Одаренные дети. Критерии определения

Пожалуй, одной из спорных тем современного образования, без иронии и скепсиса, является фактор одаренных детей. Нет сомнений, что такая часть юных граждан у нас существует, это очевидно. Всегда были малыши, опережавшие своих ровесников в тот или иной период жизни. Однако трудно избавиться от мысли, что многолетние попытки разделить российскую систему образования на «обычных» и «продвинутых» детей, сильно смахивают на коммерческий проект и менее всего на инвестиции в научный потенциал страны.

Как отмечают многочисленные исследователи и эксперты данной темы, сегодня на Северном Кавказе, в Москве или на Урале мы наблюдаем, что государство приводит среднее образование к единому стандарту. ЕГЭ для всех — это главный аргумент и показатель рассматриваемого процесса.
С другой стороны, в каждом регионе, СКФО не исключение, ставят задачу создания таких образовательных учреждений, которые могли бы гарантированно поставлять государству талантливых ученых, политиков, писателей и т. д.

Еще со времен Царскосельского лицея в нашей стране живет представление о том, что создание элитных учебных заведений способно создать так называемую  новую элиту. Напомним, в 1811 году «автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России — вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения». Если же вы в 2017 году спросите обычного интеллектуала, каких известных выпускников этого учебного заведения он помнит, подавляющее большинство вспомнит о А. С. Пушкине. Поэт в России больше чем поэт, он зачастую больше инженера, физика, химика и программиста…

При этом мало кого сегодня смущает, что процент выдающихся личностей — выпускников подобных престижных школ, лицеев и гимназий — ничем не отличается от времен, когда всюду было равное, скажем так, среднее образование.

Думаю, здесь нет надобности, подробно приводить примеры из жизни таких людей, как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи и многих других выдающихся личностей (это они в юные годы получали от школьных наставников печать бездарей и бесперспективных учеников) и рассказывать, кем они впоследствии стали.

Другая сторона сегодняшней реальности отражает естественный запрос государства на научные кадры, способные совершать открытия, создавать в нашей стране нечто похожее на успехи в сфере IT-технологий, электронного технического оборудования для различных сфер деятельности человека, одним словом, быть в авангарде современной научной мысли. Наличие таких людей позволит стране быть сильной, конкурентноспособной и богатой.

Сегодня не только в Москве, но и в каждом регионе России одаренных детей ассоциируют в основном со знанием математики, физики, химии, биологии, информатики. Современное сито экзаменов, собеседований, консультаций, тестов, которые приходится преодолевать ребенку и его целеустремленным родителям, ориентировано на подготовку «технаря» способного мыслить новаторски, оригинально.

Идея первым делом выявить талантливых детей, поместить их в лучшие условия и получить таким образом «нового Михаила Ломоносова, Стива Джобса или Лео Бакерию», всегда будет манить сферу образования. Она изначально подразумевает, что есть дети талантливые и не очень.

С большим интересом недавно узнал, что «выявлять одаренных детей позволит оборудование, закупленное на средства бюджета для социально-реабилитационного центра в Ставропольском крае. В краевом минтруда и соцзащиты сообщили, что программное обеспечение по психологическому диагностированию «эффектон студио» и проектную методику «хенд-тест» получил социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Изобильненском районе Ставропольского края.

Комплекс включает свыше полутора сотен методик, позволяющих, в частности, выявить среди детей одаренных. Среди других возможностей нового оборудования — развитие у детей познавательных функций, мышления и памяти».

А в Ингушетии во время приема граждан главой республики Юнус-Беком Евкуровым в Магасе, в частности, говорили о предложении строительства в республике многопрофильной гимназии для одаренных детей. По идее инициаторов проекта, «фактически эта гимназия будет единственным учреждением, имеющим право отбирать детей на конкурсной основе с уклонным изучением отдельных предметов. Оно даст возможность поступать нашим ребятам в престижные вузы страны. Это позволит повысить кадровый потенциал республики».

Приблизительно тот же подход к этой теме можно встретить и в остальных регионах СКФО, да и по всей стране. Методика определения одаренных детей плюс элитное учреждение для их развития и воспитания равно созданию армии умных национальных кадров.

