Махачкалинцы, ставшие свидетелями конфликта вокруг мечети «Ан-Надирия», что на улице Котрова, находятся в ожиданиях по поводу развития ситуации. Напомним, что несколько дней назад силовые структуры провели здесь рейдовые мероприятия и задержали несколько десятков прихожан. А спустя некоторое время новым имамом был принудительно назначен представитель Духовного управления мусульман республики.
Социальные сети пестрят сообщениями о якобы надвигающихся беспорядках в центре города, и связывается это именно с конфликтом вокруг салафитской мечети на Котрова. К слову, спокойным это место не было никогда: события минувшей пятницы – не первый случай проведения в мечети профилактических мероприятий силовиками, когда в мечети собирается максимальное количество прихожан. И сама мечеть, и ее имамы неоднократно подвергались жесткой критике со стороны Духовного управления мусульман Дагестана. Репутация у мечети действительно неоднозначная, и ее прихожане часто были замечены в качестве участников различных бандформирований.
Прихожане мечети на улице Котрова в Махачкале сразу заявили: будут добиваться назначения имамом человека, которого изберет ее джамаат. Для них разрешение ситуации – это уход из мечети «захватчиков» и назначения джамаатом компромиссной фигуры. В ином случае верующие намерены требовать закрытия храма.
«Компромиссная фигура – это любой, который будет назначен джамаатом не из сторонников муфтията. Позиция прихожан мечети донесена до духовенства, но на настоящий момент у них нет ответа. Никаких беспорядков никто не организовывает. Это они их сделали и избили людей. Вся вина за иные последствия лежит на муфтияте, так как они не готовы ни на какие компромиссы. На данный момент, по крайней мере»,
– таково мнение одного из прихожан «котровской мечети» Зияутдина Увайсова.
Разумеется, кардинальное решение муфтията республики о назначении «своего» имама не могло обрадовать общину и прихожан котровской мечети. Однако всему есть объяснение, и официальное духовенство республики сразу же заявило, что причин взять под контроль эту мечеть было несколько.
«Все к этому давно шло, – считает имам центральной Джума-мечети в Махачкале Мухаммад-Расул Саадуев. – Это решение не является концом мирного диалога вопреки мнению многих. Духовное управление приняло такое решение, потому что ночью силовые структуры могли бы захватить эту мечеть. Создалась бы паника. Все, что сейчас было сделано, это во благо. Это для того, чтобы спасти эту мечеть, чтобы в дальнейшем ее не окружали грузовики и силой не увозили отсюда прихожан. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы на дверях мечети не повесили замок. Именно это обстоятельство толкнуло ДУМ на такой быстрый шаг. Муфтият воспользовался своим правом, чтобы мечеть функционировала. Если кто-то доказывает, что в данном случае муфтият не имел права сменять имама, мы выслушаем его...»
Вокруг личности нового назначенного имама мечети на Котрова «Ан-Надирия» – Мухаммад-Расула Саадуева – негатива значительно меньше, чем вокруг самого факта назначения. Имам центральной Джума-мечети Махачкалы, Саадуев сознательно отказался от своей должности ради того, чтобы стать имамом мечети на Котрова. Это, пожалуй, единственный богослов в республике, которого одинаково уважают и в среде сторонников муфтията, и в салафитской среде. В итоге однозначного «нет» назначению нового имама со стороны общины котровской мечети не звучит. Кто-то из прихожан по-прежнему считает, что нового имама должен избрать джамаат мечети, но многие просят не нагнетать и без того не простую обстановку и довериться новому имаму.
«Мы хорошо дали понять, что нас не устраивают подобные решения, которые приняли, не посчитавшись с общиной мечети, но мы также изъявили желание пойти на компромисс и прийти к решению, которое устроит и джамаат мечети, и самих властей. Поэтому прошу не торопиться, не заниматься рассылкой сообщений о том, что надо собираться, тем самым обострять и без того непростую ситуацию и усложнить решение проблемы»,
– заявил в своем обращении к прихожанам сын Надиршаха Хачилаева Муртазали, который является юридическим хозяином земли, на которой стоит котровская мечеть.
Напомним, что салафитская мечеть в Махачкале на улице Котрова, известная как мечеть «Ан-Надирия», была основана в доме, принадлежащем семье известного дагестанского политика и лидера Лакского национального движения Магомеда Хачилаева после его убийства в 2000 году. Долгие годы эта мечеть оставалась единственным местом сбора салафитов Махачкалы. Неоднократно она становилась объектом для рейдов со стороны силовиков, здесь регулярно проводились задержания прихожан. В период правления в Дагестане Магомедсалама Магомедова начался диалог между салафитской общиной и ориентированной на Духовное управление суфийской общиной республики, а мечеть на Котрова стала своего рода центром салафитской инициативы в диалоге с ДУМ Дагестана.
Сейчас обстановка вокруг мечети стабильна. Здесь круглосуточно дежурят несколько нарядов полиции. Прихожане могут беспрепятственно пройти в здание. Со стороны полиции нет жесткой проверки посетителей, силовики в этой ситуации больше являются наблюдателями и подчеркивают: они находятся тут только для контроля за соблюдением порядка.
Уже сегодня в мечети проходят богослужения, в которых, по словам прихожан, участвуют как представители салафитов, так и суфии. Возможно, уже сейчас можно сказать о том, что прихожане приняли нового имама, и назначение Саадуева действительно стало оптимальным решением сложившегося конфликта.
Справочно:
Суфизм или тасаввуф – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями или суфистами. Их подавляющее большинство в Дагестане – более 80%.
Салафия (в основе как термин) – центральная группа мусульман, которая полностью следует за источниками шариата в понимании праведных предшественников, основываясь на текстах Корана и Сунны. На деле приверженцы этого течения в Дагестане отличаются радикальными взглядами, часто салафистские активисты оказываются фигурантами уголовных дел, связанных с террористической деятельностью. Примерная численность этой общины в республике 7-10% от количества суфиев.