На смену информационно-эмоциональному накалу первых дней первых санкций пришла необходимость оценки отечественных закромов...
Всякое в жизни бывает. Сел вечером трудного дня подкрепиться, хвать — соли нет. Куда? Да к соседу! Всегда все так делают. Рядовая жизненная ситуация. Но вот пришел — а сосед внезапно и тяжело приболел: со вчерашнего дня ты ему заклятый враг! И собака твоя гавкает, и телик твой громко работает, да и вообще лицо у тебя не самостийное...
Что делать? Ночь на дворе. Первая — и самая главная — мысль: получше поискать у себя дома. Пошарить в закромах, так сказать. И каждому из нас известен результат: в девяноста процентах случаев схема срабатывает!
Покончив с кратким утрированным обзором текущей макроэкономической картины, возьмем более серьезный тон. На смену информационно-эмоциональному накалу первых дней первых санкций пришла безотлагательная необходимость адекватной оценки отечественных закромов и кладовых, путей и возможностей их приумножения. И потому неудивительно, что в возникшей ситуации Северный Кавказ моментально стал объектом пристального внимания государственных деятелей высшего ранга.
От первого лица
На прошлогоднем июльском заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО во главе с российским премьером был четко обозначен мощный потенциал Северо-Кавказского региона как полигона для решения задач по замещению ввозимой в страну из-за рубежа продукции. Вот на чем сделал акцент председатель Правительства России:
— Как вы знаете, в силу ряда проблем, включая проблемы внешних экономических связей, сейчас серьезно встал вопрос импортозамещения. Это дополнительный стимул для технологического обновления промышленности, для создания современных производств. Иными словами, не воспользоваться этой возможностью было бы неправильно. И Северо-Кавказский федеральный округ в этом плане может стать одной из площадок для таких проектов.
Вскоре после владикавказского форума регион с деловыми визитами посетили министр сельского хозяйства России Николай Федоров и глава Министерства по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, побывав, соответственно, на Ставрополье и в Северной Осетии. Оба очень высоко оценили импортозаместительный потенциал федерального округа, обладающего крупными предприятиями топливно-энергетического комплекса, машиностроения, металлургии, химической, лесной и оборонной промышленности.
— На Северном Кавказе есть сильная производственная компонента и мощный агропромышленный комплекс. Они способны стать платформой для развития импортозамещения. Тем более что колебание курса рубля делает более конкурентоспособными российские товары, — отметил Кузнецов.
Министр по делам региона обратил внимание на то, что в федеральном бюджете на 2015 год сохранено большое количество инструментов прямой поддержки производства. Но информирование о них предпринимательского сообщества остается по-прежнему актуальной задачей. Он также напомнил о мерах повышения инвестиционной привлекательности региона. В этой связи для учета возможностей межрегиональной кооперации необходимо составить общую карту существующих инвестпроектов.
Взглянем цифрам в глаза
В обеспечении продовольственной безопасности России за Северо-Кавказским федеральным округом остается важнейшая роль. Каждый год он поставляет стране около девяти миллионов тонн зерновых и зернобобовых (из которых восемь миллионов — за Ставропольем) — а это более десяти процентов общего объема! Кавказских овощей на российском столе — 15 процентов, по 5 — картошки, подсолнечника, сахарной свеклы, а пшеницы — 11 с лишним.
Кроме того, почти половина произведенного российским животноводством — доля СКФО. Он на шестом месте среди остальных округов страны по объемам производства скота и птицы, на пятом — по молоку, на шестом и седьмом по меду и яйцам, а по шерсти — так и вовсе на первом!
В Дагестане активно развивается виноградарство, есть весомые предпосылки для развития животноводства в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Рост шерстяного животноводства постоянно стимулируется запросами текстильщиков. С учетом особенностей природно-климатических условий регионов СКФО очень перспективным показывает себя мясное скотоводство. Вот почему
северокавказские республики одними из первых заявили о своей готовности заместить импорт сразу после объявления санкций.
На вкус и цвет
Уже в апреле этого года одними из первых, кто смог лично оценить уровень и качество импортозаместительного кавказского хлебосольства за пределами СКФО, стали москвичи. Их покорила... ярмарка, не утратившая и в XXI веке своего прекрасного смысла.
Ставропольские производители сельхозпродукции продали 55 тонн мясных деликатесов, рыбы, кисломолочки, растительного масла, печенья и муки, круп и макарон — ну и куда же без знаменитых консервированных овощей и фруктов!
Успех оказался незаурядным. На своем уровне ставропольчане провели переговоры с крупными сетевиками, чтобы продукция региона стала доступна москвичам через популярные в народе магазины.
