О современном российском футболе, как о покойнике, следует говорить либо хорошо, либо молчать. Хорошего сказать нечего, но и молчать уже нет сил. А ведь не за горами ЧМ-2018 по футболу, который проводится в России. С чем мы подходим к этой исторической спортивной вехе? Строительства стадионов, обустройства тренировочных баз, гостиниц для спортсменов явно недостаточно. Ключевое слово в данном случае — «футбол». А вот с ним-то как раз и возникают большие проблемы.
Падшие ангелы российского футбола
Российская сборная (подчеркиваю — не советская) никогда не отличалась выдающимися достижениями и в рейтинге ФИФА всегда твердо и уверенно занимала последние позиции, за исключением фурора, произведенного ею на ЧЕ-2008, под руководством Гуса Хиддинга. Команда заняла третье место в престижном турнире, уступив в полуфинале испанцам. Тогда это был шок не только для российских болельщиков, но и для всего спортивного мира. Соответственно, «акции» отечественного футбола резко подскочили. И это было началом конца. Да, тогда команда была еще молодая, амбициозная, целеустремленная, собранная из «лучших ног» российских клубов. Но неокрепшая психика не выдержала искушения «медными трубами», и необоснованная гордыня взяла верх над реалиями тяжелых спортивных будней. Наши «боги зеленого газона» вознеслись на Олимп, но не удержались и рухнули в бездну Тартара.
С каждым годом положение российской сборной ухудшается. Футбольное руководство страны пытается менять «сломанные», по их мнению, детали — главных тренеров, наивно полагая, что чем дороже запчасть, тем лучше будет работать машина. Отнюдь. Если двигатель безнадежно устарел и старенькая «одиннадцатая» модель не хочет заводиться даже с «толкача» болельщиков и спонсоров, то не поможет и золотой руль. Пора задуматься о приобретении новой машины.
Особенно очевидным это стало после разгромного, позорного шествия нашей, все той же, но уже великовозрастной сборной под руководством Фабио Капеллы по полям Бразильского ЧМ-2014. Тогда нашим «звездам» помешала влажность воздуха, короткая адаптация после перелета, жара, ну и еще длинный список «серьезных» отмазок, которые они разрабатывали на тренировках вместо игры в пас или ударов со стандартных положений. А бездарно проведенные отборочные матчи ЧЕ-2016?.. Не хочу умалять достоинств сборной Молдовы, но сыграть с ними еле-еле вничью или дважды проиграть Австрии — далеко не самой футбольной стране… Остается лишь «гордиться» крупной победой над Лихтенштейном, не имеющим своей профессиональной футбольной команды (все игроки — любители). Подобные сомнительные достижения уже даже в футбольные ворота не лезут.
«Инвалидам» требуется замена
Что же мы имеем в наличии в настоящий момент? Практически безнадежную и старую, по спортивным меркам, команду, отданную на откуп Леониду Слуцкому, которого, кстати говоря, оставили вообще без зарплаты на этом посту, с формулировкой: «Он будет получать бонусы за достижения». И достижения новому наставнику сборной надо сделать всего лишь за год до старта ЧЕ-2016. Реально это или нет? На мой взгляд, реально, если обновить всю команду процентов на 90. Где брать «материал»? Да у нас же. Стоит только взор свой опустить до уровня «молодежки».
Глядя на игры наших юношеской и молодежной сборных, понимаешь, что потенциал у российского футбола огромен. Ребята играют не корысти ради, а удовольствия и задора для. Они не признают футбольных авторитетов, а просто выигрывают у тех же немцев, испанцев, бразильцев, португальцев… Пацаны надеются, что их старания заметят и возьмут в главную сборную страны. Однако год за годом чуда не происходит, и возможные Блохины, Черчесовы, Дасаевы, Хидиятуллины, Демьяненко, Балтача, Черенковы растворяются в общей массе и исчезают со спортивного небосклона. А те бессменные одиннадцать «инвалидов» в майках с двуглавым орлом и гордой надписью «Россия» как бродили по «зеленой лужайке», так и бродят.
