Великие здания, как и высокие горы, – создания веков.
Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери»
Руководство страны призывает граждан отдыхать в России, развивать внутренний туризм. На развитие туристско-рекреационного кластера из федерального бюджета выделяются миллиарды. По всей стране пропагандируют сохранение и приумножение культурного и исторического наследия. Однако, сегодня в Пятигорске все решают деньги. Большие деньги.
На чужой каравай…
Пятигорск всегда был лакомым кусочком, так сказать, вишенкой на торте под названием Северный Кавказ. Целебный воздух, широкая бальнеологическая база и, конечно, культурное наследие. И сегодня, в условиях повсеместного кризиса и упадка, Пятигорск, не в пример остальным небольшим городам, развивается и еще больше укрепляет за собой позицию лидера, столицы СКФО.
Есть у подобного, вроде бы, завидного положения и свои минусы – постоянная борьба за территории и объекты. Вот и сейчас город буквально лихорадит. Ложкой дегтя в размеренной жизни курорта стал вопрос о передаче пятигорских здравниц в частные руки. Несколько месяцев назад стало известно, что собственник объектов – ООО «Курортное управление (холдинг) ФНПР» во главе с генеральным директором Николаем Мурашко решил избавиться от объектов, которые, по словам самого господина Мурашко, потеряли свое историческое значение с точки зрения санаторно-курортной деятельности. Еще одной причиной столь решительного и, скажем, весьма опрометчивого шага, по словам Мурашко, стала нерентабельность лечебниц. Однако открылись новые факты, показывающие, что господин Мурашко, возможно, лукавит, если не сказать больше. Недавно с нами поделились сведениями о доходах холдинга. Цифры, которые мы там увидели, более чем внушительные. Хотя, может быть, ФНПР рассчитывает на «газпромовские» прибыли?
Как сообщает заслуживающий доверия источник, за последние пять лет «нерентабельные» объекты пополнили карманы профсоюзников почти на 90 миллионов рублей. И это только арендные платежи! О прибыли, полученной за оказание профильных услуг, мы пока не говорим. 90 миллионов, из которых более 32 холдинг получил за девять месяцев 2015 года. А ведь именно в это время нам заявили, что от содержания зданий и учреждений, расположенных в них, – одни убытки. Эти суммы профсоюзникам кажутся недостаточными? Ну, господа, как говорится, «у богатых свои привычки». На капремонт денег нет, на покупку нового оборудования и обновление материальной базы – тоже. Так куда же делись десятки миллионов? Может быть, они осели в карманах тех, кто «у руля», и, несмотря на то, что профсоюз – далеко не «Газпром», чьи-то «мечты» сбылись? Миллионов так на 90…
Монетизация по-Шмаковски
Когда в 1991 году в ведение профсоюзов было передано порядка 1,5 тысячи санаториев, учебных комплексов, строительных и иных предприятий, предполагалось, что целью руководства профсоюзного объединения будет сохранение объектов, защита прав работающих на них людей и поддержка персонала в сложных жизненных ситуациях, а не создание этих самых сложностей. Напомним, что в 1993 году ФНПР возглавил Михаил Шмаков, который трижды переизбирался на эту должность. За что? Нам непонятно. Да, профсоюзы расширяют сферу своего влияния, выступают инвесторами строительства заводов, учредителями страховых компаний и коммерческих банков. Но что делается для работников, членов профсоюза, которые, между прочим, платят ежемесячные взносы? А мы вам расскажем: их отправляют в санатории и базы отдыха, в которых не то что есть, а жить кажется опасным. При этом люди еще и платят за эти «чудо-путевки». И почему же профсоюзники считают, что имеют право распродавать народное достояние, которое было им вверено? Да, юридически они вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению, но то, что творится сейчас в Пятигорске, на наш взгляд, является преступлением против истории и культуры не только города, но и всей страны.
По этому поводу лаконично, но жестко высказался губернатор Ставрополья Владимир Владимиров:
«Мы максимально будем препятствовать таким сделкам. Мы не хотим бороться ни с одними, ни с другими собственниками. Имеете народное добро – будьте добры развить его».
Действительно, никто – ни Мурашко, ни Шмаков – не имеет права распоряжаться собственностью профсоюзов, как своей личной. Они лишь исполнители – наемные рабочие, которые должны действовать в интересах народа, а не оставлять его без средств к существованию.
Сдается в аренду!
