В последний весенний день текущего года, 31 мая, в столице Дагестана Махачкале под руководством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Олега Белавенцева прошло рабочее совещание, на котором были рассмотрены вопросы реализации указов и поручений главы государства. В частности, в качестве одной из главных тем был поднят вопрос переселения граждан из аварийного жилья. Полпред Президента России в СКФО жестко потребовал своевременно завершить эту программу на территории Дагестана. Впрочем, это требование касается и некоторых других регионов.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Под реализацией поручений Президента России в сфере переселения граждан из аварийного жилья подразумевается Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В соответствии с этим Указом (пункт «е») Правительству Российской Федерации было поручено до марта 2013 года разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
Что и было сделано: Распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 года № 1743-р был утвержден Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.
В период 2013-2017 годов активно реализовывались региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. В том числе, на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, в указанный период времени всем субъектам СКФО в совокупности необходимо ликвидировать 380,5 тыс. кв. метров аварийного жилья и переселить из него 28,4 тыс. человек. Всего же на текущий момент с 2014 года ликвидировано 309 тыс. кв. метров аварийного жилья, что составляет 81,2% от запланированного. Переселено свыше 22,1 тыс. человек. Это 77,8% от требуемых показателей.
Дедлайн известен – 1 сентября текущего года. Успеем?
Рассмотрим исполнение реализации по конкретным субъектам.
Три региона Северного Кавказа справились с задачей полностью и досрочно. Это Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Чечня, где программа ликвидации была реализована на 100%. Точно так же стопроцентно здесь было выполнено переселение граждан из ликвидируемого жилья. При этом Ингушетия стала в данной работе федеральным лидером, завершив программу в срок до 31 декабря 2015 года. Остальные две республики, справившиеся с заданием, успели до 31 декабря 2016 года.
Тут вопросов нет, поэтому сразу перейдём к другим территориям.
В Дагестане на текущий момент ликвидировано 72% от определенной к ликвидации площади аварийного жилья. Охвачено 68,4% граждан, подлежащих переселению.
В Кабардино-Балкарии ситуация получше. Это 90,4% ликвидированного аварийного жилья, переселено 84,5% граждан, подлежащих переселению.
Северная Осетия – Алания. Здесь ликвидировано 75,9% площади аварийного жилья. Переселенных граждан – 77,8% от запланированного.
И, наконец, Ставропольский край, где показатели следующие: 70,2% от определенной к ликвидации площади аварийного жилья и, соответственно, переселено 74,4% от подлежащих переселению граждан.
Теперь оценим эти цифры. Хороши они или плачевны? Для трех регионов, досрочно реализовавших программу, – безусловно хороши. А для других… Оценивать пока рано, поскольку в каждом из регионов есть своя специфика и свои объективные причины такого хода реализации программы переселения. Поэтому будем пока считать приведенные показатели просто фиксацией текущего момента.
Цыплят, как известно, по осени считают. До осени, то есть, до 1 сентября, у отстающих регионов есть еще время. Не так уж много, но есть. Тогда и будем давать оценку предпринятым региональными властями усилиям в данном направлении.
НЕ СМЕШИВАТЬ ВЕТХОСТЬ С ИСТОРИЕЙ
Но есть некоторые нюансы в реализации программы переселения. Рассмотрим их на примере Дагестана, где полпредом были подняты эти вопросы в рамках рабочей поездки в республику.
Как подчеркнул в ходе прошедшего 31 мая в Махачкале совещания Олег Белавенцев, реализации положений региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья он хотел бы уделить особое внимание. В рамках реализации программы в республике необходимо было за период с 2013 по 2017 годы расселить 255 аварийных многоквартирных домов, в которых проживало 3 268 семей.
На указанные цели направлено более 4,5 млрд рублей, в том числе около 2,6 млрд рублей из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также около 1,9 млрд рублей из средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований Дагестана.
По состоянию на 1 января текущего года завершена реализация трех этапов переселения – расселено 187 аварийных домов, жилые помещения представлены 2281 семье.