Есть потенциал. Что мешает играть?
Однако вернемся к футбольному потенциалу. Из 20-ти игроков российской «молодежки» восемь заиграны в московских клубах, четыре — в питерском «Зените», три — в казанском «Рубине», один из чешского клуба «Дукла», по одному из «Волгаря», «Балтики» и «Анжи». Если отбросить Москву и Питер, то налицо успех Казани в последние годы. А что же Кавказ? Всего один игрок, Сердер Сердеров, представляет весь Северный Кавказ. Сколько кавказских клубов, которые могут стать трамплином для своих игроков сейчас в Премьер-лиге? Один. Это «Терек». Во второй лиге — ФНЛ — есть еще «Анжи», который после периода кадровых потерь и последующих крупных покупок взялся за построение молодой, неплохо играющей команды под руководством Юрия Семина. В последнее время со строчек турнирных таблиц исчезли чемпион страны владикавказская «Алания», гроза авторитетов «Спартак-Нальчик», прорвавшийся в ФНЛ год назад «Ангушт». А когда-то было еще и «Динамо» из Ставрополя, последним вкладом в футбол которого стала закалка Романа Павлюченко, воспитанника карачаево-черкесской школы.
«О высшем дивизионе нам говорить смысла нет. Состояние команды… По каким критериям ее оценивать? Команда работает, команда играет, выступает в первенствах России. Потихонечку движется вперед. Далеко мы не загадываем. Все хотят победить, но не у всех получается. Прошлым сезоном мы были удовлетворены. То, что планировали, то и выполнили. Этот сезон только начался, прошло всего пять-шесть игр. Стартовали мы не так, как хотели бы, но думаем, что в ближайшее время команда исправится и покажет достойный результат», — говорит начальник команды «Динамо (Ставрополь)» Андрей Евдошенко.
Комментарии, что называется, излишни. Ставропольские болельщики с тоской вспоминают те же 90-е годы, когда клуб был представлен хотя бы в Первой лиге отечественного футбола. А были времена, когда из воспитанников ставропольского футбола можно было составить добротный клуб. Парой центрфорвардов в той команде вполне могли быть Дмитрий Кириченко и Роман Павлюченко.
Вообще, Северный Кавказ дал стране братьев Газзаевых, Хапова, Хомича, Черчесова, Бубнова, Асильдарова, Агаларова, Лахиялова, Габулова и многих других. Кавказцы всегда считались умными, ловкими и техничными игроками, которые придавали игре зрелищность, ярко проявляя себя в атаке. Или же, напротив, была плеяда вратарей, которые умело руководили действиями команды в обороне. Из последних игроков на памяти только Алан Дзагоев, упустивший шанс стать лидером сборной после провального ЧЕ-2012 в Польше и Украине, и братья Гатаговы, которые также сдали немного и потерялись.
Помимо школ и одаренных от природы ребят на Кавказе есть хороший климат, не хуже, чем в Англии. Почему при этом из южных регионов страны в Высшей лиге играют всего четыре команды? Ведь Юг и Кавказ — это единственные места в России, где в футбол можно играть почти круглый год на открытом воздухе и на натуральных полях. При всем уважении к сибирскому и дальневосточному футболу надо быть реалистами. Продвигать футбол в Сибири — это дорого и неудобно. Как и хоккей в Сочи. Зато для футбола — все погодные условия.