Положительным и менее спорным вкладом в этот образовательный расклад сегодня, безусловно, можно признать недавнее обещание главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, что во всех школах появятся занятия по профессиональной ориентации будущих выпускников.

«Мы сейчас очень серьезно, я бы сказала, жестко рассматриваем вопрос профориентации наших школьников, это необходимо, и в ближайшее время это найдет свое решение, потому что это нужно делать», — сказала Васильева на Общероссийском родительском собрании.

Она также напомнила о важности уроков труда — предмет «Технология», на котором учеников и учениц учат слесарному делу и домоводству. По словам министра, это обучение важно и каждая школа вольна организовывать программы по этому предмету так, как считают необходимым руководство и родители.  

Другими словами, на Северном Кавказе и в каждом субъекте РФ мы возвращаем детей к условиям, когда они обретают навыки реального труда. Есть шанс, что такие дети, постепенно осваивая обычную профессию, затем пойдут в вуз и, зная теорию и практику, станут специалистами своего дела. Именно специалисты, профессионалы выдвигают из своих рядов первооткрывателей в науке и производстве.

Есть в этом плане хороший, продуманный документ, информация к действию. Это Послание Президента РФ Федеральному собранию. Владимир Путин в нем много внимания уделил системе образования, сказал и об одаренных детях.

Путин напомнил о том, что «давать знание и воспитывать нравственного человека — это основные задачи образования». Он призвал сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. По мнению российского лидера, школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и решать их. Вместе с тем, «новации — это, конечно, хорошо, однако надо быть аккуратными с экспериментами в школе, такими, как нередко проводятся за рубежом».

У ребят должно быть ясное понимание того, что все они имеют равные возможности, а их идеи и умения востребованы в России.
Центры поддержки одаренных детей Путин призвал создавать на базе лучших вузов и школ, но «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип — каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов — это наша задача. В этом успех России».

В наш век стремительных и частых революционных реформ в системе получения знаний, системе, требующей кропотливого и взвешенного подхода, очень важно посмотреть на суть проблемы. Во всяком случае, ответить на вопрос «Какие ожидания заложены в современные проекты российского образования? Смогут ли выпускники нынешних вузов отвечать на вызовы времени, с которыми наша страна, отдельные регионы, общество, люди столкнутся уже сегодня?».

Вопросы сложные, но иной раз отдельные эпизоды из чужого опыта помогают нам найти правильные ориентиры.
В этой связи вспоминается один наш коллега, который рассказал о своем участии в отборе одаренных детей в одну из школ Японии. В одном из округов в большом спортзале школы будущих первоклассников разделили на десятки групп и дали им разные задания. Члены комиссии в течение нескольких часов наблюдали за играми, занятиями малышей. Естественно, наш коллега так же отмечал для себя, кого бы из ребят он рекомендовал в список одаренных первоклассников. Когда стали подводить итоги отбора, российский журналист с гордостью показал японской комиссии свой список. Он полагал, что он совпадет с выбором японцев. Однако все оказалось наоборот…

Наш товарищ отмечал наиболее активных ребятишек, лидеров, которые брали на себя «командование», были решительны и упрямы. А японские педагоги взяли на заметку не их, а тех малышей, которые лучшим образом помогали лидерам решить задание, поставленное перед их группой. Они показали талант, умение работать в команде ради достижения общей цели — по мнению специалистов из Японии, это и есть «одаренные дети».

Возможно этого, совсем немного, не хватает нам сегодня в России, когда мы разделяем наше образование на его «элитную» часть и «обычную». В былые времена успех стране приносили одиночки — выдающиеся ученые, общественные деятели, экономисты и инженеры. Сегодня, когда чертеж уникального изобретения оперативным образом становится действующей реальностью, эксплуатируемым механизмом, важно научить человека работать вместе с другими людьми. И это не столько дух корпорации, когда одна униформа и эмблема делает людей причастными к   известным достижениям. Это развитие тех талантов, которых в нас никто в школе не заметил, но они у нас всегда были.

