Последнее время российские и западные СМИ не упускают случая упомянуть имя Рамзана Кадырова, главы Чечни на своем информационном поле. Причем толкование его действий и высказываний диаметрально противоположное, в зависимости от позиции самой редакции. Но, в любом случае, с одной стороны, это хорошая прибавка к собственному рейтингу, а с другой – определенный шанс оказаться на гребне новостной волны в свете последних событий, происходящих в России и мире, в целом. Причина тому – Кадыров остро, нестандартно, с горячей кавказской ментальностью и практически мгновенно реагирует на любые изменения в любой сфере жизни.
Глава Чечни редко использует дипломатическую риторику в своих определениях. Он называет вещи своими именами. Да, порой резко, можно сказать, на грани фола, но он всегда говорит то, что думает. Кто-то назовет это недальновидностью, кто-то популизмом. Насчет недальновидности – вопрос снимается сам собой: не может недальновидный человек собрать чеченцев в единый кулак и возродить буквально из руин целую республику. Да, проблем еще много, но они, по определению, не могут решиться в одночасье. А популизм... По сути, это «политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к народным массам». К кому, спрашивается, еще апеллировать главе республики, если не к своему народу? Да, тем самым Кадыров укрепляет свой авторитет среди населения. Но попробуйте назвать хоть одного человека, облеченного мало-мальской властью, который не желает стать авторитетом в своем окружении...
Однако вернемся к неординарным и резким позициям Кадырова. За примерами далеко ходить не надо. Чего только стоит его реакция на решение судьи Южно-Сахалинского суда Натальи Перченко по представлению прокурора Татьяны Билобровец признать книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе» экстремистской. Глава Чечни назвал их «национальными предателями и шайтанами», что вызвало всплеск негодования вплоть до Генеральной прокуратуры России:
«Полагаю, что недопустимо оскорблять судей и прокуроров в сфере, связанной с их профессиональной деятельностью, тем более делать это публично», – сказала тогда официальный представитель ведомства Марина Гриднева.
Между тем, Кадыров процитировал фразы из книги, которые признаны судьей экстремистскими, и объяснил, почему именно эти цитаты из Корана являются основополагающими для молитв полутора миллиардов мусульман во всем мире. Он поручил адвокатам подготовить апелляционную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Южно-Сахалинского областного суда, в которой потребовал отменить данное решение как незаконное. «Следующим моим шагом будет требование признания этого решения носящим экстремистский характер, умышленно направленным на подрыв стабильности в России», – написал Рамзан Кадыров на своей странице в Инстаграм. В итоге после недолгих дебатов решение суда было отменено. Теперь давайте прикинем, кто из сторон конфликта поступил неразумно: судья с прокурором, которые своим необдуманным решением могли спровоцировать целый мусульманский мир, или Кадыров, не давший разгореться межконфессиональному пожару.
12 января на встрече с журналистами в Грозном, в канун Дня печати, Рамзан Кадыров заявил, что внесистемная оппозиция пытается расшатать политическую ситуацию в России и ведет подрывную деятельность в интересах западных спецслужб. Кадыров отметил, что ранее никому не известные люди пытаются достичь популярности на волне противопоставления себя президенту Владимиру Путину и действиям российского правительства: «Представители так называемой внесистемной оппозиции пытаются нажиться на сложной экономической ситуации. К таким людям надо относиться как к врагам народа, как к предателям. У них нет ничего святого... Я считаю, что этих людей надо судить по всей строгости за их подрывную деятельность».
Казалось бы, Кадыров просто вслух высказал мнение 90% россиян, которые, согласно опросам «Левада-центра», положительно оценивают деятельность Президента России Владимира Путина и негативно относятся к людям вскормленным, взрощенным, выученным и благополучно работавшим в СССР и Российской Федерации (как преемнице), а теперь с пеной у рта при каждом удобном случае кричащим о диктатуре, деспотизме и тотальном нарушении прав человека в России. С бытовой точки зрения это равносильно тому, как сидеть за общим столом, уплетать еду за обе щеки, а в завершение встать и заявить: «Какая гадость эта ваша заливная рыба, и вообще, вы все – быдло неотесанное». Правда, с той же бытовой точки зрения за это может что-то и в лицо «прилететь». Кадыров же ограничился высказыванием личного мнения. И это личное мнение очень возмутило доселе никому неизвестного красноярского депутата Сенченко, и он позволил себе, несмотря на высокий депутатский статус, опуститься до личных оскорблений в адрес главы российского региона: «Рамзан, ты позор России. Ты дискредитировал все, что можно: звание Академика, Героя России, главы региона. Так что иди ты подальше, академик и герой, и не мешай нормальным, честным, работящим людям обустраивать свою любимую Россию».
