Анастасия Степанова
Автор

Инвестиции в СКФО: разбор заводов

Анастасия Степанова
Автор
11.08.2015

Северный Кавказ получит 150 млрд. рублей на создание крупных производств.

В округе уже определили 30 якорных инвестпроектов-гигантов.

Эксперты считают планы разумными, но советуют припасти «кусок пирога» для малого и среднего бизнеса.

В регионах Северо-Кавказского федерального округа определили 30 якорных инвестпроектов в сфере промышленности, на которые направят 150 млрд. рублей из федерального бюджета в сроки с 2016 по 2020 гг. Деньги получат производства, которые помогут решить вопрос импортозамещения в России. Большинство компаний уже работают, а средства нужны для новых видов производства или расширения бизнеса.

Все проекты, отобранные Минпромторгом РФ, обещают новые рабочие места. Сейчас в СКФО самый высокий уровень безработицы в России — 10,7%, по данным Росстата на начало 2015 г. В Карачаево-Черкесии не могут найти работу 14% трудоспособных жителей, а в Ставропольском крае — 6,2%. Для сравнения: уровень безработицы в ЮФО и на Дальнем Востоке — 6,3%, в Центральном федеральном округе — 3,2%.

Власти регионов СКФО надеются, что строительство и расширение крупных заводов поможет остановить отток экономически активного населения. По итогам 2013 г. (самые актуальные открытые данные) сальдо миграции в Дагестане  — минус 21,5 тыс. человек, в Кабардино-Балкарии — минус 6,2 тыс. человек, Чечне — минус 4,7 тыс. человек.

В списке приоритетных инвестпроектов СКФО: семь производств в сфере металлургии, тяжелого машиностроения и инструментальной промышленности, шесть — в сфере машиностроения, пять — в химико-технологической отрасли, три — в сфере радиоэлектроники, три — в фармацевтической и медицинской промышленности, три — в легкой промышленности, два — в строительной промышленности и один проект в судостроении.  «Кавказ Сегодня» рассказывает о некоторых заметных инвестпроектах СКФО.

Химический завод в Буденновске

ОАО «ЛУКОЙЛ» (Группа «ЛУКОЙЛ-Нефтехим) уже запустило производственную площадку ООО «Ставрополен» в Буденновске. Сейчас реализовывает второй этап нефтехимического комплекса — строительство газохимического завода по выпуску полиэтилена и полипропилена.

Сроки реализации: 2010-2020 гг. К 2021 г. компания планирует выйти на мощность 600 тыс. тонн современных марок полиэтилена и 200 тыс. тонн полипропилена в год. Как сообщает компания, в качестве сырья будет использоваться газ, который добывает «ЛУКОЙЛ» на месторождениях в Северном Каспии.

Инвестор создаст собственный энергоцентр — тепловую электростанцию на базе парогазовой установки. Энергоцентр обеспечит потребности комплекса в электричестве и тепле, а также позволит поставлять мощности другим потребителям в регионе.

Судостроительный завод в Дагестане

АО «Алмар Каспиан» зарегистрировано в Махачкале в 2012 г., но инициаторы — турецкие промышленники. Формальное название проекта: «Организация судоремонтного и судостроительного производства и изготовление строительных металлических конструкций». Производство расположится в Дагестане.

Подробности и объем инвестиций пока неизвестны, но в течение нескольких лет власти РФ заявляют о планах по восстановлению судостроительства. Сейчас в стране работает несколько госпрограмм по поддержке отрасли.

Смысл в таком производстве есть. Растущий рынок — гражданское судостроительство. По данным DISCOVERY Research Group, в 2011 г. российские компании выпустили 47-53 гражданских судов, в 2012 г. (самый благоприятный год после кризиса 2008-2009 гг. — Прим. «Кавказ Сегодня») — 71-87 судов, в 2013 и 2014 г. — более 90 судов. Большинство судов продаются за рубежом, общий оборот продаж здесь может доходить до 1 млрд. долларов. Сегодня мировые лидеры в судостроительстве — Китай, Южная Корея и Япония.

Фармзавод в Ставрополе

В Ставрополе планируется создание фармацевтического кластера и завода по производству лекарств по международному стандарту GMP. Эти проекты получили статус приоритетных еще в 2013 г. Строительством фармзавода занимается ООО «Фирма Вита», а за кластер отвечает «Научно-производственный концерн «ЭСКОМ» (концерн основан в 1998 г.). Создание фармкластера может обойтись в 5,1 млрд. рублей, завода — более 8 млрд. рублей.

В успешности работы российских фармзаводов нет сомнений. Объем рынка лекарств в России — 1,14 трлн. рублей, 76% забирают импортные препараты. Доля лекарств в натуральном выражении (в объеме) — 45%.

Сложности в создании фармпроизводства в Ставропольском крае ждут бизнесменов: в СКФО не хватает узкоспециализированных квалифицированных кадров, возможно, инженеров и фармацевтов придется завозить из других регионов.

Кавказский автокластер

Крупный приоритетный проект — автомобильный производственный кластер, который объединит три региона СКФО — Ставропольский край, Карачаево-Черкесию, Чечню. Власти округа хотят получить статус особой экономической зоны (что означает налоговые послабления и льготы) «Черкесск-Аргун-Ставрополь» для реализации этого проекта.