Поделиться

Реклама

Одаренные дети. Критерии определения

Пожалуй, одной из спорных тем современного образования, без иронии и скепсиса, является фактор одаренных детей. Нет сомнений, что такая часть юных граждан у нас существует, это очевидно. Всегда были малыши, опережавшие своих ровесников в тот или иной период жизни. Однако трудно избавиться от мысли, что многолетние попытки разделить российскую систему образования на «обычных» и «продвинутых» детей, сильно смахивают на коммерческий проект и менее всего на инвестиции в научный потенциал страны.

Как отмечают многочисленные исследователи и эксперты данной темы, сегодня на Северном Кавказе, в Москве или на Урале мы наблюдаем, что государство приводит среднее образование к единому стандарту. ЕГЭ для всех — это главный аргумент и показатель рассматриваемого процесса.
С другой стороны, в каждом регионе, СКФО не исключение, ставят задачу создания таких образовательных учреждений, которые могли бы гарантированно поставлять государству талантливых ученых, политиков, писателей и т. д.

Еще со времен Царскосельского лицея в нашей стране живет представление о том, что создание элитных учебных заведений способно создать так называемую  новую элиту. Напомним, в 1811 году «автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России — вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения». Если же вы в 2017 году спросите обычного интеллектуала, каких известных выпускников этого учебного заведения он помнит, подавляющее большинство вспомнит о А. С. Пушкине. Поэт в России больше чем поэт, он зачастую больше инженера, физика, химика и программиста…

При этом мало кого сегодня смущает, что процент выдающихся личностей — выпускников подобных престижных школ, лицеев и гимназий — ничем не отличается от времен, когда всюду было равное, скажем так, среднее образование.

Думаю, здесь нет надобности, подробно приводить примеры из жизни таких людей, как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи и многих других выдающихся личностей (это они в юные годы получали от школьных наставников печать бездарей и бесперспективных учеников) и рассказывать, кем они впоследствии стали.

Другая сторона сегодняшней реальности отражает естественный запрос государства на научные кадры, способные совершать открытия, создавать в нашей стране нечто похожее на успехи в сфере IT-технологий, электронного технического оборудования для различных сфер деятельности человека, одним словом, быть в авангарде современной научной мысли. Наличие таких людей позволит стране быть сильной, конкурентноспособной и богатой.

Сегодня не только в Москве, но и в каждом регионе России одаренных детей ассоциируют в основном со знанием математики, физики, химии, биологии, информатики. Современное сито экзаменов, собеседований, консультаций, тестов, которые приходится преодолевать ребенку и его целеустремленным родителям, ориентировано на подготовку «технаря» способного мыслить новаторски, оригинально.

Идея первым делом выявить талантливых детей, поместить их в лучшие условия и получить таким образом «нового Михаила Ломоносова, Стива Джобса или Лео Бакерию», всегда будет манить сферу образования. Она изначально подразумевает, что есть дети талантливые и не очень.

С большим интересом недавно узнал, что «выявлять одаренных детей позволит оборудование, закупленное на средства бюджета для социально-реабилитационного центра в Ставропольском крае. В краевом минтруда и соцзащиты сообщили, что программное обеспечение по психологическому диагностированию «эффектон студио» и проектную методику «хенд-тест» получил социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Изобильненском районе Ставропольского края.

Комплекс включает свыше полутора сотен методик, позволяющих, в частности, выявить среди детей одаренных. Среди других возможностей нового оборудования — развитие у детей познавательных функций, мышления и памяти».

А в Ингушетии во время приема граждан главой республики Юнус-Беком Евкуровым в Магасе, в частности, говорили о предложении строительства в республике многопрофильной гимназии для одаренных детей. По идее инициаторов проекта, «фактически эта гимназия будет единственным учреждением, имеющим право отбирать детей на конкурсной основе с уклонным изучением отдельных предметов. Оно даст возможность поступать нашим ребятам в престижные вузы страны. Это позволит повысить кадровый потенциал республики».

Приблизительно тот же подход к этой теме можно встретить и в остальных регионах СКФО, да и по всей стране. Методика определения одаренных детей плюс элитное учреждение для их развития и воспитания равно созданию армии умных национальных кадров.