Уровнем выше договорились правительства — решили открыть в Белокаменной ярмарку ставропольских кормильцев на постоянной основе. Повод серьезный:
стоимость продовольствия, поставляемого краем в столицу в течение года, превышает 10 миллиардов рублей. И при этом труженики постоянно ищут новые связи и новые рынки
— им всегда есть чем порадовать россиян, причем в солидных объемах.
Договор вскоре был воплощен в жизнь — буквально на днях вторая такая ярмарка оказалась на устах у москвичей не только в переносном смысле. Принимал ее гостеприимный Юго-Западный административный округ столицы, предоставив хлебосолам знаменитый бульвар Дмитрия Донского.
Под сводами огромного шатра ставропольские производители товаров и продуктов питания разместили товары на 40 любезно предоставленных принимающей стороной торговых местах со специальным оборудованием, которым воспользовалось более 30 делегатов житного края.
Ассортимент продукции остался тем же, что полюбился москвичам: молочная и мясная, кондитерская и деликатесная, овощная и фруктовая, растительное масло, консервы и макаронные изделия. Две яркие страницы ярмарочных картинок — экспозиция минеральной воды и безалкогольных напитков по соседству с витриной, уставленной фарфоровыми и керамическими шедеврами. Двигателем торговли под куполом на этот раз стала не только реклама, но и представлявший Ставропольскую государственную краевую филармонию вокально-хореографический ансамбль «Слобода». Завершив свою работу, ярмарка передала эстафету очередной презентации ставропольских товаров, намеченной в столице с 11 по 17 июля.
Знаковым событием, подчеркивающим динамику движения в импортозаместительной сфере, стал визит на Ставрополье делегации Правительства Москвы. Наряду с функционерами столицу представляли делегаты от влиятельных сетевых компаний, крупных оптовых структур и рынков. Принимал гостей комитет пищевой и перерабатывающей промышленности края.
Побывав на предприятиях округа, производящих пищевые продукты и сельхозтовары, москвичи предложили ставропольцам увеличить поставки этой продукции в Москву, на что получили согласие.
Откуда что берется?
Если вспомнить известные каждому россиянину тезисы товарища Саахова, то
по большей части Северный Кавказ — это все-таки житница.
Промышленность? Прекрасно! Здравоохранение и туризм? Великолепно! А сельское хозяйство — вечно.
Кабардино-Балкария — просто кладезь импортозамещения плодово-ягодных ресурсов. Около семи тысяч га посадок было заложено в республике только за последние шесть лет, причем интенсивного типа — половина из них. В правительстве КБР уверены, что производство овощей и фруктов в ближайшие два года вырастет вдвое. Такую уверенность вселяет не так давно введенный в строй завод «Зеленая компания», производящий зеленый горошек, а Прохладненский район вскоре прогремит своими невиданными урожаями картофеля, капусты, лука, свеклы и моркови благодаря заложенному специально для этих целей агрокомплексу.
Карачаево-Черкесия вскоре может стать окружным центром промышленного производства крольчатины: для этого здесь перепрофилировали работавший со времен Союза свинокомплекс, открыв недавно на его базе агропредприятие «Кавказ-мясо».
Северо-осетинское предприятие «Казбек» успешно выпускает томат-пасту. Развивается рыбоводство в Ингушетии, а Дагестан не желает от нее отставать: здесь серьезно намерены возродить почти исчезнувшую отрасль. Ведь в советские годы здесь трудилось восемь отраслевых колхозов, каждый год поставлявших в рыбный порт (сейчас его нет) 60 тысяч тонн каспийской рыбы — а сегодня в 15 (!) раз меньше... Но правительство республики, невзирая на все эти утраты, обещает вернуть рыбоводство и рыболовство к жизни с помощью специально созданной для этого «дорожной карты».
В Ставропольском крае ООО «Весна» с успехом ведет тепличное овощеводство. Агрокомплекс растит и сам же продает на Ставрополье и в других регионах страны самые разные сорта помидоров и огурцов, различные салаты и зелень. С 800 тонн в 2001 году до более чем 5000 в 2013-м вырос объем производства. В перспективе — на трех гектарах восстановить производство цветов и уложиться в срок до 2017 года; построить 11 га новых теплиц и реконструировать 5 га старых — и все это в ближайшие пять лет. А тепличное овощеводство в условиях импортозамещения — одно из магистральных направлений развития агропромышленного комплекса страны.
Для устройства оросительной системы интенсивных садов Ингушетия намерена ввести в строй линию по производству полимерных труб. Производить их планируется на базе завода «Полимер», где установят дополнительное оборудование. Агропредприятие «Братцевское» собирается увеличить площади яблоневых садов с 240 га до 1000 га, и для полного покрытия его потребностей завод на первом этапе работы покроет существующую потребность в полимерных трубах нужного диаметра, после чего переключится на предприятия близлежащих регионов, например, агрофирма «Сад-Гигант».
Так где же все-таки воз?
