Северный Кавказ: 17 лет окружного формата

17.05.2017

На минувшей неделе исполнилось 17 лет с того дня, как в России были созданы федеральные округа и полномочные представительства в этих округах. Важнейший этап формирования современной модели вертикали власти датирован днём 13 мая 2000 года, когда глава государства Владимир Путин подписал Указ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Всего на момент учреждения были созданы семь федеральных округов.

Значимый факт: эта модель за 17 лет количественно менялась трижды, и все изменения касались Северного Кавказа и Юга России. Напомним, в 2010 году из Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ. Тем самым число федеральных округов было доведено до восьми. В 2014 году создан ещё один округ - Крымский, который через два года, в 2016 году, был присоединен к Южному.

Таким образом, на сегодняшний день окружная структура Российской Федерации включает в себя восемь административных формирований. Кроме уже отмеченных ЮФО и СКФО, это - Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ

Зачем были созданы федеральные округа? Ответ прост: для укрепления государственности. За минувшее десятилетие, предшествующее 2000 году, вертикаль исполнительной власти была существенно подорвана: распад Советского Союза, сепаратистские явления в ряде субъектов Федерации, обособленность и разнородность территорий создавали определённые сложности в управлении страной. На отрезке между федеральным центром и регионами в тот момент отсутствовала структура, которая являлась бы связующим звеном. Таким звеном в системе вертикали власти стали полномочные представители Президента Российской Федерации, роль которых состояла в контроле главы государства за выполнением поручений Президента РФ, в приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, в анализе развития регионов и других контролирующих функциях.

Введение такой структуры не было само по себе чем-то очень уж необычным: ранее в стране существовал институт полномочных представителей Президента в регионах России. Однако создание федеральных округов позволило усовершенствовать систему укрепления вертикали власти, сделать её более управляемой, если угодно – придать ей более ярко выраженную стратегическую составляющую, условно разделив страну на несколько крупных административных образований по территориальным, историческим, экономическим и другим важным признакам.

Таким образом, полномочный представитель Президента России в федеральном округе является ключевой фигурой, обеспечивающей надзорно-контрольные функции в процессе повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Это должностное лицо, которое, исходя из самого названия должности, в рамках своих полномочий представляет в пределах соответствующего федерального округа главу государства и обеспечивает реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации.

Как показало время, за 17 лет своего существования институт федеральных округов и полпредств, в целом, выполнил возложенные на него функции и в значительной мере оправдал ожидания.

 

ЮЖНЫЙ РАКУРС

Изначально созданный Южный федеральный округ (ЮФО) включал в себя 13 субъектов. Это Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области. Напомним, в 2010 году семь субъектов ЮФО были выделены в отдельный Северо-Кавказский федеральный округ (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край). А в 2016 году в состав ЮФО были включены Республика Крым и город федерального значения Севастополь, которые ранее (с 2014 года) образовывали отдельный Крымский федеральный округ.

Во всех существовавших (и существующих на сегодняшний день) округах были определены города, которые стали их административными центрами. ЮФО – Ростов-на-Дону, СКФО – Пятигорск, КФО (до 2016 года) – Симферополь. В этих городах размещаются резиденции полномочных представителей Президента России, их аппараты и управления федеральных ведомств.

Рассмотрим округа по персоналиям.

В ЮФО полпредами в разные годы были: Виктор Казанцев (с 18 мая 2000 по 9 марта 2004), Владимир Яковлев (c 9 марта 2004 по 13 сентября 2004), Дмитрий Козак (c 13 сентября 2004 по 24 сентября 2007), Григорий Рапота (с 9 октября 2007 по 7 мая 2008). В настоящее время, с 14 мая 2008 года, полномочным представителем Президента в ЮФО является Владимир Устинов.

В Северо-Кавказском федеральном округе первым полпредом был Александр Хлопонин (19 января 2010 - 12 мая 2014), который на текущий момент, оставаясь в должности вице-премьера Правительства России, продолжает курировать Северный Кавказ. Затем полномочным представителем Президента стал Сергей Меликов (12 мая 2014 - 28 июля 2016), ныне работающий первым заместителем директора Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками Национальной гвардии России.

