработали свой ресурс и срок эксплуатации. Обновить их разом, конечно, невозможно. В настоящем Государственной жилищной инспекцией РД проводится мониторинг всех многоквартирных домов с лифтами, по итогам которого мы подготовим отчет. После этого от всех управляющих организаций, ТСЖ будем требовать заключение договоров с организациями, имеющими доступ к техническому обслуживанию лифтов. Текущий и капитальный ремонт лифтов должен проводиться за счет собственников жилья. Обслуживанием лифтового хозяйства занимается, как их теперь называют, «квалифицированный персонал обслуживающей организации, осуществляющей обслуживание лифтов». Управляющие организации должны заключать с подобными организациями договоры на обслуживание лифтов и оплачивать их работу из средств, собираемых с жильцов».  

 Эксперт по лифтам, директор ООО «Союзлифтмонтаж» Эмин Эминов:

«На деле эти договоры у нас в республике практически не заключаются. В наших многоквартирных домах с лифтами элементарно нет электромехаников, слесарей, лифтеров. Если что-то нужно отремонтировать, то их, как правило, разыскивают по всему городу. Каждый год лифтовое хозяйство должно проходить техническое освидетельствование, но оно, как правило, также не проводится. Сравнивая Махачкалу, к примеру, со Звенигородом, где я часто бываю по работе, скажу, что мы отстаем от них лет на 50. Там есть все, что полагается, а у нас нет ничего. Лифт, отработавший свои положенные 25 лет, никто не вправе эксплуатировать, однако они у нас работают. Восстановить отжившие свой эксплуатационный век лифты невозможно, это дороже, чем установить новые. Их надо менять на новые, а это дорогое удовольствие, и потому, думаю, сделать это без участия и помощи государства невозможно».

Заместитель руководителя Фонда капитального ремонта Дагестана Шамиль Исаев:

 «Лифт относится к общему имуществу многоквартирного дома, соответственно, Фонд капитального ремонта, согласно утвержденным краткосрочным планам и долгосрочным программам, собранные у жильцов средства отправляет на ремонт того или иного дома. Обычно это ремонт кровли, подвалов, фасадов, подъездов, лифтов и всего остального. В программе на 2015 год была предусмотрена замена 11 лифтов: три в Дербенте и одиннадцать в Махачкале. В Дербенте работы уже завершены, в Махачкале продолжаются. По поводу страны-производителя лифтов скажу, что, по мнению экспертов, использование турецких лифтов небезопасно, поэтому принято решение приобретать лифты российского производства. Денег у фонда не много. Нам в республике в год необходимо ремонтировать порядка 100 домов, а мы собираем всего в целом около16 процентов начисленных жильцам сумм. Если нет финансирования, то и работы выполнять невозможно.  Для того, чтобы обновить лифтовое хозяйство, необходимы либо программы софинансирования с участием жильцов, либо государственные программы по их замене. Либо нужно привлекать инвесторов. Возникает вопрос, смогут ли люди тогда оплачивать эксплуатацию, так как тариф на техническое обслуживание лифтов может вырасти».

Технический директор СРО «Гильдия строителей СКФО» Алигаджи Мудаев:

«У нас в гильдии состоит 12 организаций, которые получили допуск к монтажу и капитальному ремонту лифтов. До последнего дня на них не было жалоб и нареканий. А вот что касается вопросов эксплуатации лифтов, то это к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД, к жилищной инспекции. Да, денег на замену лифтов нет. Но ведь мелкий, текущий ремонт хотя бы нужно делать. Деньги на техническое обслуживание лифтов собираются, а работы нет. Другое дело – лифты, которые отработали свой эксплуатационный срок. Их нужно менять. Ростехнадзор раньше регулярно контролировал их состояние, но на сегодняшний день лифты находятся в третьей категории опасных объектов. И если их переведут во вторую, то службы технического надзора контроль за техническим состоянием лифтов ужесточат. Очевидно, что в этом вопросе необходима поддержка государства, нужен усиленный контроль жилищной инспекции. Ей, вероятно, потребуется усилить меры воздействия по отношению к управляющим организациям, ведь сегодня в случае двух жалоб от жильцов по одному вопросу у ТСЖ или управляющей организации можно отбирать лицензию на деятельность».

Трудно не согласиться с выводами экспертов, что ситуация с лифтовым хозяйством Дагестана требует неотлагательного вмешательства республиканских властей. Управляющие организации и ТСЖ, в чьем ведении сегодня находятся лифты, без административного воздействия проблему попросту решать не будут. Да и денег, даже если предположить стопроцентные поступления от жильцов за техническое обслуживание домов, ни на ремонт, тем более на замену лифтов, не хватит. Штрафовать, лишать лицензий? Конечно, строгости не помешало бы. Но заработают ли лифты от этих мер? Маловероятно.

Тут бы поразмыслить надо, возможно, разработать специальную программу по  поэтапной замене отработавших свой век лифтов, пока беды какой не случилось. Но, как рассказывает генеральный директор ООО «Лифтсервис» Арсен Мусаев, подобные обращения в государственные структуры, ответственные за лифтовое хозяйство республики, с призывами и просьбами что-либо предпринять результатов не дали.

А между тем лифт становится опасным. Ростехнадзор их опечатывает, а  вопрос, кто разрешит проблему жильцов многоквартирных домов, остается открытым.