Положительным и менее спорным вкладом в этот образовательный расклад сегодня, безусловно, можно признать недавнее обещание главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, что во всех школах появятся занятия по профессиональной ориентации будущих выпускников.

«Мы сейчас очень серьезно, я бы сказала, жестко рассматриваем вопрос профориентации наших школьников, это необходимо, и в ближайшее время это найдет свое решение, потому что это нужно делать», — сказала Васильева на Общероссийском родительском собрании.

Она также напомнила о важности уроков труда — предмет «Технология», на котором учеников и учениц учат слесарному делу и домоводству. По словам министра, это обучение важно и каждая школа вольна организовывать программы по этому предмету так, как считают необходимым руководство и родители.  

Другими словами, на Северном Кавказе и в каждом субъекте РФ мы возвращаем детей к условиям, когда они обретают навыки реального труда. Есть шанс, что такие дети, постепенно осваивая обычную профессию, затем пойдут в вуз и, зная теорию и практику, станут специалистами своего дела. Именно специалисты, профессионалы выдвигают из своих рядов первооткрывателей в науке и производстве.

Есть в этом плане хороший, продуманный документ, информация к действию. Это Послание Президента РФ Федеральному собранию. Владимир Путин в нем много внимания уделил системе образования, сказал и об одаренных детях.

Путин напомнил о том, что «давать знание и воспитывать нравственного человека — это основные задачи образования». Он призвал сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. По мнению российского лидера, школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и решать их. Вместе с тем, «новации — это, конечно, хорошо, однако надо быть аккуратными с экспериментами в школе, такими, как нередко проводятся за рубежом».

У ребят должно быть ясное понимание того, что все они имеют равные возможности, а их идеи и умения востребованы в России.
Центры поддержки одаренных детей Путин призвал создавать на базе лучших вузов и школ, но «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип — каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов — это наша задача. В этом успех России».

В наш век стремительных и частых революционных реформ в системе получения знаний, системе, требующей кропотливого и взвешенного подхода, очень важно посмотреть на суть проблемы. Во всяком случае, ответить на вопрос «Какие ожидания заложены в современные проекты российского образования? Смогут ли выпускники нынешних вузов отвечать на вызовы времени, с которыми наша страна, отдельные регионы, общество, люди столкнутся уже сегодня?».

Вопросы сложные, но иной раз отдельные эпизоды из чужого опыта помогают нам найти правильные ориентиры.
В этой связи вспоминается один наш коллега, который рассказал о своем участии в отборе одаренных детей в одну из школ Японии. В одном из округов в большом спортзале школы будущих первоклассников разделили на десятки групп и дали им разные задания. Члены комиссии в течение нескольких часов наблюдали за играми, занятиями малышей. Естественно, наш коллега так же отмечал для себя, кого бы из ребят он рекомендовал в список одаренных первоклассников. Когда стали подводить итоги отбора, российский журналист с гордостью показал японской комиссии свой список. Он полагал, что он совпадет с выбором японцев. Однако все оказалось наоборот…

Наш товарищ отмечал наиболее активных ребятишек, лидеров, которые брали на себя «командование», были решительны и упрямы. А японские педагоги взяли на заметку не их, а тех малышей, которые лучшим образом помогали лидерам решить задание, поставленное перед их группой. Они показали талант, умение работать в команде ради достижения общей цели — по мнению специалистов из Японии, это и есть «одаренные дети».

Возможно этого, совсем немного, не хватает нам сегодня в России, когда мы разделяем наше образование на его «элитную» часть и «обычную». В былые времена успех стране приносили одиночки — выдающиеся ученые, общественные деятели, экономисты и инженеры. Сегодня, когда чертеж уникального изобретения оперативным образом становится действующей реальностью, эксплуатируемым механизмом, важно научить человека работать вместе с другими людьми. И это не столько дух корпорации, когда одна униформа и эмблема делает людей причастными к   известным достижениям. Это развитие тех талантов, которых в нас никто в школе не заметил, но они у нас всегда были.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще
Информационно-аналитический портал

Одаренные дети. Критерии определения

Пожалуй, одной из спорных тем современного образования, без иронии и скепсиса, является фактор одаренных детей. Нет сомнений, что такая часть юных граждан у нас существует, это очевидно. Всегда были малыши, опережавшие своих ровесников в тот или иной период жизни. Однако трудно избавиться от мысли, что многолетние попытки разделить российскую систему образования на «обычных» и «продвинутых» детей, сильно смахивают на коммерческий проект и менее всего на инвестиции в научный потенциал страны.

