Миллионы людей со всего мира неустанно восхищаются красотами Приэльбрусья: горами, ущельями, реками. Однако вместе с этой красотой величавый Эльбрус хранит в себе и небывалую для любителей покорять горные вершины опасность. Он, как говорят, ошибок не прощает. О чем часто гласят сводки о спасательных операциях, проходящих здесь.
С начала 2015 года на территории Северного Кавказа сотрудниками МЧС России было проведено 158 поисково-спасательных работ (ПСР) в горной местности (в сравнении с 2014 годом – уже плюс 52), в рамках которых было спасено 174 человека (плюс 58). При этом необходимо учесть, что до конца года еще два месяца, а желающих испытать судьбу к Новому году становится все больше и больше. Львиная доля свершившихся операций по спасению пришлась на горы Кабардино-Балкарии, где расположена высочайшая точка Европы, привлекающая значительную часть восходителей, – гора Эльбрус (5642 метра над уровнем моря). Здесь, по информации регионального управления МЧС России, за десять месяцев было проведено более 80 операций по спасению.
В сравнении с прошлым годом, количество ПСР, спасенных, погибших и пропавших без вести увеличивается. Как отметили в пресс-службе Северо-Кавказского регионального центра МЧС России, это увеличение произошло преимущественно за счет большого притока отдыхающих.
«Понятно, что за каждой цифрой погибших или пропавших без вести стоит потерянный нами человек, судьбы его родных. Но все же с 2014 года прирост по этим пунктам небольшой: если в прошлом году погибло восемь человек, то в этом таких девять, если в прошлом пропал без вести один альпинист, то на сегодняшний день подобных случаев зафиксировано два», – рассказал руководитель пресс-службы СКРЦ МЧС России Кантемир Давыдов.
Каждый месяц, по нескольку раз, спасатели Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда (ЭВПСО), облачаясь в сине-оранжевую экипировку, идут заснеженными тропами на помощь к туристам, попавшим в беду. Так, в июле этого года была спасена группа из 12 человек, попавшая под камнепад. В августе происходили поиски пропавших польских туристов, тела которых были обнаружены 18-го числа. В сентябре уже шведские туристы не вышли на связь во время спуска. В прошлом месяце, в октябре, спасатели нашли на склоне Эльбруса гостей из Владикавказа.
И сколько таких спасательных операций происходит ежемесячно...
«Раз на раз, год на год не приходится, – отвечает информационно-аналитическому агентству «Кавказ Сегодня» начальник Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Абдуллах Гулиев. – В августе, например, было свыше 30 поисково-спасательных работ, то есть в среднем по одному выходу в день. Бывает по шесть, по десять спасательных работ в месяц. Это раньше было понятие «межсезонье» в альпинизме, когда 15 октября закрывался сезон. Сейчас его нет: народ идет в горы тогда, когда захочет. Поэтому у нас появилось больше работы».
Действительно, в последние годы понятие межсезонья в альпинизме имеет довольно размытый характер. Если раньше, в период с октября по март, восхождения не проводились по причинам неустойчивой погоды и последующего за ней качества препятствий перед восходителями, то сегодня в горы идут чуть ли не ежедневно. Понятно, что профессионалы стараются на это время отойти от восхождений, но есть и те, кто несмотря на неблагоприятные погодные условия, решается на рискованный шаг. От того чаще всего и происходят чрезвычайные ситуации, которые после фигурируют на страницах прессы в виде горячей новости или некролога.
Так что же является первопричиной происходящих на Эльбрусе трагедий с участием альпинистов? Эксперты сходятся в едином мнении: человеческий фактор здесь явно превалирует над погодным.
«Главной причиной происходящих чрезвычайных ситуаций чаще всего является слабая акклиматизация участников восхождения, когда они приезжают всего за несколько дней до подъема, не проходят нужные для этого процедуры и попросту, в конечном итоге, не рассчитывают свои силы. Часто у многих не хватает сил на обратный путь, тогда наши ребята и приступают к работе по спуску спортсменов», – говорит Абдуллах Гулиев.
С ним согласна и альпинистка Карина Мезова, покорявшая неоднократно Эльбрус и побывавшая на вершине Эвереста:
«Это действительно так. Новички часто не понимают, насколько сложна гора сама по себе, а опытные альпинисты сильно переоценивают свои возможности. Основной причиной, на мой взгляд, того, что альпинисты попадают в чрезвычайные ситуации, являются сезонность и незнание многими местности. Зима в горы Приэльбрусья приходит очень рано, принося с собой много опасностей. При этом люди не понимают эту опасность и ходят часто без гидов, не регистрируясь в поисково-спасательных отрядах. А в плохую погоду, еще и без знания того места, по которому тебе придется идти, для альпинистов Эльбрус – это гора-убийца».
