Алексей Мокроусов
Автор

Вы хотите поговорить об этом?

Алексей Мокроусов
Автор
03.03.2016

В Кабардино-Балкарии школьникам 9 и 11 классов при подготовке к сдаче единого государственного экзамена и основного государственного экзамена будет предоставлена помощь психологов. Проект нововведения в республиканских школах возьмет свой старт уже в марте 2016 года.

Это страшное слово «ЕГЭ»

Уже не первый год проведение единого государственного экзамена как выпускного в школах Кабардино-Балкарии является темой многочисленных споров и скандалов. Здесь за многочисленные подлоги во время проведения экзамена уже судили чиновников, родители школьников тратили по нескольку сотен тысяч за положительную оценку, дававшую мифические шансы их отпрыскам занять место под солнцем столичных вузов. И каждый год, сопровождавшийся громкими скандалами и не менее громкими отставками в правительстве КБР, все больше загонял школьников, стоящих на пороге итоговых экзаменов, в депрессию: математика, русский язык и литература сегодня уже кажутся выпускникам чем-то очень сверхсложным и нерешаемым. А еще металлоискатели, видеокамеры, грозные наблюдатели...

В конце прошедшего года министр образования и науки Дмитрий Ливанов, обращаясь к участникам всероссийского совещания, организованного Минобром, поставил задачу провести выпускные экзамены как можно прозрачнее, чтобы не было лишних поводов говорить о нецелесообразности проведения подобных испытаний и их итоговых результатов. Пусть для этого и потребуются тысячи видеокамер, десятки тысяч наблюдателей...


«Высокий уровень прозрачности и объективности должен быть обеспечен не только на едином государственном экзамене, но и на государственной итоговой аттестации после 9 классов. Мы же с вами прекрасно понимаем, что объективные экзамены играют ключевую роль в повышении качества образования», – высказал свое мнение министр.



Пошла активная работа по подготовке к выпускным экзаменам в школах страны. Естественно, что в связи с таким ярким информационным фоном на неокрепшую детскую психику невольно оказывается большое давление, с которым необходимо бороться всеми возможными способами. Иначе на положительные результаты при сдаче судьбоносных, может быть, экзаменов можно не рассчитывать.

Как отметила заместитель председателя правительства КБР – министр образования, науки и по делам молодежи Нина Емузова, в первую очередь, могут и, что самое важное, должны помочь детям взрослые.


«Многое зависит от взрослых. От того, как вы настраиваете ребенка, что ему говорите, как обсуждаете тему ЕГЭ дома. Мы должны сделать все, чтобы дети получили баллы, которые заслужили, и чем выше они будут, тем лучше для нас», – сказала министр.



Именно этим в Кабардино-Балкарской Республике с марта 2016 года и начнет заниматься новый проект, предназначенный помочь выпускникам морально подготовиться к предстоящим испытаниям.



Не так страшен экзамен, как его малюют

В представленной северо-кавказской республике в настоящее время действует свыше 200 гимназий и общеобразовательных школ, которые в этом году выпустят десятки тысяч школьников: кого-то в вузы, кого-то в техникумы и лицеи, кого-то просто во взрослую жизнь. Естественно, проблема в адаптации к серьезному испытанию стоит и перед нашими школьниками. Помощь им, как это и предложила Нина Емузова, начали оказывать старшие...


«Я работаю в Корпусе общественных наблюдателей с момента основания проекта (ранее он назывался «За честный ЕГЭ»). Начинала с наблюдателя, сейчас курирую Корпус в СКФО, – рассказала информационно-аналитическому порталу «Кавказ Сегодня» идейный вдохновитель и воплотитель проекта в жизнь Кира Антонова. – Не один десяток ЕГЭ я посетила и вижу, как ребята с большим страхом в глазах приходят на экзамен. Их начинает пугать металлоискатель, затем камеры и сами наблюдатели с организаторами. Наблюдая за этим, общаясь со школьниками, готовящимися к ЕГЭ, я поняла, что им нужна психологическая поддержка».



О том, что помощь действительно необходима, считают не только на региональном, но и на федеральном уровнях – в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Так, на официальном информационном портале единого государственного экзамена есть специальная рубрика «Советы психолога», где даны основные рекомендации выпускникам и их родителям.