Да, футбол мог бы стать на Северном Кавказе одним из самых привлекательных социальных лифтов. Однако почему-то не стал таковым. А раньше регион был просто-таки поставщиком талантов на футбольные рынки страны. А бывало и не просто поставщиком, а и законодателем мод. Разве кто-нибудь из поклонников футбола забыл легендарное чемпионство «Алании» в середине 90-х? А что сейчас? 10 февраля 2014 года наблюдательный совет «Алании» принял решение о снятии клуба с участия в чемпионате России и о прекращении деятельности клуба как юридического лица из-за накопленного миллиардного долга. Клуб был воссоздан в июне 2014 года. В настоящее время команда выступает в зоне «Юг» Второго дивизиона чемпионата России.
«В январе 2015, по предложению куратора ФК «Алания», руководителя администрации главы РСО-Алания Сергея Таболова, я принял молодую команду с большими финансовыми проблемами. На начало 2015 года существовала десятимесячная задолженность по зарплате. В таких условиях работать было просто невозможно. Но футболисты, надо отдать им должное, несмотря ни на что, отстаивали честь своей республики так, как могли. Руководство республики посчитало нужным сохранить команду», — говорит Заур Тедеев, главный тренер футбольного клуба «Алания».
Врио главы республики Тамерлан Агузаров уже дважды посещал «Аланию». Помог решить болезненные финансовые вопросы. На сегодняшний день сужается проблема с долгами. Агузаров сказал, что необходимо возрождать футбол в Северной Осетии. Возрождать на всех этапах — от детского до профессионального. Вообще футбол для Северной Осетии — серьезная болевая точка. Об этом можно судить даже по посещаемости игр болельщиками. Сейчас их стало намного меньше.
«Алания» должна вернуть себе былую славу. Для этого у нас есть все. Главное, есть футболисты, на которых можно положиться, именно местные игроки.
Сейчас команда абсолютно новая. Мы сделали ставку исключительно на молодых игроков. Сейчас средний возраст наших футболистов — 21 год. Это очень молодая команда даже для Второго дивизиона», — констатирует Заур Тедеев.
Сейчас в российской Премьер-лиге играют 26 выходцев из Северной Осетии. В Первом дивизионе — более 15. В молодежных составах и академиях страны — около 50 воспитанников детско-юношеского футбола РСО-Алании. Они разъезжаются по приглашениям, потому что в республике пока нет возможности предоставить им соответствующие условия для развития. Нет условий даже для уличного, дворового футбола. Тех стадионов и площадок, что есть, катастрофически мало. В Северной Осетии много талантливых ребят. Сейчас важно сохранить и преумножить все, что есть в республиканском детско-юношеском футболе.
Есть еще одна немаловажная проблема, которую озвучил Заур Тедеев:
«К сожалению, в России нет единой системы образования, единой программы, которая бы позволяла на том или ином возрастном этапе делать то, что требует этот возрастной этап. Это проблема всего российского футбола. И этим должен заниматься РФС. Есть программа РФС, которую предлагают ДЮСШ, академиям, находящимся под эгидой Минобразования, где, на мой взгляд, не совсем правильно выстроена система обучения. Там зарплата тренера зависит от количества набранных, а не отобранных игроков. Это большая проблема. Эта система образования абсолютно не соответствует уровню современного футбола. На мой взгляд, стоит ее пересмотреть в плане того, что тренер должен заниматься с качественным отобранным материалом, а не набранным валом. Зарплата тренера должна зависеть от квалификации тренера, от его способностей».
Последний оплот Северо-Кавказского футбола
Более-менее дела на «зеленом газоне» обстоят в Чеченской Республике.
«У нас тренируются около 20 подростковых команд, если учитывать всех, кто учится в Грозном и в районах республики. Принимаем детей с шести-семи лет. Полная подготовка этих ребят проводится до достижения ими 17 лет. Из них сформировано 10 возрастных групп по годам рождения. Наша Академия является неким трамплином для обновления состава команды «Терек-2» и молодежной команды «Терек». Некоторые из игроков затем уже смогут, при удачном раскладе, попасть и в основной состав «Терека», — говорит Шуддин Эсхаджиев, директор Академии футбола «Рамзан».