В данной ситуации удивительно то, что слова Кадырова восприняли на свой счет, в первую очередь, официальные оппозиционеры. В сети Интернет поднялась целая волна возмущений. А омбудсмен Элла Памфилова назвала «бессмысленными» и «вредными» слова главы Чечни:
«Подобные заявления не только бессмысленны, но и вредны, поскольку оказывают президенту страны «медвежью услугу», а на саму страну бросают тень. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что судить можно только тех, кто преступает закон».
С этим не поспоришь, и это действительно очевидно. Только в словах Кадырова не было и намека на тотальные репрессии всех несогласных. Есть конкретные личности, которые «ведут подрывную деятельность в интересах западных спецслужб», «пытаются расшатать политическую ситуацию в России», «пытаются нажиться на сложной экономической ситуации». Для таких есть даже пакет статей в Уголовном кодексе РФ. Между тем, в Совете по правам человека при Президенте России слова Кадырова об оппозиции назвали неконституционными.
Допустим. Эти слова неконституционны. Но почему тогда молчат правозащитники (или говорят, но очень тихо, почти неслышно) о недавно вышедшей на сайте «Эха Москвы» статье публициста Андрея Пионтковского «Бомба, готовая взорваться»? Пионтковский считает, что третья чеченская война неизбежна, если Чечня не отделится от России и станет независимой. Финальный тезис статьи Пионтковского выражает общий смысл написанного: «...надо сегодня думать об освобождении нас от имперского наваждения, заставляющего третье столетие подряд разрывать снарядами и бомбами клочок земли, населенный так и не покорившимся самым трудным для нас народом». Причем два абзаца в авторской редакции, гласящие о необходимости выхода Чечни из состава России во избежание «русско-чеченской катастрофы», вскоре после публикации были удалены с сайта. Это ли не проявление экстремизма и расшатывание политической ситуации, которое попадает под статью 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»? Ведь именно о таких людях и говорил Рамзан Кадыров на пресс-конференции 12 января 2016 года.
Хотелось бы услышать и мнение уполномоченной по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, как здравомыслящего человека, по этому поводу. Попадает ли данная ситуация под нарушение Закона РФ и не противоречит ли это Конституции страны? Причем желательно услышать это сейчас, до вынесения решения Генпрокуратурой и Следственным комитетом РФ, поскольку не исключена возможность, что в случае признания действий Пионтковского и «Эха Москвы» незаконными снова поднимется волна возмущений о притеснении оппозиции, гонениях, об ограничении свободы слова, диктатуре и репрессиях. И тогда нашему омбудсмену придется защищать «потерпевших», чтобы, не дай бог, «на страну не упала тень».
В заключение вновь хотелось бы вернуться к Кадырову. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor составила доклад, в котором был сделан определенный вывод: «Глава Чечни Рамзан Кадыров является противовесом возможному расколу в российской элите… Кадыров принес стабильность в неблагополучный регион. Он непоколебимо верен Путину на личном уровне. Обеспечение верности Кадырова стало для Путина более важным, чем когда-либо», – считают аналитики. Они добавляют, что Путин начинает сомневаться в том, «кто среди кремлевской элиты по-прежнему предан ему».
Между тем, общаясь с активистами ОНФ в рамках Межрегионального форума в Ставрополе, Президент России Владимир Путин положительно оценил работу главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Первое лицо государства назвал руководство Кадырова эффективным и обещал сообща бороться с мировым терроризмом.
«Спасибо тем, кто живет, первому президенту республики спасибо, нынешнему руководителю. Он эффективно работает», – сказал Путин.