Судя по его движению за последние полгода, в упряжке пока нет ни раков, ни щук. В регионе разработан проект программы по обеспечению выпуска импортозамещающей продукции на 2015-2020 годы, сообщает пресс-служба губернатора Ставрополья.
Губернатор неоднократно отмечал, что Ставропольский край намерен занять рыночную нишу, потеснив импортную продукцию не только в АПК, но и в промышленности. Ожидается привлечение средств на стимулирование реального сектора экономики в рамках программы «Юг России». Впереди — оптимизация механизма предоставления госгарантий, поскольку его доступность для инвесторов необходимо повысить. В сфере агропрома на Ставрополье начата реализация трехлетнего краевого плана по развитию импортозамещения.
По его итогам к 2017 году на 25 процентов будет увеличено производство мяса (до 490 тысяч тонн), на 10 процентов — молока (более 750 тысяч тонн), на 18 процентов — плодов, а производство тепличных овощей вырастет более чем вдвое.
В сфере импортозамещения до 2018 года в рамках краевой «дорожной карты» в АПК планируется реализовать 57 инвестпроектов на общую сумму 68 миллиардов рублей. В этом году 12 из них на 5,5 миллиарда рублей уже завершены. А уже к 2018 году объем ввозимой в край сельхозпродукции благодаря реализации «дорожной карты» будет сокращен на 13 миллиардов рублей.
Вот лишь несколько характерных фактов, демонстрирующих прогрессивную динамику. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Ингушетии и администрация Сунженского муниципального района заключили соглашение о взаимодействии в области внедрения в производство и переработку продукции личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств новейших аграрных технологий. Их планируется в первую очередь внедрять в передовых сельхозпредприятиях на территории Ассинского ущелья — земельные наделы там наиболее плодородны.
В Наурском районе Чечни воплощен в жизнь проект по выращиванию картофеля из американских семян. В нынешнем августе нынешнего года в республике начнут собирать первый урожай сорта «Северная Дакота», привезенного из США. Аграрии Чечни намерены накормить американским картофелем всех земляков и, кроме того, поставлять его в другие регионы России.
В Баксанском районе Кабардино-Балкарии готовится к запуску проект агропромышленного бизнес-инкубатора для обучения современным сельхозтехнологиям — на 700 студентов в год, с учебными фермами и полигоном интенсивных технологий производства плодов и овощей.
Без головокружения
По сей день почти на каждом совещании руководства СКФО модернизация агропромышленного комплекса окружных регионов продолжает оставаться предметом активного обсуждения. В топе горячих тем — и необходимость развития в округе перерабатывающих производств, в первую очередь пищевых, и организация малых, прежде всего семейных, форм хозяйствования.
С учетом аграрной ориентации регионов СКФО существует острая потребность в создании и модернизации крупных сельхозпредприятий. Необходимо менять их привычные (читай — консервативные) методы работы, внедрять новые формы хозяйствования, в том числе — товарные личные подсобные хозяйства. Кроме того, неоспоримый факт:
для увеличения объемов импортозамещения необходимо развитие сельской коооперации. Все это в итоге не только накормит страну за счет роста производственных объемов, но и в разы повысит трудовую занятость населения за счет увеличения числа рабочих мест.
Один из главных нюансов текущего момента — удержаться от нездоровой эйфории, которая на фоне существующих в отрасли проблем может выглядеть как диагноз. Когда-то Евгений Максимович Примаков предупреждал о том, что Россия сегодня должна не заниматься изоляционизмом, а находить партнеров, способных помочь в текущий момент. А параллельно с этим — создавать условия для реального импортозамещения, и решение этого вопроса напрямую зависит от финансирования банками.
И здесь пыл шапкозакидателей могут легко остудить 26-28% годовых «Россельхозбанка», на фоне общей картины выглядящие не очень патриотично: для массы фермеров они не то, чтобы слишком высоки, а вообще неподъемны. Недаром Чечня и Ингушетия были вынуждены прекратить сотрудничество.
Кроме того, все крестьянские хозяйства технически оснащены импортом, их производственная база — заграничное оборудование. Сельскохозяйственная техника — тотально зарубежного производства. И для начала неплохо было бы заполонить наши поля нашими же тракторами (или хотя бы братскими белорусскими), а агрокомплексы — родными линиями по розливу молока и отечественной упаковкой. И тогда в лицо санкциям можно было бы смотреть гораздо уверенней...
И все же для здравого взгляда в будущее у нас есть все самое необходимое: щедрая кавказская земля, трудовые руки и светлые головы для их новаторского и эффективного применения. Пока больной сосед заламывает руки над плодами своего труда с горьким вопросом «Куда теперь все это деть?», мы спрашиваем себя: «Как и что нам сделать правильно?» В конце концов, это вопрос нашего самоопределения и нашей самодостаточности. Думается, России не пристало отказывать себе ни в том, ни в другом.