Школьникам рекомендуют не придавать событию (сдаче экзамена. – прим. автора) слишком высокую важность, напоминая, что ОГЭ и ЕГЭ – это всего лишь одно из жизненных испытаний. Что не стоит бояться ошибок, помнить, что никто не может быть совершенным. Быть уверенными в том, что всем, кто учился в школе, по силам сдать экзамены.

Родителей выпускников просят, прежде всего, оказывать всесильную моральную поддержку своим детям. «Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки», – напоминают на сайте ЕГЭ.



То есть, проблема существует, и о ней знают. Но в чем же первопричина такого страха детей перед сдачей выпускных экзаменов? По мнению Киры Антоновой, – явное демонизирование ОГЭ и ЕГЭ со стороны некоторых учителей и, собственно, родителей.

«Настолько напряженное их (школьников. – прим. редакции) отношение к ОГЭ, на мой взгляд, – вина их учителей и родителей. Именно они внушают детям, что ЕГЭ – это нечто ужасное, что наблюдатели приходят как надзиратели следить, кого бы выгнать. Вот я и решила, что необходимо реализовать проект, в процессе которого я смогу общаться со школьниками, разъясняя им правила проведения процедуры ЕГЭ. Что главная цель общественных наблюдателей – не разоблачить списывающих, а проследить, чтобы общая процедура проведения экзамена не была нарушена никем», – отметила девушка.

Словам организатора проекта вторит и эксперт ЕГЭ в Ставропольском крае Ирина Ряшенцева, которая напоминает, что страх у детей пропадает, как только они начинают понимать, что бояться экзамена не стоит.


«Конечно, волнение школьников, которые впервые сдают ЕГЭ, вполне объяснимо. Но это, скорее, психологический момент. Уже на самом экзамене дети убеждаются в том, что в самом процессе итоговой аттестации ничего страшного и даже волнительного нет. Они быстро адаптируются к обстановке и успокаиваются. В результате, итоговые оценки мало зависят от психологического фактора и отражают объективный уровень знаний учеников экзамена», – отметила эксперт, проработавшая на ЕГЭ в крае не один год.


Получается, что главными условиями успешного проведения экзаменов для выпускников являются знание материала и полное спокойствие. Но как добиться этого психологического равновесия в момент, когда все вокруг твердят о сложности, практически невозможности в решении экзамена?

Если советы психолога до этого момента для школьников Кабардино-Балкарии были исключительно в фомате интернет-страницы – на сайте ЕГЭ, на котором, к слову, нет необходимого в психологической работе личного контакта с клиентом, то новый проект – реальный шанс помочь каждому школьнику. Для этого в школы будут приезжать психологи и общаться с выпускниками, пытаясь понять уровень обеспокоенности положения собеседников в канун экзаменов.

«Планируется проведение неформальных встреч-бесед выпускников школ с психологом, проведение профориентационных тестов, – делится с нашим порталом Кира. – Проект будет реализовываться совместно с Молодежной палатой при парламенте КБР, а также Корпусом общественных наблюдателей КБР Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи». Планируется проведение встреч во всех школах города Нальчика. Результатом проекта я хочу видеть улыбки на лицах детей при слове «ЕГЭ» и услышать «спасибо». И в целом еще больше поднять уровень доверия к результатам ОГЭ, сделать процедуру проведения еще более прозрачной, доказать важность ЕГЭ и его плюсы».



Важность нового проекта разделяют и учителя, которые в своей профессиональной деятельности неприменно сталкиваются со школьниками, которые вот-вот должны сдавать выпускные экзамены и покинуть стены родного учебного учреждения. Так, например, по словам учителя биологии в средней общеобразовательной школе №30 города Нальчика Светланы Игнатушиной, в среде учащихся действительно есть категории ребят, которым нужна помощь.


«В этом году как раз у меня 9-е и 11-е классы. Так вот, те, кто учится хорошо, переживают сильно, а кто на двойки, тем все равно. Они знают, что профильные предметы на аттестат не влияют. А помощь детям, конечно, нужна. Только времени у них совсем нет: так как они то в школе, то у репетиторов», – поделилась с порталом «Кавказ Сегодня» педагог.




Где помогают школьникам?

О новой идее в положительных тонах отзываются и в соседних регионах. Так, учитель английского языка в одной из школ города Краснодара Светлана Шафоростова рассказала, что подобный проект будет очень полезен не только в Кабардино-Балкарии, но и за ее пределами.


