Наталья Гребенькова
Автор

Василий Поляков: «Солнечный квадрат» — альтернатива черному…

Наталья Гребенькова
Автор
02.02.2017

На днях в Москве открылась персональная выставка работ известного ставропольского художника, жителя города Ставрополя, казака Терского войска Василия Полякова. До конца февраля картины нашего земляка будут украшать выставочный зал Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Василий Сергеевич широко известен в России и мире, имеет престижные награды, а его полотна находятся в музеях нашей страны, в частных коллекциях и национальных галереях Южной Кореи, Франции, Германии, Бангладеша, Португалии, Бельгии, Дании, Австрии, Египта, Уругвая, США, ЮАР, Англии, Люксембурга. Член Международного художественного фонда, организатор и участник множества выставок, Поляков — большой патриот города Ставрополя. Град Креста с его историей, архитектурой и славными жителями служит для мастера нескончаемым источником вдохновения.

Вернисаж — всегда большое событие не только для самого художника, но и для ценителей его творчества.

- Василий Сергеевич, кто стал организатором Вашей выставки в столице?

- Это Академия повышения квалификации, где проходит вернисаж, литературно-художественный журнал «Веси» и Международное объединение художников «Солнечный квадрат», в которое я вхожу с середины 1990-х годов. Концепция этого объединения — представлять художников в течение года, выставки расписаны на целый год. Президент «Солнечного квадрата» — Сергей Радюк — замечательный художник, настоящий лидер, на котором все держится. Хотя наша организация международная, она не очень многочисленная, костяком ее всегда было 22 человека: белорусские и российские художники, в том числе из Ставрополя, Краснодара и других городов. Ставрополь сегодня представляют Сергей Паршин, Евгений Кузнецов, Ольга Полякова-Бутырская.

 

- А как вы стали участником этого «солнечного» объединения?

- В 1995 году меня пригласили на пленэр в Переяславле-Залесском. Раньше, в советское время, творческие пленэры были большими, привлекавшими к участию целые молодежные потоки. Там знакомились между собой художники, обменивались опытом. Когда Советский Союз прекратил свое существование, то все это тоже закончилось. И художники стали ездить за свой счет сами, продолжая традиции мастеров. Позже объединение было юридически зарегистрировано, я присутствовал на учредительном собрании. Хотя, к тому моменту уже было на слуху название, шла полноценная творческая деятельность. Мы участвовали в международных выставках, которые организовывал «Солнечный квадрат». Помню свою поездку в Каир в 1997 году, мы возили туда выставку вместе с художником Андреем Бубенцовым. После этого было много персональных вернисажей в России и за рубежом.

 

- Московская выставка, которая проходит сейчас, — это некий этап для вас, как для художника?

- Можно сказать, что это наш общий этап. Выставки художников «Солнечного квадрата» приурочены к юбилейной дате — 20-летию пленэров, на которые мы каждый год собирались в деревне Владимировка, в имении родного дяди поэта Игоря Северянина. Это Литературный музей, часть большого музейного комплекса в г. Череповце. Прекрасное место: старинная усадьба, просторные комнаты, веранды… Природа вокруг — слияние двух рек Суда и Кемза, хвойный лес. Представьте, целый месяц там живут художники. Оттуда мы всегда выезжали в Великий Устюг, смотрели храмы, музеи, посещали Рыбинск, где некогда был затоплен монастырь, от которого остался только остров… Мимо такого не проедешь, там атмосфера, способствующая творчеству. Для меня и моего становления как художника это был своеобразный университет. Ведь я был молодым, начинающим, и как хорошо, что я мог советоваться с опытными мастерами, именитыми художниками.

- Какие картины представляют вас на московской выставке? Работы разных лет?

- Всего там находится 39 картин. Я старался выхватить темы не столько, чтобы показать полную ретроспекцию творчества, а период, связанный с «Солнечным квадратом», и несколько свежих работ.

 

- Вошли ли в эту выставку картины, представляющие город Ставрополь, и такие знаковые темы в вашем творчестве, как образ героини Первой мировой войны Риммы Ивановой, казачество?

- Да, это картина под названием «Возвращение», где казаки идут навстречу нам, зрителям, с образом государя-мученика Николая II. Работы «Пикет» и «Вдоль Кубани», картины «Сестра Вера» и «Сестра Надежда» — сестры милосердия Первой мировой войны. И портрет Риммы Михайловны Ивановой из серии «Лики святого города», где она изображена на фоне ее дома № 134 в Ставрополе, на улице Дзержинского.

- Когда вы общаетесь с коллегами-художниками, которые по своей тематике далеки от православия и казачества, вы себя как-то позиционируете как казак?

- Это все происходит само собой, специально я ничего не делаю. Какие-то элементы моей одежды об этом говорят, да и мои монархические взгляды известны. Основой моего творчества являются ценности русского народа, наша государственность, и мою позицию уважают. Среди художников, кстати, немало тех, кто отдает дань уважения казачьей тематике. В ней работал ныне покойный художник Константин Персидский, царствие ему небесное. Он был какое-то время президентом объединения «Солнечный квадрат». Также это наши земляки — Петр Охрименко, Геннадий Ткаченко, Александр Горбиков и другие.

 

- Кому, а может быть, чему вы хотели бы выразить благодарность за творчество и успех?

- Мне очень близки слова Николая Александровича Бердяева: «Моя свобода и мое творчество есть мое послушание сокровенной воле Божией». Конечно, за все я благодарен прежде всего Богу. Благодарен «Солнечному квадрату» и всем его членам, потому что это мои друзья. Может быть, у нас где-то разные взгляды, но основной критерий — человечность. Каждый из нас «проверялся» на пленэрах, было видно, как люди себя проявляют. До сих пор мы придерживаемся общего видения, что искусство должно быть с положительным, а не отрицательным вектором. Каждый автор может быть по-своему индивидуален, но его деятельность в области изобразительного искусства должна быть благотворной для общества и отечественной культуры. К нам на выставках иногда присоединялись художники, проповедовавшие некую агрессию и… это была плохая практика. Наверное, поэтому и наше самоназвание «Солнечный квадрат» — альтернатива черному…

 

Фото автора и из личного архива В. С. Полякова.