С 28 июля 2016 года полпредом в СКФО является Герой России Олег Белавенцев, ранее занимавший пост полномочного представителя главы государства (21 марта 2014 - 28 июля 2016) в ныне упразднённом Крымском федеральном округе.

 

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ АКЦЕНТ

СКФО, который был образован семь с половиной лет назад путём выделения из состава Южного федерального округа, прошёл непростую историю своего существования. Чтобы понять, какие трудности пришлось преодолеть за этот период, следует вспомнить ситуацию, которая сложилась на Северном Кавказе к концу 90-х.

Истерзанные экономическим и политическим кризисом регионы не только были нестабильны в развитии, но и страдали от серьёзной террористической опасности. Недаром Кавказ называли «стреляющим»: буквально каждый месяц был отмечен экстремистской активностью, в которой пострадавшими оказывались не только представители силовых структур, но и гражданские лица.

За короткий срок удалось стабилизировать ситуацию и повернуть её от распада к развитию. Разумеется, для этого нужны были не только усилия правоохранительных органов, но и значительные финансовые вливания, определившие перспективы социально-экономического роста.

Национальные республики были объединены вокруг достаточно состоятельного экономически и относительно политически стабильного Ставропольского края. В округе начали действовать несколько федеральных целевых программ – как на уровне субъекта, так и в масштабах всего округа – которые дали свои позитивные плоды. Инвестиции, развитие промышленности, агропромышленного сектора, финансовой и экономической инфраструктуры – всё это дало свои плоды. Сегодня, оглянувшись на семилетний срок, пройденный СКФО, можно сказать, что округ прошёл экзамен на самостоятельность и состоятельность.

Темпы роста промышленного производства в отдельных субъектах превышают общефедеральные показатели. В настоящее время уже видны перспективы выведения дотационных регионов на уровень бездотационности и самоокупаемости.

Результаты работы правоохранительных органах в сфере обеспечения общественной безопасности приближают северокавказские регионы к самым стабильным и декриминализованным территориям страны. Это, вкупе с развитием инфраструктуры, позволяет развивать такие сферы, как туризм, в том числе и международный, – в его спортивно-оздоровительном, лечебном, культурно-этнографическом, пляжном и других направлениях. 

Развивается гражданское общество, ведётся объёмная работа в области культуры, воспитания молодёжи, спорта, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, что обеспечивает стабильность внутриполитической обстановки.

И очень важно, что Северный Кавказ уже начинает забывать, что такое межнациональные конфликты, превращаясь из отрицательного в позитивный пример для многих других территорий России.

 

ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ

В какую сторону будет развиваться совершенствование российской государственности в ближайшем обозримом будущем – можно только предполагать. Но сослагательное наклонение – это инструмент для теоретических изысканий. Что же касается практического, конкретизированного взгляда на нынешнюю роль федеральных округов и полномочных представительств в них, то можно с уверенностью констатировать: их активное существование создало основу не только для стабильности в стране и укрепления вертикали власти, но и весомую основу для дальнейшего развития.

Получив достаточную самостоятельность и свободу действий, регионы всегда чувствовали контроль со стороны государства со стороны полпредов, соизмеряя свои действия с общей политикой государства в различных сферах.

Полпредства также смогли скоординировать освоение значительных материальных средств в рамках различных целевых программ, обеспечивая целесообразность, прозрачность и эффективность финансовых затрат.

Полномочные представители Президента России, в том числе и на Северном Кавказе, всегда «держали руку на пульсе», отслеживая самые острые проблемы, «узкие места» и «болевые точки», предпринимая необходимые усилия для их разрешения.

Схема оказалась жизнеспособной. И остаётся таковой на сегодняшний день. Что будет дальше – определится не только внутренней стратегией российской государственной политики, но и внешнеполитическими, а также глобальными экономическими факторами. Однако промежуточный вывод сделать уже можно: 17 лет окружного формата в России принесли свои положительные плоды.