В последние годы правительство кратно усилило внимание, которое уделяется Северному Кавказу. Российский Кавказ стал одним из региональных приоритетов властей, которые стремятся радикально изменить экономическую ситуацию в регионе, решить его давние проблемы, прежде всего, высокую безработицу и дефицит рабочих мест.
Именно для этого на Кавказе развивают туристическую инфраструктуру, стимулируют государственные и частные инвестиции, запускают проекты по импортозамещению. Вопросы социально-экономического развития предполагается обсудить в пятницу на заседании правительственной комиссии по Северному Кавказу. Накануне заседания вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий вопросы развития региона, в интервью ТАСС рассказал о приоритетных направлениях развития СКФО и о том, как изменился «кавказский имидж» за 20 лет.
– Насколько удалось за последние годы улучшить имидж Кавказа?
– Имидж любой территории складывается из разных составляющих. Конечно, очень важна информационная подача. Но когда население не ощущает на себе работы власти, как говорит Владимир Владимирович Путин: «Если нет реальных дел, не спасет пиар-отдел». Так что мое убеждение – позитивный имидж территории – это, прежде всего, социальное самочувствие проживающих на ней граждан.
Теперь давайте вспомним, какой была информационная повестка по Кавказу 10-20 лет назад: контртеррористические операции, разрушенные города и, как следствие, безработица и нищета, отсутствие возможностей у населения кормить свои семьи и давать детям образование, участие в криминальных действиях и хищения бюджетных средств.
Как вы знаете, знаковым стал 2009 год, когда Президент России в послании Федеральному Собранию сделал очень важный акцент на кавказской проблематике и поставил правительству задачу – кардинально изменить ситуацию на Северном Кавказе через социально-экономические преобразования. В 2010 году был образован Северо-Кавказский федеральный округ, была принята Стратегия развития региона и обозначены основные векторы этого развития.
Я помню, в какой напряженной общественно-политической ситуации мы начали эту работу. Кризис региональных элит, нехватка больниц и кадров, школы с четырехсменным графиком обучения. Плюс к этому информационный фон, который сохранялся с периода военных кампаний и подпитывался исключительно негативными новостями, зачастую спровоцированными теми, кому были неугодны наши действия по наведению порядка на территории. В такой ситуации презентовать Северный Кавказ, тем более привлекать инвесторов, было непросто, но мы смогли эту ситуацию переломить.
Сейчас, спустя почти шесть лет мы видим достаточно много позитивных изменений. Большая работа проведена и на федеральном, и на региональном уровне. Под руководством председателя правительства Дмитрия Анатольевича Медведева работает правительственная комиссия с участием ключевых российских министерств. Эта комиссия детально разбирает каждую кавказскую проблему и принимает соответствующие решения.
Регионами Северо-Кавказского федерального округа управляют достойные, сильные руководители, которые даже в нынешних сложнейших экономических условиях реализуют инвестиционные проекты, открывают новые предприятия, школы и больницы.
Реализуется государственная программа по развитию Северного Кавказа, в рамках которой до конца 2016 года на территории округа будут построены еще 63 школы и 18 объектов здравоохранения.
Что касается занятости населения, уровень зарегистрированной безработицы в субъектах СКФО, по данным Минтруда, с 2010 года снизился в 2,5 раза с 467 тысяч до 189 тысяч граждан. Пока еще сложной остается ситуация в Чечне и Ингушетии, там показатель безработицы составляет 15%, но несколько лет назад он был 45% и 30% соответственно. В остальных регионах округа ситуация практически равна общероссийской. Поэтому, если говорить о социальном климате, он, безусловно, стал гораздо благоприятнее, и это ощущают не только местные жители.
В регион прибывает все больше туристов. Туристический поток вырос кратно и продолжает расти, а это, я считаю, ключевой критерий в оценке имиджа региона. Только в этом году аэропорт Минеральные Воды примет почти 2,5 миллиона пассажиров, что втрое больше, чем в 2010 году. Так что у нас не дефицит, а избыток туристов.
Кавказ, который всегда был популярной здравницей, с точки зрения привлечения туристов не нуждается в дополнительной рекламе. В наших санаториях на Кавминводах круглогодичная максимальная загрузка. Зимой туристы едут в Домбай, теперь едут и в Архыз – это новый курорт, который буквально за несколько лет с нуля построен в Карачаево-Черкесии. Прошлой зимой его посетили 100 тысяч поклонников горнолыжного отдыха. А будет еще больше, и это обязывает нас учитывать потребности туристов и развивать туристическую инфраструктуру.
