Вчера в Кабардино-Балкарии прошел ряд контртеррористических операций, в результате которых было нейтрализовано 14 бандитов, в том числе и новоиспеченный лидер местного бандподполья Юрий Бицуев. «Кавказ Сегодня» уже готовит аналитический материал о вчерашних боестолкновениях, сейчас же хотелось вспомнить значимый для дальнейшей борьбы с экстремизмом в КБР эпизод из спецоперации, прошедшей в начале ноября.
Контртеррористическая операция, прошедшая 10 ноября в столице Кабардино-Балкарии – городе Нальчике – стала не только мероприятием по ликвидации главаря республиканского бандподполья Роберта Занкишиева, но и сложнейшим по исполнению вызволением из квартиры многоэтажного дома, откуда по сотрудникам правопорядка периодически открывался огонь на поражение, раненой девушки – 29-летней Инны Бленаовой.
Запертую в квартире со своим мусульманским мужем Инну ожидали в сложившейся ситуации два развития событий: либо вместе с боевиком дать вооруженный отпор силовикам и погибнуть, либо сдаться и выжить…
Инна Бленаова – девушка с довольно непростой судьбой. Мать двух мальчишек, вышедшая замуж и родившая наследников члену незаконного вооруженного формирования Алию Гузиеву, уничтоженному в 2010 году в ходе спецоперации в Нальчике.
После неудавшегося первого брака, девушке, конечно, хотелось спокойной жизни. И все, на первый взгляд, предполагало к этому: Инна пекла торты, которые сдавала в магазин, переехала в новую квартиру, которую приобрели ее родители, встретила молодого человека по имени Роберт.
«Появился Занкишиев. Он приходил ко мне домой и оказывал внимание мне и детям, – рассказала Инна Бленаова на встрече с журналистами после прохождения лечения в госпитале, куда раненую девушку доставили прямо с места КТО. - Мы друг другу понравились, и в один из дней он предложил мне стать его супругой…»
Девушка без раздумий согласилась. Но о заключении брака своим родителям рассказывать не стала.
«Брак мы скрыли потому, что у Занкишиева была супруга, и мои родители не хотели меня отдавать второй женой. Он сказал, что даст жене развод, и мы выжидали, пока он разведется, после чего мы собирались сообщить моим родным…»
Светлана Бленаова, мать Инны, узнала о том, что дочь является мусульманской супругой террориста только в день КТО, что стало для женщины настоящим шоком: она изначально была против этого союза.
«Я не понимаю, что такое вторая жена и второй брак. Я этого не понимаю. Для меня это строго неприемлемо! Она это хорошо знала, мы на эту тему много разговаривали», - рассказала журналистам Светлана.
Но дочь выбор уже сделала. Как впоследствии оказалось, ошибочный.
«О том, что он находился в розыске, я не знала: он это скрывал.
Мы были в браке три месяца. В один из дней я увидела у Занкишиева оружие. Когда я нашла пистолет в куртке, Роберт мне все и рассказал. Он сказал, что присягнул ИГИЛ. Объяснил, что мы теперь обязаны им присягнуть, что мы обязаны им подчиняться. Говорил, что тот, кто не подчиняется эмиру, будет наказан по шариату: вплоть до смерти. Показал мне видео, которое он выложил в Интернет, где говорится, что они получили от ИГИЛ разрешение наказывать всех, кто им отказывает…»
Для девушки и детей, преступник на тот момент уже выбрал дальнейшую судьбу. По его решению, они должны были перебраться в Сирию:
«Он сказал, что я и дети должны быть в Сирии. Дети должны воспитываться в шариате…»
Казалось, спастись от неминуемого переезда в полыхающую Сирийскую арабскую республику не было возможности …
Но свершить задуманное Занкишиев не успел. Утром 10 ноября квартиру, где он находился с супругой, блокировали сотрудники спецслужб и правоохранительных органов. На требование сдаться и сложить оружие, боевик открыл огонь.