Как отмечают многочисленные исследователи и эксперты данной темы, сегодня на Северном Кавказе, в Москве или на Урале мы наблюдаем, что государство приводит среднее образование к единому стандарту. ЕГЭ для всех — это главный аргумент и показатель рассматриваемого процесса.
С другой стороны, в каждом регионе, СКФО не исключение, ставят задачу создания таких образовательных учреждений, которые могли бы гарантированно поставлять государству талантливых ученых, политиков, писателей и т. д.

Еще со времен Царскосельского лицея в нашей стране живет представление о том, что создание элитных учебных заведений способно создать так называемую  новую элиту. Напомним, в 1811 году «автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России — вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения». Если же вы в 2017 году спросите обычного интеллектуала, каких известных выпускников этого учебного заведения он помнит, подавляющее большинство вспомнит о А. С. Пушкине. Поэт в России больше чем поэт, он зачастую больше инженера, физика, химика и программиста…

При этом мало кого сегодня смущает, что процент выдающихся личностей — выпускников подобных престижных школ, лицеев и гимназий — ничем не отличается от времен, когда всюду было равное, скажем так, среднее образование.

Думаю, здесь нет надобности, подробно приводить примеры из жизни таких людей, как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи и многих других выдающихся личностей (это они в юные годы получали от школьных наставников печать бездарей и бесперспективных учеников) и рассказывать, кем они впоследствии стали.

Другая сторона сегодняшней реальности отражает естественный запрос государства на научные кадры, способные совершать открытия, создавать в нашей стране нечто похожее на успехи в сфере IT-технологий, электронного технического оборудования для различных сфер деятельности человека, одним словом, быть в авангарде современной научной мысли. Наличие таких людей позволит стране быть сильной, конкурентноспособной и богатой.

Сегодня не только в Москве, но и в каждом регионе России одаренных детей ассоциируют в основном со знанием математики, физики, химии, биологии, информатики. Современное сито экзаменов, собеседований, консультаций, тестов, которые приходится преодолевать ребенку и его целеустремленным родителям, ориентировано на подготовку «технаря» способного мыслить новаторски, оригинально.

Идея первым делом выявить талантливых детей, поместить их в лучшие условия и получить таким образом «нового Михаила Ломоносова, Стива Джобса или Лео Бакерию», всегда будет манить сферу образования. Она изначально подразумевает, что есть дети талантливые и не очень.

С большим интересом недавно узнал, что «выявлять одаренных детей позволит оборудование, закупленное на средства бюджета для социально-реабилитационного центра в Ставропольском крае. В краевом минтруда и соцзащиты сообщили, что программное обеспечение по психологическому диагностированию «эффектон студио» и проектную методику «хенд-тест» получил социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Изобильненском районе Ставропольского края.

Комплекс включает свыше полутора сотен методик, позволяющих, в частности, выявить среди детей одаренных. Среди других возможностей нового оборудования — развитие у детей познавательных функций, мышления и памяти».

А в Ингушетии во время приема граждан главой республики Юнус-Беком Евкуровым в Магасе, в частности, говорили о предложении строительства в республике многопрофильной гимназии для одаренных детей. По идее инициаторов проекта, «фактически эта гимназия будет единственным учреждением, имеющим право отбирать детей на конкурсной основе с уклонным изучением отдельных предметов. Оно даст возможность поступать нашим ребятам в престижные вузы страны. Это позволит повысить кадровый потенциал республики».

Приблизительно тот же подход к этой теме можно встретить и в остальных регионах СКФО, да и по всей стране. Методика определения одаренных детей плюс элитное учреждение для их развития и воспитания равно созданию армии умных национальных кадров.