Кавказское гостеприимство и традиции – главные визитные карточки территории. Все без исключения наши регионы готовы предложить гостям что-то свое, чего не встретишь ни в каком другом месте. Как пример, есть в Дагестане селение Кубачи, где с давних времен умельцы, из поколения в поколение передавая ремесленные секреты, изготавливают знаменитые на весь мир изделия из серебра и меди. В этом горном селе даже гостиницы нет. Так вот, местный глава через Интернет приглашает туристов к себе домой, где они могут остановиться на необходимое время, познакомиться не только с кубачинскими ремеслами, но и местными традициями и обрядами. И люди едут! Приезжают из мегаполисов за этой кавказской диковинкой, ну и, конечно, – отдышаться от своих душных городов чистым горным воздухом. Кстати, сюжет о Кубачах показывал недавно один из федеральных каналов. Многомиллионная телеаудитория увидела эту историю, а вместе с ней – другой Кавказ – красивый и дружелюбный, в отличие от того, каким его пытались навязать на протяжении многих лет.
Таких примеров масса! Так же как и крупных культурных мероприятий, которые регулярно проходят на Кавказе. Возьмите 2000-летний юбилей Дербента. На торжества в далекий дагестанский город приехали тысячи наших сограждан и зарубежных гостей. Его освещали все федеральные и региональные СМИ.
Сегодня мы действительно можем предложить информационному пространству совсем иную повестку, чем несколько лет назад. Пусть именно такие новости влияют на повышение рейтингов представителей медиасообщества, а не страшилки, формирующие неприязнь к региону и какие-то несуществующие стереотипы.
Сейчас мы активно разрабатываем модель информационной инфраструктуры, которая предполагает создание в каждом регионе Северного Кавказа постоянно действующих пресс-офисов, корреспондентских пунктов, аналитического центра. Все это должно расширить информационный поток из региона на федеральный уровень, увеличить доступность корректной и полноценной информации о регионе для всех жителей страны.
Условия для дальнейшего укрепления имиджа Северного Кавказа созданы, и вы как представители СМИ присоединяйтесь к этой работе!
– Вы сказали о стереотипах, так какие из них пока не получается разрушить и в чем причина? Удастся ли сделать это в обозримом будущем?
– Наверное, один из самых распространенных стереотипов – «на Кавказе все продается и покупается». Безусловно, коррупция пока еще присутствует, это серьезная проблема, и мы ведем с ней жесткую борьбу. Из новостей вы получаете информацию о задержаниях преступников, включая чиновников высокого уровня. По всем фактам возбуждаются уголовные дела, и мы это не скрываем. Но я считаю, коррупция не является проблемой только Кавказа. Она присутствует везде, и правоохранительная система достаточно эффективно решает эту проблему как в нашем регионе, так и в других субъектах. Моя точка зрения, что коррупция может быть побеждена при двух условиях: создании независимой судебной системы и развитии институтов гражданского общества.
– Как «война санкций» и экономический кризис отразились на СКФО и дали ли они толчок импортозамещению?
– С одной стороны, Северный Кавказ испытывает те же сложности, что и любой другой регион нашей страны. Санкции и нестабильность мировой экономики влияют на поступления в федеральный бюджет. Мы вынуждены сокращать финансирование региональных программ, что особенно чувствительно для дотационных регионов СКФО.
С другой стороны, Северный Кавказ получил серьезный шанс для выхода на новый качественный уровень отраслей экономики, которые востребованы в программе импортозамещения с учетом региональной специфики. Это, прежде всего, туризм, сельское хозяйство, промышленность.
Туристы переориентируются на внутренний сектор, а значит, развивать это направление бизнесменам выгодно, тем более что в федеральном округе активно развиваются проекты государственно-частного партнерства. Агропромышленный комплекс уже на деле почувствовал свои возможности. Если еще несколько лет назад наши кавказские регионы жаловались на непробиваемое лобби зарубежных сельскохозяйственных компаний, сейчас российский рынок полностью открыт. В результате активного развития межрегиональных экономических связей экологически чистые продукты с Северного Кавказа можно купить не только в южном регионе, но и в Москве, Санкт-Петербурге.