Производство легковых авто в этом кластере достигнет 200 тыс. машин в год при выходе на полную мощность — к 2022 г. Это большой объем, для сравнения — «АвтоВАЗ» выпустил в прошлом году 511894 автомобиля, по данным пресс-службы компании.

Первая очередь автокластера в СКФО даст 100 тыс. автомобилей, а сроки первого выпуска не называются. Предприятие сможет выпускать авто популярных китайских брендов, локализация автопроизводства составит 50%. В кластере планируется трудоустройство 2 тыс. человек.

Также компания «Чеченавто» планирует расширить производство до 80 тыс. автомобилей в год. На предприятии собираются некоторые модели Lada для «АвтоВАЗа». Средства нужны автозаводу на оборудование нескольких цехов.

Дагестанские фургоны

Малогабаритные коммерческие автомобили до одной тонны обещает произвести с господдержкой махачкалинский завод — АО «Авиаагрегат». Предприятие основано  в 1971 г. как машиностроительный завод по производству аэродромного оборудования и изделий оборонной промышленности. С 1994 г. производит комплектующие изделия и узлы для легковых автомобилей ОАО «АвтоВАЗ». Автозавод желает выйти на мощность в 30 тыс. автомобилей в год уже в 2016 г.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в России показал спад на 36,4% в первом полугодии 2015 г., по данным АЕБ. Всего в стране за это время продали 782 тыс. автомобилей. Спад продаж иномарок в среднем сегменте достигает 40-50%, российские машины тоже просели, но меньше. «АвтоВАЗ», который производит коммерческий легковой автомобиль Lada Largus, потерял 25% от прежних объемов продаж (в сравнении с аналогичным периодом 2014 г.) в июле.

Стройматериалы из Ингушетии

Известный приоритетный инвестпроект в сфере строительства находится в Ингушетии. Компания ООО «Ин Ариа» (уже работает в республике) планирует создать кластер по выпуску энергоэффективных строительных материалов: газосиликатной продукции, сухих строительных смесей, теплоизоляционных энергоэффективных материалов, инертных материалов и извести, пеностекла.

В прошлом году объемы жилищного строительства увеличились на 15% в СКФО, но уже в декабре 2014 г. — январе 2015 г. стало понятно, что многие планы по созданию предприятия на рынке строительства и недвижимости стоит пересмотреть. Ипотека в России просела более чем на 40% из-за выросших кредитных ставок. Квартиры тоже потеряли спрос на 30-50%, по разным оценкам и в разных регионах РФ. Строительные материалы востребованы на создании объектов с госучастием. Например, сейчас растет рынок стройматериалов в Крыму.

Мнение:

Александр Панин, гендиректор консалтинговой компании «ФОК-ГИС», старший научный сотрудник МГУ им. Ломоносова: «Озвученные инвестиционные проекты давно известны и в целом хорошо проработаны.  Все проекты масштабные, а значит, рискованные. Зависят от кредитов и конкретных инвесторов. Малый и средний бизнес по-прежнему не задействован и сокращается. Заводы-гиганты не смогут решить задачи более-менее равномерного развития территории СКФО, а упаковывать в проекты небольшие производства вряд ли будут. Даже если их и создадут, то это приведет к существенным территориальным диспропорциям в регионе.

Рассуждать позитивно об успехе инвестпроектов в условиях спада экономики, роста доллара, санкций всех мастей и ужесточившейся борьбы региональных элит очень сложно. Сейчас наряду с планами о развитии в прямом смысле загибаются еще недавно открытые и шумно пропиаренные инвестпроекты. Так, на Западе Ставрополья несколько недель назад остановлены крупнейшие стеклотарные заводы. Без работы оказались более тысячи человек».

Геннадий Леонов, глава НП «Ставропольское агентство по инвестициям, поддержке малого и среднего бизнеса»: «Я верю в то, что все якорные проекты смогут реализовать при условии своевременного и реального финансирования. Предприятия-гиганты смогут решить проблему оттока населения. Что касается кадрового вопроса… На Северном Кавказе еще в СССР были созданы мощные заводы, где работали сильные инженеры. Например, «Сигнал», «Изумруд» на Ставрополье. Сейчас учредители заводов столкнутся с кадровой проблемой: специалистов придется обучать. Возможно, привозить из регионов с хорошей научной базой, предоставляя здесь жилье и соцпакет.

Власти СКФО должны задуматься о создании инфраструктуры для малого и среднего бизнеса на базе этих якорных проектов. Например, предприниматели могут участвовать в сбыте выпускаемой продукции».

Некоторые проекты задуманы на спаде рынков: например, автокластер, комбинат по производству стройматериалов, но к моменту сдачи предприятий в эксплуатацию все может поменяться. Российские  автозаводы смогут предложить цены дешевле, чем даже корейские автозаводы. Если наше производство будет инновационным, проще говоря, если промышленники дадут качественный товар, то такие заводы станут успешными».

Коротко: Всего в СКФО субсидируется 658 инвестпроектов. Выделены 30 якорных инвестпроектов в сфере промышленности и 39 проектов в сегменте агробизнеса. В 2014 г. в экономику Северного Кавказа привлечено 516,9 млрд. рублей. Рост по итогам прошлого года — 9,1%, по данным Ставропольстата.

Программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» в период 2012-2025 гг. подразумевает финансирование — 2,5 трлн. рублей за весь период.