Положительным и менее спорным вкладом в этот образовательный расклад сегодня, безусловно, можно признать недавнее обещание главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, что во всех школах появятся занятия по профессиональной ориентации будущих выпускников.

«Мы сейчас очень серьезно, я бы сказала, жестко рассматриваем вопрос профориентации наших школьников, это необходимо, и в ближайшее время это найдет свое решение, потому что это нужно делать», — сказала Васильева на Общероссийском родительском собрании.

Она также напомнила о важности уроков труда — предмет «Технология», на котором учеников и учениц учат слесарному делу и домоводству. По словам министра, это обучение важно и каждая школа вольна организовывать программы по этому предмету так, как считают необходимым руководство и родители.  

Другими словами, на Северном Кавказе и в каждом субъекте РФ мы возвращаем детей к условиям, когда они обретают навыки реального труда. Есть шанс, что такие дети, постепенно осваивая обычную профессию, затем пойдут в вуз и, зная теорию и практику, станут специалистами своего дела. Именно специалисты, профессионалы выдвигают из своих рядов первооткрывателей в науке и производстве.

Есть в этом плане хороший, продуманный документ, информация к действию. Это Послание Президента РФ Федеральному собранию. Владимир Путин в нем много внимания уделил системе образования, сказал и об одаренных детях.

Путин напомнил о том, что «давать знание и воспитывать нравственного человека — это основные задачи образования». Он призвал сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. По мнению российского лидера, школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и решать их. Вместе с тем, «новации — это, конечно, хорошо, однако надо быть аккуратными с экспериментами в школе, такими, как нередко проводятся за рубежом».

У ребят должно быть ясное понимание того, что все они имеют равные возможности, а их идеи и умения востребованы в России.
Центры поддержки одаренных детей Путин призвал создавать на базе лучших вузов и школ, но «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип — каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов — это наша задача. В этом успех России».

В наш век стремительных и частых революционных реформ в системе получения знаний, системе, требующей кропотливого и взвешенного подхода, очень важно посмотреть на суть проблемы. Во всяком случае, ответить на вопрос «Какие ожидания заложены в современные проекты российского образования? Смогут ли выпускники нынешних вузов отвечать на вызовы времени, с которыми наша страна, отдельные регионы, общество, люди столкнутся уже сегодня?».

Вопросы сложные, но иной раз отдельные эпизоды из чужого опыта помогают нам найти правильные ориентиры.
В этой связи вспоминается один наш коллега, который рассказал о своем участии в отборе одаренных детей в одну из школ Японии. В одном из округов в большом спортзале школы будущих первоклассников разделили на десятки групп и дали им разные задания. Члены комиссии в течение нескольких часов наблюдали за играми, занятиями малышей. Естественно, наш коллега так же отмечал для себя, кого бы из ребят он рекомендовал в список одаренных первоклассников. Когда стали подводить итоги отбора, российский журналист с гордостью показал японской комиссии свой список. Он полагал, что он совпадет с выбором японцев. Однако все оказалось наоборот…

Наш товарищ отмечал наиболее активных ребятишек, лидеров, которые брали на себя «командование», были решительны и упрямы. А японские педагоги взяли на заметку не их, а тех малышей, которые лучшим образом помогали лидерам решить задание, поставленное перед их группой. Они показали талант, умение работать в команде ради достижения общей цели — по мнению специалистов из Японии, это и есть «одаренные дети».

Возможно этого, совсем немного, не хватает нам сегодня в России, когда мы разделяем наше образование на его «элитную» часть и «обычную». В былые времена успех стране приносили одиночки — выдающиеся ученые, общественные деятели, экономисты и инженеры. Сегодня, когда чертеж уникального изобретения оперативным образом становится действующей реальностью, эксплуатируемым механизмом, важно научить человека работать вместе с другими людьми. И это не столько дух корпорации, когда одна униформа и эмблема делает людей причастными к   известным достижениям. Это развитие тех талантов, которых в нас никто в школе не заметил, но они у нас всегда были.