Сам факт того, что часть помещений лечебниц Пятигорска сдается в аренду, – не нов. Так было всегда. Например, в 60-е годы прошлого столетия некоторые помещения Пушкинских ванн сдавалась в аренду. Однако тогда их арендовала, например, Пятигорская сейсмическая станция. Еще в ряде помещений располагался цех по розливу минеральной воды «Машук». Отметим, что это всегда были площади второго порядка. Что мы наблюдаем сегодня? Помещения также сдаются арендаторам, но специфика деятельности арендаторов совсем иная. В большинстве случаев это мелкие частные конторки или просто «лавочники». То есть, любой желающий может продавать в исторических зданиях посуду, цветы, бутерброды, чудодейственные таблетки неизвестного происхождения. И на все это общественности надобно закрывать глаза? И почему же в самом центре города-курорта, который, к тому же, является столицей Северного Кавказа, в прекрасном здании начала XX века какая-то сомнительная дама в кожаных леггинсах должна предлагать туристам «лечебный и расслабляющий массаж»?
Но, на самом деле, сдача помещений и «торговых площадей» в аренду – это полбеды. Мы понимаем, что практика эта используется по всему миру: в исторических точках города, тем более курортного, часто продаются всевозможные товары. Это, с одной стороны, привлекает людей, а с другой – приносит дополнительную прибыль. Только вот почему-то нам видится, что прибыль, полученная от сдачи торговых мест, должна быть использована для поддержания зданий в надлежащем виде, для их реконструкции, а в случае с лечебницами – обновления технической базы. Однако в Пятигорске мы наблюдаем совсем иную картину.
Напомним, порядка 90 миллионов за последние пять лет. За эти деньги вполне можно отремонтировать объекты, закупить современное оборудование и продолжать оказывать услуги на том уровне, которого требует время, а не застряв в отношении технического оснащения в прошлом веке, поднимать цены на услуги.
Справедливости ради заметим, что, несмотря на все вышеперечисленные факторы, пятигорские лечебницы пользуются большим спросом как у жителей Кавказских Минеральных Вод, так и у тех, кто приезжает в регион с целью туризма и оздоровления.
Например, на базе одного из бальнеологических центров города оказывались оздоровительные услуги детям, больным ДЦП. Учреждение просто не имело аналогов на территории России. Однако его было решено закрыть в силу «ненадобности».
Очереди, которые всегда, в любое время года, можно наблюдать в пятигорском Ингалятории, лучше любых слов и цифр свидетельствуют о том, что процедуры, оказываемые там, востребованы. Остается только предполагать, насколько популярными были бы наши здравницы при правильном менеджменте, при вложении денег, которые, как мы выяснили, все же есть. Что-то подсказывает нам, что Пятигорск легко мог бы конкурировать с Карловыми Варами и Баден-Баденом. Но вместо этого, нажив немалое состояние на том, что, вроде бы, должно принадлежать государству и его народу, профсоюзные боссы решили пойти дальше – продать здравницы.
И не удивительно, что общественность негодует по поводу продажи старинных зданий, в которых, к тому же, на протяжении многих лет были расположены лечебницы. Пятигорск просто устал от торговых площадок. В последние годы коммерсанты делают все, чтобы превратить город в большой рынок. Теперь они взялись и за профсоюзное добро?
«Рыба гниет с головы»
Мы, конечно, виним во всем нашего местного главного профсоюзника Николая Мурашко, но, как говорится, «рыба гниет с головы». Интересно, почему же его федеральные начальники, в том числе и председатель ФНПР Михаил Шмаков, не вмешиваются в его бесчинства? Возникает стойкое ощущение, что все происходящее в городе делается с молчаливого (а может, и не молчаливого) согласия самого Шмакова. Причин думать о том, что в Москве просто не в курсе того, что происходит в Пятигорске, у нас нет. Но есть основания полагать, даже утверждать, что там о «распродаже» знают с самого начала. Когда на портале «Кавказ Сегодня» вышел первый материал, посвященный этой резонансной проблеме, пресс-служба Федерации независимых профсоюзов России неосмотрительно «забрала» новость к себе на официальный сайт. Однако в скором времени публикация была удалена. Это позволяет нам полагать, что в столице о пятигорской проблеме знают, но вмешиваться не торопятся, просто наблюдая за тем, как их коллеги продают народное достояние. А тем временем некоторые объекты уже проданы.