Кстати, много разговоров было о том, что это бесперспективно, санкции вот-вот отменят, бизнес рухнет. Поэтому никто не хотел рисковать и вкладываться в логистику, в создание хранилищ для продукции. Но сейчас все поняли, что это не риск, а реальная перспектива. Началось строительство логистических центров, в том числе при участии Корпорации развития Северного Кавказа с капиталом Внешэкономбанка. Есть и частные достаточно крупные инвесторы с объемами инвестиций от полумиллиарда рублей, например, предприятие по хранению и переработке овощной продукции «Прохладное» в Кабардино-Балкарии.
Всего в текущем году на Северном Кавказе будет реализовано восемь инвестиционных проектов в АПК. Эти предприятия при выходе на полную мощность создадут до 3500 рабочих мест и принесут в бюджет около одного миллиарда рублей налогов ежегодно.
В целом в рамках госпрограммы планируется поддержка 36 проектов в сфере агропромышленного комплекса и 30 якорных проектов в области промышленности.
– Удалось ли Вам отстоять основные программы развития Кавказа в бюджете на 2016 год, какие статьи пострадали больше всего? Ожидаете ли Вы в следующем году сложностей с исполнением бюджетов в регионах Кавказа и предпринимаете ли какие-то проактивные меры, которые способны сгладить эти проблемы? Не вызывает ли у Вас тревоги долговая нагрузка на региональные власти?
– Объем средств, выделяемых на реализацию государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, сократился минимально, в рамках общего секвестра бюджета в 10%. Сама госпрограмма будет переформатирована под задачи экономического развития регионов с целью развития реального сектора экономики. При этом все социальные обязательства, заявленные в программе, будут исполнены.
Как вы, скорее всего, знаете, пока все регионы Северного Кавказа дотационные. Поэтому мы в первую очередь предпринимаем меры по стимулированию собственной доходной базы регионов – создаем точки экономического роста, которые в перспективе обеспечат снижение дотационности и увеличение налоговых поступлений.
Что касается долговой нагрузки на региональные власти, доля государственного долга субъектов СКФО не превышает 19% от запланированных доходов их консолидированных бюджетов. Около 70% долговых обязательств субъектов СКФО приходится на бюджетные кредиты.
– Время от времени появляются сообщения о проблемах крупных инвестпроектов в СКФО. Есть ли какая-то системная ошибка местных властей в выборе инвестпроектов?
– Никаких системных ошибок при реализации крупных инвестпроектов в СКФО нет. Есть некоторые проблемы, связанные с фондированием, обслуживанием валютных кредитов, повышением цен на сырье. Но эти проблемы носят общероссийский характер и никак не связаны с системными просчетами. Мы очень внимательно относимся ко всем крупным инвестиционным проектам.
Более того, в Минкавказе введена система сопровождения предприятий, реализующих такие проекты, направленная на организацию своевременной административной, государственной поддержки и содействие в решении возникающих проблем.
– Министр Лев Кузнецов недавно заявил, что в сложившейся экономической ситуации решено до 2020 года сконцентрировать инвестиции на трех северокавказских курортах, а не на девяти, как планировалось ранее: на «Архызе», «Ведучи» и «Эльбрусе». Остальные курорты сворачиваются? Или регионы смогут своими силами спасти какие-то из них?
– Действительно, в соответствии с утвержденной Стратегией развития ОАО «КСК» на период до 2025 года принято решение о реализации проекта туристического кластера в два этапа.
На первом этапе это создание точек роста туркластера в рамках развития наиболее перспективных площадок; на втором – эксплуатация курортов, созданных на первом этапе, и последовательное строительство других курортов.
Почему выбран путь поэтапного развития? Мы планируем создавать нишевые, по-своему уникальные курорты. Нам не нужны копии швейцарских или итальянских курортов. Мы владеем аутентичной палитрой кавказской природы, традиций, культуры и собираемся делать акцент именно на этом.
Поэтому нужен более взвешенный и тщательно разработанный подход к проектированию курортов. Нельзя одновременно построить несколько горнолыжных центров и рассчитывать, что они все будут эффективны, привлекательны и уникальны.
С учетом потенциала каждой из особых экономических зон в первый этап развития туристического кластера включены курорты: «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарской Республике и «Ведучи» в Чеченской Республике.
Что касается ОЭЗ, включенных во второй этап, работа по ним не останавливается. Мы продолжаем решать вопросы по устранению ограничений, препятствующих развитию этих зон, разрабатываем необходимую градостроительную документацию, продолжаем позиционировать эти курорты на международных форумах и выставках для привлечения туда инвесторов.
Беседовал Борис Кипкеев (ТАСС)