«В Краснодаре подобных проектов нет. Более того, как таковых психологов-профессионалов, которые могут работать с детьми, у нас в школах нет, – отмечает преподаватель. – Я думаю, что такая помощь школьникам нужна. С такой нагрузкой, которая у них сегодня есть (занятия, бесконечные посещения репетитора), дети не успевают расслабиться, что отражается их эмоциональными выплесками на уроках».



Что касается помощи в преддверии выпускных экзаменов, по мнению краснодарского учителя, психологи очень нужны нашим детям.

«Ребята начинают нервничать: не сдадим. Бегут к многочисленным репетиторам, педагогам, чтобы подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Выпускные испытания – это стресс для учителей, а представьте, как себя чувствуют дети! Голодные (приходится вставать рано, чтобы успеть к экзамену), в полуобморочном состоянии, к ним нельзя подойти нам, организаторам ЕГЭ...» – поделилась с порталом «Кавказ Сегодня» Шафоростова.

Между тем, как выяснилось, практика психологической помощи детям, которые готовятся к сдаче экзамена, уже существует в Ставропольском крае. По крайней мере, в городе Зеленокумске это была целая система, внедренная в образовательных учреждениях.


«Работа психологов по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ в Ставропольском крае ведется не один год, – рассказала практикующий психолог, сотрудник Минераловодского филиала ГБУДПО «СРРЦ» Анна Тенянова. – Во время моей деятельности в школе (2011-2013 годы) эта работа уже была организована в виде системы. В каждой школе Зеленокумска психологами разработаны и согласованы с директорами планы индивидуальной работы с учащимися, обладающими повышенной тревожностью, которая выявляется методами беседы и тестирования (с выпускниками проводится обязательная диагностика уровня тревожности). Эти учащиеся находятся в так называемой «группе риска» и с ними ведется отдельная работа по снижению психо-эмоционального напряжения и уровня тревожности, обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля.
Кроме этого, выделялись часы в виде факультативных занятий по психологии для отработки навыков снятия мышечного напряжения, обучения дыхательным упражнениям для уменьшения состояния тревоги. Часы для факультативных занятий выделяются на усмотрение директора школы. В рамках помощи учащимся проводятся выступления психологов на педагогических советах и совещаниях, где учителям объясняются индивидуальные особенности учащихся и формы работы с ними. Психологи работают с родителями выпускников, подготавливая для них рекомендации. С родителями учащихся «группы риска» проводятся индивидуальные консультации.
В каждом учебном классе оформляются специальные уголки с рекомендациями психолога для успешного выполнения тестирования. И, конечно же, на всем протяжении подготовки к ЕГЭ и ОГЭ психологом проводятся индивидуальные консультации для учащихся, родителей и педагогов».



Ну и, наконец, было бы неправильным не спросить у самих выпускников об их отношении к выпускным экзаменам. Есть ли страх перед новыми испытаниями у современных школьников?


«Конечно, есть! – ответила прошедшая уже ОГЭ и готовящаяся к ЕГЭ Арина Архестова. – Но в школе преподаватели очень сильно запугивают этими экзаменами. Говорят, что это очень-очень сложно, что мы такие-сякие никогда не сможем сдать. Но, на самом деле, там все не так страшно. Даже не сложно. Только когда сдашь, понимаешь, как на самом деле было просто. Ну, хотя, может, если бы нас так не запугивали, то мы бы не старались и все не получилось бы так легко.
В мой колледж, например, все пошли в основном только из-за того, что боялись ЕГЭ, а теперь жалеют. В ЕГЭ нет ничего сверхъестественного. Главное – готовиться и стараться. Мне кажется, сдать ЕГЭ даже легче, чем если бы были внутренние экзамены по билетам, потому что в Интернете огромная куча сайтов для подготовки с разными объяснениями и примерами вариантов, поэтому хотя бы знаешь, чего тебе ожидать и какие примерно будут задания».

О проекте, где организаторы при помощи психологов решили помогать выпускникам подготовиться морально к предстоящим испытаниям, Арина отозвалась положительно. «Думаю, очень нужная идея. Главное ведь настроиться, чтобы прийти и спокойно сдать, а то перенервничаешь и все забудешь», – отметила девушка.

Действительно, в данном случае просто необходим нужный настрой. Чему в рамках проекта Киры Антоновой и помогут психологи. Может, через небольшой промежуток времени школьники уже меньше будут тревожиться по поводу выпускных испытаний и результаты ОГЭ и ЕГЭ станут отражением исключительно уровня знаний ребят, без всяческих штрафных баллов, возникающих вследствие страха и волнений.