В октябре 2015 года работники Пироговских и Пушкинских ванн, Пятигорской грязелечебницы и Нижней радоновой лечебницы были уведомлены о том, что все они будут уволены, а здания перейдут в частные руки.
Мурашко заявил, что покупатели готовы вложить деньги в развитие лечебниц, реновировать их, что деятельность здравниц будет продолжена. Заявлял он и о том, что сносить здания или менять их облик не будут. Новый собственник обязуется сохранить памятники культуры в первозданном виде, чего требует закон. Но это было в ноябре.
Вмешаться в ситуацию решили общественники, журналисты и власти, в том числе и губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. В результате сделка по передаче зданий новому владельцу была приостановлена. Но только по одному объекту – Нижней радоновой лечебнице. Судьба других объектов – Ермоловских, Пушкинских и Пироговских ванн, а также Пятигорской грязелечебницы – пока неизвестна.
Кто кинет спасательный круг?
В связи с этим «Кавказ Сегодня» решил привлечь к проблеме внимание заместителя председателя Правительства РФ Александра Хлопонина и полномочного представителя Президента России в СКФО Сергея Меликова.
На вопрос о судьбе пятигорских здравниц Александр Хлопонин ответил следующее:
«Я готов смотреть программу – что они готовы делать с точки зрения модернизации этих ванн, этих потрясающих исторических комплексов, которые у нас здесь есть. И если это не закрытие и не превращение этих мест в какой-то лжедосуговый центр развлечений, чтобы нажить денег, а действительно реконструкция, модернизация курортно-бальнеологических учреждений, – я не найду инструмента возразить против этого.
Но если они действительно будут нарушать те задачи, которые мы ставим в рамках закона о Кавминводах, – это можно будет тем же законом отрегулировать и все упорядочить.
К нам приходили с предложениями и о продаже Кисловодского парка, и о передаче объектов в том же Пятигорске частникам. Позиция президента – «Нет». Все, что федеральное, – останется в федеральной собственности. Это историческое место, которое мы будем охранять и содержать в порядке…»
Не менее жестко отреагировал на проблему и Сергей Меликов:
«У нас же нет пока информации, что они там собираются строить? Или, так скажем, она пока достаточно условная. Но опасения есть. Поэтому в данном частном случае ситуация следующая: действительно, мы не можем воспрепятствовать продаже, это вполне законный акт. Но в плане строительства или в плане реализации этих объектов, которые будут куплены частным предпринимателем, у нас есть масса различных способов воздействовать на них. Начиная с Градостроительного плана, согласования с архитектурой, согласования с Ростехнадзором, с другими федеральными структурами – именно федеральными структурами, здесь частник ничего не сможет сделать, – и заканчивая общественными слушаниями, которые мы, наверное, проинициируем, если в этом будет необходимость. И тогда каждый участник этих слушаний выскажет свое мнение».
Такова позиция властей. Мы же озвучиваем мнение общественности, горожан. За судьбу города, за его благополучие пятигорчане будут бороться до конца.
У Мурашко есть деловая репутация?
А тем временем, пока город борется с несправедливостью, сами профсоюзники вспомнили, что «лучшая защита – нападение». Руководство ООО «Курортное управление (холдинг) ФНПР» направило обращение в прокуратуру. Суть его заключается в том, что на официальном сайте администрации города-курорта опубликованы сведения, «порочащие деловую репутацию Холдинга». Заявитель просит прокуратуру принять меры по устранению нарушений закона. Господа, о какой деловой репутации может идти речь? Проведите опрос среди населения и узнайте, как люди относятся к вашему вандализму! Люди, которые не вызывают доверия ни у властей, ни у народа, которые за большие деньги решили продать саму историю, вдруг вспомнили о репутации? Смешно однако.
Руководство холдинга возмущено тем, что авторы материала, размещенного на сайте администрации, упоминают о возможной продаже исторических зданий. Они предполагают, что, до тех пор, пока о продаже зданий или о намерении избавиться от них не объявлено официально, власти и общественность должны молчать, просто ждать, когда будет уже слишком поздно что-либо менять. Да, у вас, уважаемые профсоюзники, проблемы не только с совестью…
А пока: мы ждем завершения этой неприятной истории, вместе с сотнями людей, которые могут лишиться средств к существованию, надеемся на справедливость и в замешательстве восклицаем, обращаясь к Николаю Мурашко и Михаилу Шмакову словами Президента России Владимира Путина: «А деньги-то где? Где деньги?»