В рамках реализации четвертого этапа программы переселения до 1 сентября 2017 года в республике необходимо расселить 68 аварийных домов, в которых проживают 987 семей, из них только в городе Дербенте необходимо переселить из 27 аварийных домов 502 семьи (1669 человек), что составляет 57% от общей площади, подлежащей расселению по всему региону.
Как проинформировал коллег на заседании в Махачкале полпред, по имеющейся информации, сейчас в Дербенте сформированы 14 строительных площадок на месте расселяемого аварийного фонда, 9 из которых расположены в охранных зонах и попадают под действие Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Олег Белавенцев отметил, что в ходе ознакомительной поездки по Дербенту указанные строительные площадки были посещены. Строительство домов уже начато и находится в разной степени готовности, однако ни на одной площадке не проведена историко-культурная экспертиза, необходимая при рассмотрении вопроса о выдачи разрешения на строительство в охранной зоне. Что это значит?
По мнению полномочного представителя Президента России, несвоевременное внесение подобных объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия приводит к необратимым последствиям. Олег Белавенцев, в этой связи, привел конкретный пример.
Так, в Дербенте, в нарушение законодательства на одной из строительных площадок в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в текущем году был снесен объект культурного наследия – Дом аптекаря Шварц-Брускина, построенный в 1911 году. Указанный объект был выявлен как обладающий признаками культурного наследия еще в 2012 году, однако в единый государственный реестр объектов культурного наследия внесен не был. И это, по мнению полпреда, указывает на формальный подход к своим обязанностям сотрудников органов культуры, послуживший основанием беспрепятственного сноса указанного объекта.
Если продолжить рассматривать «исторический аспект» в рамках этой темы, то можно вспомнить не только Дагестан, буквально «напичканный» историческими зданиями, в которых до сих пор проживают люди. Сходная ситуация – в Кисловодске, на Ставрополье. И здесь, как говорится, нужно семь раз отмерить, прежде чем сносить какие-то здания.
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
Нужны ли темпы реализации программы любой ценой? Нет, не нужны. Как и недопустимо выполнять указанную программу в ущерб насущным интересам граждан, которым взамен ликвидируемого жилья порою предлагаются квартиры с «особенностями» - либо в районах с неподготовленной инфраструктурой, либо неравноценное жилье, либо совсем уж «на отшибе», либо еще с какими-то нюансами. И каждый такой случай должен рассматриваться отдельно.
Впрочем, имеются случаи и обратного порядка, когда у граждан возникает вполне объяснимое житейское желание «остаться в наваре». Желание-то объяснимое, а вот спекуляции на этой теме неуместны. Нагнетание протестной активности в таких случаях совершенно недопустимо, и должно пресекаться всеми законными способами.
Порядок предоставления новой жилплощади взамен ликвидируемого строго определен действующим законодательством, его и необходимо придерживаться. Если человек «просто не хочет» переселяться – то это его проблемы. Программа ликвидации аварийного жилья имеет законодательную силу, соответственно – должна быть исполнена в полном объеме. Но, повторимся, не любой ценой.
Попробуем резюмировать все сказанное выше.
Первое. Программа – закон. Закон обязателен к исполнению. Соответственно, к 1 сентябрю текущего года ликвидация аварийного жилья в СКФО должна быть завершена. И, как отметил Олег Белавенцев, руководители регионов несут за это персональную ответственность.
Второе. Нельзя «вместе с водой выплескивать младенца». Недопустимо в рамках ликвидации аварийного жилья уничтожать объекты, которые могут быть отнесены к историческому наследию.
И третье. Региональные власти при выполнении программы должны максимально учитывать законные нужды переселяемых граждан, предусмотренные соответствующими нормами. Однако и граждане обязаны учитывать, что исполнение закона регламентировано действующим законодательством, а не только их собственными предпочтениями и желаниями.
Нужно уметь договариваться. Нужно уметь слышать и понимать друг друга. И, наконец, достижение этого консенсуса должно идти параллельно с намеченными сроками завершения программы, которые обязаны быть исполнены безусловно.