«Я звонила на протяжении всей операции, которая была до ее освобождения, я постоянно находилась на месте. Я с ней связывалась, спрашивала о ее состоянии. И я просила всех, чтобы ее освободили, - говорит Светлана Бленаова, вспоминая то утро, когда ее дочь оказалась под перекрестным огнем силовиков и Занкишиева, - Она прощалась со мной. Попросила прощения за все и попрощалась. Я, естественно, была не согласна: как так, мой ребенок умирает? Я просила ее: дай ему трубку, я попрошу, чтобы он не препятствовал и помог тебе в этой ситуации. Помог доползти до окна, двери, до чего угодно… Только чтобы ее живую оттуда забрали»
Мы привыкли к тому, что в большинстве случаев все, кто находится в заблокированных силовиками квартирах, оказывают яростное сопротивление силовикам, жены экстремистов так же погибают с оружием в руках. Поэтому шансов, что девушка добровольно сдастся, практически не было.
«Как правило, в ходе переговоров во время спецопераций, пособницы или так называемые мусульманские жены боевиков отказываются от сдачи властям. Зачастую сами бандиты не дают им такой возможности. Случай с Инной Бленаовой в этом роде нетипичный, хотя в дальнейшем возможно предположить, что члены бандподполья будут использовать ее в своих целях. Примеров тому не мало», - отметил порталу «Кавказ Сегодня» решение девушки сдаться источник в подразделениях по борьбе с экстремизмом.
«Я не думала, что смогу оттуда выйти. Он был в другой комнате, была стрельба, - вспоминает Бленаова-младшая ход событий КТО по ту сторону «баррикады». - Он тоже стрелял. Все это было в суматохе...
Мне по телефону говорили, что делать, и я, следуя инструкции, подошла к балкону, увидела кран и тогда поняла, что выйду оттуда… Мне страшно подумать, что пережила моя мама… Мне очень стыдно и перед папой и мамой, что из-за меня им пришлось столько пережить… Я с ними прощалась. Наверное, любой матери ужасно слышать, как ее ребенок прощается. У меня было ранение, я думала, что умру».
Началась эвакуация. Занкишиев все еще отстреливался, что усложняло работу спасателей по освобождению девушки из квартиры. Строительным краном раненую Инну начали спускать вниз.
«Когда я связался с заместителем министра внутренних дел КБР Казбеком Татуевым, чтобы просить спасти девушку, выяснилось, что ее эвакуация уже началась», - отметил на встрече с прессой Валерий Хатажуков, руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра, также следивший за ходом спецоперации в Нальчике.
Успешно спустив Инну из квартиры, ее тут же каретой скорой помощи доставили в лечебное заведение.
***
Встречу с журналистами и откровенный рассказ о своей жизни Инна Бленаова инициировала сама. Освобожденная в ходе контртеррористической операции не столько из злосчастной квартиры, сколько от перспективы оказаться смертницей в Сирии, девушка решила предупредить своих сверстниц о существующей опасности.
«Я считаю, что нужно все-таки бороться за жизнь, нужно собрать все причины, чтобы себя спасти. Я хочу, чтобы из моих ошибок сейчас кто-то извлек пример.
Я хотела бы сказать всем молодым девочкам и женщинам, чтобы они ценили жизнь, воспитывали своих детей, ценили то, что им Всевышний дал детей, дал родителей, дал родных. Чтобы они этому уделяли внимание…»
В свою очередь, мать Инны - Светлана - обратилась с благодарностью ко всем, кто помог освободить ее дочь, а также к матерям, у кого дети оказались в похожей ситуации.
«Я мама, а мамы выдерживают все. Мамы борются за своих детей. Я хотела бы поблагодарить МЧС, ФСБ, правоохранительные органы. От всего материнского сердца я им благодарна, что они мою дочь спасли. Что они помогли ей оттуда выбраться. Они тоже рисковали своей жизнью. Матерям же, у которых дети попадают в такие ситуации, я хочу сказать, чтобы они боролись за своих детей. Чтобы они их не оставляли. Есть выход из любой ситуации. Нужно просто бороться...»