Во многих европейских странах, где хорошо развит футбол, хорошо отлажена система отбора одаренных спортивных детей. И она себя полностью оправдывает. В России это все пока находится на начальном уровне. Нам еще надо набирать обороты и перенимать положительный опыт в этом направлении. Но и, конечно, повышать потенциал и тренеров, и самих юных футболистов.
«В плане отбора у нас есть небольшие проблемы, основная из них — это недостаточная физическая подготовка. Как известно, дети сейчас в основном сидят за компьютерами и ведут не самый активный образ жизни, — констатирует Шуддин Эсхаджиев. — Еще один момент, который лично меня, да и не только, огорчает, — это слабый образовательный уровень многих из детей. Футбол в современном мире, можно сказать, стал более интеллектуальной игрой. Так что хорошему футболисту сейчас, кроме быстрых и ловких ног, нужен еще и острый ум».
Конечно, все хотят, чтобы хорошие игроки росли быстро и попадали в основные команды чуть ли не готовыми чемпионами. Но это очень упорный, трудный и долгий процесс. Для такой эффективной работы нужно накапливать еще дополнительные материальные и человеческие ресурсы. С большим желанием учиться всему, что уже накоплено к этому времени и в отечественном и в мировом футболе.
«Нынешние дети, конечно, хотят получить больше и за меньшие усилия. Мы в силу своих возможностей пытаемся им объяснить, что легких путей и в футболе тоже не бывает. Это спорт, требующий и много трудового пота, и порой даже крови», — резюмирует Шуддин Эсхаджиев.
Все же удивительное явление — чеченский футбол. Можно сказать, ниоткуда, из руин появилась вполне себе достойная команда «Терек» с явным потенциалом и перспективами, судя по развитию детского спорта в республике.
«Мы были оторваны от футбола лет двадцать по известным причинам. Только-только начинает давать плоды наша общая кропотливая работа в этом направлении. Исходя из даже вроде как скромных, по общим меркам, наших результатов за последние годы, есть реальные перспективы у наших игроков продолжать свою карьеру и в команде «Терек» и даже в сборной страны. Можно констатировать, что у нас есть хороший футбольный потенциал. Это же отмечают и наши коллеги из других клубов и команд, и в самом Российском футбольном союзе. Называют наш регион одним из самых динамично и успешно развивающихся в футболе среди остальных субъектов страны. Футбол — это как большая пирамида, и над каждым ее этажом, если можно так выразиться, нужно долго, упорно и с ювелирной точностью трудиться. Что и пытаемся сейчас делать, наверстывая упущенное за эти годы», — говорит Алаш Солтаев, зам. председателя Федерации футбола ЧР.
Кто-то может сказать: да вы посмотрите, сколько денег вливается в республику, — грех не развиваться. А что, только в Чечню вливаются деньги на развитие спорта, в частности, детского? Нет, конечно. Только здесь зерна были брошены в благодатную почву и удобрены не для отвода глаз, а как положено, в отличие от многих других регионов.
Ведь можно же клубы создавать успешно не только в Москве, Питере или Казани. Есть же огромные традиции футбола в Осетии. Да и для Дагестана одного «Анжи» мало. Было же и махачкалинское «Динамо», и «Дербент», и «Дагдизель», и «Каякент», и «Хасавюрт»… Они есть и сейчас, но никто не хочет вкладываться в эти команды.
Что мы имеем в итоге? Чемпионат мира на носу. Места проведения определены. Если уж городам Северного Кавказа не удалось войти в заявку, то почему бы кавказским футболистам не доказать, что здесь есть еще хороший футбол. При объективном и непредвзятом отношении со стороны нового руководства сборной России по футболу, возможно, в скором времени за места в главной команде страны смогут бороться воспитанники «Терека», «Анжи», осетинской школы футбола, может, кто-то из «Ангушта» выстрелит, да и нальчикский «Спартак» откроет второе дыхание.