Поделиться

Реклама

Одаренные дети. Критерии определения

Пожалуй, одной из спорных тем современного образования, без иронии и скепсиса, является фактор одаренных детей. Нет сомнений, что такая часть юных граждан у нас существует, это очевидно. Всегда были малыши, опережавшие своих ровесников в тот или иной период жизни. Однако трудно избавиться от мысли, что многолетние попытки разделить российскую систему образования на «обычных» и «продвинутых» детей, сильно смахивают на коммерческий проект и менее всего на инвестиции в научный потенциал страны.

Как отмечают многочисленные исследователи и эксперты данной темы, сегодня на Северном Кавказе, в Москве или на Урале мы наблюдаем, что государство приводит среднее образование к единому стандарту. ЕГЭ для всех — это главный аргумент и показатель рассматриваемого процесса.
С другой стороны, в каждом регионе, СКФО не исключение, ставят задачу создания таких образовательных учреждений, которые могли бы гарантированно поставлять государству талантливых ученых, политиков, писателей и т. д.

Еще со времен Царскосельского лицея в нашей стране живет представление о том, что создание элитных учебных заведений способно создать так называемую  новую элиту. Напомним, в 1811 году «автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России — вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения». Если же вы в 2017 году спросите обычного интеллектуала, каких известных выпускников этого учебного заведения он помнит, подавляющее большинство вспомнит о А. С. Пушкине. Поэт в России больше чем поэт, он зачастую больше инженера, физика, химика и программиста…

При этом мало кого сегодня смущает, что процент выдающихся личностей — выпускников подобных престижных школ, лицеев и гимназий — ничем не отличается от времен, когда всюду было равное, скажем так, среднее образование.

Думаю, здесь нет надобности, подробно приводить примеры из жизни таких людей, как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи и многих других выдающихся личностей (это они в юные годы получали от школьных наставников печать бездарей и бесперспективных учеников) и рассказывать, кем они впоследствии стали.

Другая сторона сегодняшней реальности отражает естественный запрос государства на научные кадры, способные совершать открытия, создавать в нашей стране нечто похожее на успехи в сфере IT-технологий, электронного технического оборудования для различных сфер деятельности человека, одним словом, быть в авангарде современной научной мысли. Наличие таких людей позволит стране быть сильной, конкурентноспособной и богатой.

Сегодня не только в Москве, но и в каждом регионе России одаренных детей ассоциируют в основном со знанием математики, физики, химии, биологии, информатики. Современное сито экзаменов, собеседований, консультаций, тестов, которые приходится преодолевать ребенку и его целеустремленным родителям, ориентировано на подготовку «технаря» способного мыслить новаторски, оригинально.

Идея первым делом выявить талантливых детей, поместить их в лучшие условия и получить таким образом «нового Михаила Ломоносова, Стива Джобса или Лео Бакерию», всегда будет манить сферу образования. Она изначально подразумевает, что есть дети талантливые и не очень.

С большим интересом недавно узнал, что «выявлять одаренных детей позволит оборудование, закупленное на средства бюджета для социально-реабилитационного центра в Ставропольском крае. В краевом минтруда и соцзащиты сообщили, что программное обеспечение по психологическому диагностированию «эффектон студио» и проектную методику «хенд-тест» получил социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Изобильненском районе Ставропольского края.

Комплекс включает свыше полутора сотен методик, позволяющих, в частности, выявить среди детей одаренных. Среди других возможностей нового оборудования — развитие у детей познавательных функций, мышления и памяти».

А в Ингушетии во время приема граждан главой республики Юнус-Беком Евкуровым в Магасе, в частности, говорили о предложении строительства в республике многопрофильной гимназии для одаренных детей. По идее инициаторов проекта, «фактически эта гимназия будет единственным учреждением, имеющим право отбирать детей на конкурсной основе с уклонным изучением отдельных предметов. Оно даст возможность поступать нашим ребятам в престижные вузы страны. Это позволит повысить кадровый потенциал республики».

Приблизительно тот же подход к этой теме можно встретить и в остальных регионах СКФО, да и по всей стране. Методика определения одаренных детей плюс элитное учреждение для их развития и воспитания равно созданию армии умных национальных кадров.