То, что Эльбрус является опасной горой не только для начинающих, но и для профессиональных спортсменов, испытали на себе тысячи человек, пытавшиеся покорить эту двуглавую вершину. Одной из них была и Лейла Албогачиева, трагически погибшая в сентябре 2014 года. Она не вернулась со своего тринадцатого восхождения на Эльбрус.
Примечательно, что тогда, во время восхождения, Лейла записала специальное видеообращение к руководителям всех стран мира с призывом остановить войны и прекратить кровопролитие на Земле. Ее последними словами, которые были услышаны общественностью посредством найденного видеоролика, были пронзительные: «На Украине гибнут старики, женщины, дети. Тысячи детей остались сиротами. Военные события в Сирии, Израиле, Иране… Война должна стать запрещенным видом деятельности. Об этом молятся и к этому стремятся мирные люди всей земли». Но, как оказалось, не только война забирает жизни.
Вполне логично в этих случаях, что возникает вопрос о том, как предотвратить хотя бы часть бедствий в горах и спасти жизни покорителей вершин. Спасатели хоть и стараются, работают в полную силу, но за всеми не уследишь, да и с природой соперничать очень сложно (хотя сотрудникам МЧС из регионов Северного Кавказа это часто удается).
Регистрация в поисково-спасательных отрядах –одна из немногих возможностей для альпиниста при случившемся ЧС остаться в живых, как считают специалисты. Только не все покорители это понимают и, что самое важное, принимают...
«Регистрация группы альпинистов в отряде помогает нам в том, что после нее мы знаем их маршрут и, в случае беды, в курсе, где их искать. Есть контрольный срок, не выйдя на связь с нами в который, мы начинаем уже искать пропавшую группу. Но много и тех, кто не проходит регистрацию, и мы не можем знать, где они находятся. В следствие этого и сложность нашей работы увеличивается в разы», – делится с «Кавказ Сегодня» начальник ЭВПСО Гулиев.
И удивительно, что туристы не проходят эту регистрацию. В ведомстве всевозможными способами проводят работу по информированию альпинистских (туристских) групп, чтобы люди в самые короткие сроки, без бюрократических проволочек обезопасили себя во время похода или восхождения.
«Мы проводим большую работу по информационному обеспечению туристов, готовящихся к подъему на ту или иную гору, – отмечает майор внутренней службы Кантемир Давыдов. – На сайте ведомства есть рекомендации по регистрации групп, все адреса, телефоны, даже электронная почта, где люди могли бы зарегистрировать в поисково-спасательных отрядах свои маршруты. Мы отправляем подобную информацию в Ассоциацию туриндустрии России, Федерацию альпинизма страны, Ассоциацию детского туризма. Но обязать всех регистрироваться в поисково-спасательных отрядах мы не можем в соответствии с законами Российской Федерации».
Но даже в таких упрощенных условиях, когда для регистрации хватает одного-единственного звонка, спортсмены пренебрегают этой помощью от МЧС. Только когда происходит несчастье, что-то менять уже становится слишком поздно, и надежда остается только на людей в сине-оранжевой форме...
P.S.
Есть в нашей жизни такое явление, как русское «авось», когда всей душой надеешься на положительный исход в каком-то определенном деле, при этом совершенно не задумываясь о том, чтобы попытаться обезопасить себя от ненужных последствий. И можно было бы это принять, если бы в итоге страдал один человек, но в горах могут остаться (и остаются) множество людей.
«Представьте, группа туристов, которые покорили уже всевозможные пики и вершины, готовит маршрут на Эльбрус или рядом находящиеся высоты месяцами. Идет по нему неделю и пропадает. А у наших ребят есть всего несколько часов, чтобы найти этих туристов! Иначе шансов обнаружить их живыми практически не останется... Да и каждый такой выход на помощь – это большая опасность для спасателей. На «Кругозоре» есть памятные таблички с именами наших погибших ребят...» – подытожил Кантемир Давыдов.
Между тем на календаре 6 ноября. В горах альпинисты и спасатели готовятся к подъемам. Будут ли новые пропавшие на Эльбрусе? Узнаем уже очень скоро.