Положительным и менее спорным вкладом в этот образовательный расклад сегодня, безусловно, можно признать недавнее обещание главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, что во всех школах появятся занятия по профессиональной ориентации будущих выпускников.

«Мы сейчас очень серьезно, я бы сказала, жестко рассматриваем вопрос профориентации наших школьников, это необходимо, и в ближайшее время это найдет свое решение, потому что это нужно делать», — сказала Васильева на Общероссийском родительском собрании.

Она также напомнила о важности уроков труда — предмет «Технология», на котором учеников и учениц учат слесарному делу и домоводству. По словам министра, это обучение важно и каждая школа вольна организовывать программы по этому предмету так, как считают необходимым руководство и родители.  

Другими словами, на Северном Кавказе и в каждом субъекте РФ мы возвращаем детей к условиям, когда они обретают навыки реального труда. Есть шанс, что такие дети, постепенно осваивая обычную профессию, затем пойдут в вуз и, зная теорию и практику, станут специалистами своего дела. Именно специалисты, профессионалы выдвигают из своих рядов первооткрывателей в науке и производстве.

Есть в этом плане хороший, продуманный документ, информация к действию. Это Послание Президента РФ Федеральному собранию. Владимир Путин в нем много внимания уделил системе образования, сказал и об одаренных детях.

Путин напомнил о том, что «давать знание и воспитывать нравственного человека — это основные задачи образования». Он призвал сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. По мнению российского лидера, школьники должны нестандартно мыслить, уметь ставить задачи и решать их. Вместе с тем, «новации — это, конечно, хорошо, однако надо быть аккуратными с экспериментами в школе, такими, как нередко проводятся за рубежом».

У ребят должно быть ясное понимание того, что все они имеют равные возможности, а их идеи и умения востребованы в России.
Центры поддержки одаренных детей Путин призвал создавать на базе лучших вузов и школ, но «в основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип — каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов — это наша задача. В этом успех России».

В наш век стремительных и частых революционных реформ в системе получения знаний, системе, требующей кропотливого и взвешенного подхода, очень важно посмотреть на суть проблемы. Во всяком случае, ответить на вопрос «Какие ожидания заложены в современные проекты российского образования? Смогут ли выпускники нынешних вузов отвечать на вызовы времени, с которыми наша страна, отдельные регионы, общество, люди столкнутся уже сегодня?».

Вопросы сложные, но иной раз отдельные эпизоды из чужого опыта помогают нам найти правильные ориентиры.
В этой связи вспоминается один наш коллега, который рассказал о своем участии в отборе одаренных детей в одну из школ Японии. В одном из округов в большом спортзале школы будущих первоклассников разделили на десятки групп и дали им разные задания. Члены комиссии в течение нескольких часов наблюдали за играми, занятиями малышей. Естественно, наш коллега так же отмечал для себя, кого бы из ребят он рекомендовал в список одаренных первоклассников. Когда стали подводить итоги отбора, российский журналист с гордостью показал японской комиссии свой список. Он полагал, что он совпадет с выбором японцев. Однако все оказалось наоборот…

Наш товарищ отмечал наиболее активных ребятишек, лидеров, которые брали на себя «командование», были решительны и упрямы. А японские педагоги взяли на заметку не их, а тех малышей, которые лучшим образом помогали лидерам решить задание, поставленное перед их группой. Они показали талант, умение работать в команде ради достижения общей цели — по мнению специалистов из Японии, это и есть «одаренные дети».

Возможно этого, совсем немного, не хватает нам сегодня в России, когда мы разделяем наше образование на его «элитную» часть и «обычную». В былые времена успех стране приносили одиночки — выдающиеся ученые, общественные деятели, экономисты и инженеры. Сегодня, когда чертеж уникального изобретения оперативным образом становится действующей реальностью, эксплуатируемым механизмом, важно научить человека работать вместе с другими людьми. И это не столько дух корпорации, когда одна униформа и эмблема делает людей причастными к   известным достижениям. Это развитие тех талантов, которых в нас никто в школе не заметил, но они у нас всегда были.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще