Каким образом сегодня, в век современных технологий и гаджетов, заинтересовать молодежь провинциальным театром - озадачены, наверное, труппы большинства храмов Мельпомены в регионах нашей необъятной страны. Ответ на этот, казалось бы, риторический вопрос артисты готовы дать уже через неделю, 13 апреля, в стенах ставропольского Дворца детского творчества, где актеры театра-студии «Слово» имени заслуженного артиста России Владимира Гурьева и приглашенные гости прочтут горожанам «Ревизор». Новый, поверьте, крайне неожиданный «Ревизор».
Комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя известна каждому (я все же на это надеюсь) совершеннолетнему жителю России: благо, пьеса находится в списке обязательных для прочтения произведений школьной программы и никуда из этого списка «уходить» не собирается (опять же, в это очень верю). «Ревизор», написанный в XIX веке, когда-то ярко осветил современникам темы мздоимства и расточительства, а фразы из комедии, которыми мы и сейчас в обиходе пользуемся, стали крылатыми, имена героев - нарицательными. Сегодня же произведение проживает свое очередное возрождение, что не могли не заметить в студии «Слово», где решились на беспрецедентный для нашей провинции шаг - смело перефразировать классика, чем дать возможность современной молодежи через знакомые персонажи и действия ощутить, так сказать, связь времен и эпох.
«Тема актуальна. Чиновники, война с коррупцией — это то, что сегодня не сходит с полос газет и экранов телевизоров. А «Ревизор» как раз высмеивает взятничество, мздоимство и страх нечистых на руку чиновников перед государством», - рассказал корреспонденту информационно-аналитического портала «Кавказ Сегодня» автор инсценировки и режиссер-постановщик ставропольского «Ревизора» Евгений Пересыпкин.
Только проблемы театра во взаимоотношениях со зрителями, как мне кажется, лежат отнюдь не в плоскости актуальности поданного материала: каждое произведение, более чем уверен, и сегодня отзовется в сердце современного молодого человека, будь оно написано в древности Гомером или же вчера Захаром Прилепиным. Проблема — в подаче материала. Нынешний люд, избалованный спецэффектами в кинематографии и яркой, сочной картинкой на экране, хочет уже чего-нибудь «эдакого»... Его нужно удивить. И чем вызывающе это будет сделано, тем, поверьте, лучше.
С этим зрительским «спросом» знакомы и в театре-студии «Слово», поэтому авторы постановки подошли к подготовке «Ревизора», учитывая все «подводные камни». И вот, что из этого вышло...
«От Гоголя там остался только текст, - делится Евгений. - Действие перенесено в современность. Мы придумали туристско-рекреационную зону с названием «Классная поляна», вокруг которой и будут крутиться действия. Мы насытили современными деталями жизнь персонажей... Приоткрою завесу тайны: в постановке зрители увидят даже элементы шоу-бизнеса: корпоратив чиновников с приглашенной «звездой», посиделки в бане, громкое застолье. И необычное амурное приключение Хлестакова, но, конечно, в рамках дозволенного».
Согласитесь, довольно смело. Подобных постановок гоголевского «Ревизора» Северный Кавказ уж точно не видывал: на что и делают ставку артисты. Однако не только переносом событий из XIX века в XXI век ограничились постановщики. В ставропольском варианте зрители не увидят Бобчинского и Добчинского, людей с которых, по сути, и начинается весь ворох событий в пьесе, если помните. Теперь городничему и Ко известие о «столичном чиновнике» преподнесут два абсолютно новых персонажа.
«Это беда, что в оригинальном «Ревизоре» всего два женских персонажа - Анна Андреевна и Марья Антоновна. Да и те персоны сугубо хозяйственно-домашние, - рассказывает Пересыпкин. - Поэтому вместо Бобчинского и Добчинского в нашей постановке появятся Бобчинская и Добчинская. Согласись, в наше время, когда женщины выходят на первый план, они в большинстве случаев меняют нашу жизнь».
Как говорят авторы, это будет «спектакль-шутка». И шутить будут не только актеры театра-студии «Слово»… Очередным экспериментом, который могут оценить зрители, стало приглашение на роли, действующие в пьесе, известных людей в Ставрополе, для которых игра на сцене тоже будет новым опытом.
Так, директора ПАО «Туристско-рекреационной зоны «Классная поляна» Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (городничего в оригинальной версии) на сцене Концертного зала Ставропольского Дворца детского творчества сыграет главный редактор газеты «Ставропольская правда», секретарь Союза журналистов России Василий Балдицын, его жену Анну Андреевну - заместитель главы администрации города Ставрополя Татьяна Середа, его дочь Марью Антоновну - радиоведущая и бизнес-тренер Юлия Пересыпкина, директора по персоналу (смотрителя училищ) Луку Лукича Хлопова - первый секретарь Ставропольской краевой общественной организации «Российский союз молодежи», член Общественной палаты Ставропольского края Илья Юрчишин, его жену - директор Ставропольского Дворца детского творчества Лариса Козлова, директора юридического департамента (судью) Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина - ведущий «Русского радио», директор креативного агентства «Есть Идея!» Иван Высочинский, директора санаторно-курортного обеспечения (попечителя богоугодных заведений) Артемия Филипповича Землянику - руководитель комитета культуры и молодежной политики администрации города Ставрополя Вячеслав Коршун, директора по строительству (почтмейстера) Ивана Кузьмича Шпекина - член Общественной палаты Ставропольского края Егор Басович, директора по безопасности (частного пристава) Степана Ильича Уховертова - член Общественной палаты Ставропольского края Юрий Фунда, начальника охраны Держиморду - певец, композитор и шоумен Сергей Лещев (который, между прочим, к спектаклю написал оригинальную музыку), Марину Ивановну Добчинскую - телеведущая «26 регион» Екатерина Перова, Марину Ивановну Бобчинскую - ведущий «Русского радио», арт-директор сети мастерских «ДАРИ ЦВЕТЫ» Виктория Богданова, чиновника из столицы Ивана Александровича Хлестакова - телеведущий СТВ Илья Захаров, его слугу Осипа - президент коллегии адвокатов «Принцип права» Вячеслав Савин, почетное лицо в городе Степана Ивановича Коробкина - депутат Думы Ставропольского края Николай Новопашин, его жену - журналист газеты «Вечерний Ставрополь» Ольга Метелкина, Ивана Лазаревича Растаковского - шоумен, телеведущий Геннадий Натье. Видео отдельных сцен, которые будут представлены в «Ревизоре», снял молодой ставропольский кинорежиссер, недавно представивший ставропольской публике триллер «Интервью», Дмитрий Москвитин. Студию «Слово» представят на подмостках Игорь Кофанов и Алевтина Бороденкова.
Жители Ставрополя, наверняка, знают этих людей не понаслышке. Но сколько трудов ушло у организаторов этого «эксперимента» для того, чтобы проект осуществился, знают, наверное, единицы...
«Самое сложное было - это всех собрать. Люди, понятно, занятые. У нас было четыре репетиции, и не на всех удавалось собрать весь состав. А ведь первая, третья и пятая сцена требуют полного присутствия», - отмечает Евгений Пересыпкин, при этом уверяя, что к четвергу, дню премьеры, все будут на месте и все будут готовы на сто процентов.
Между тем, с нескрываемым удовольствием говорят о будущем спектакле и сами актеры.
«Задумка спектакля мне показалась очень удивительной и очень необычной. Я ее подхватила, во-первых, потому, что сама в детстве занималась в театральной студии, в глубине души всегда хотела выступать на сцене. И этот спектакль в какой-то степени реализация детской мечты. Во–вторых, так интересно выйти за рамки своей профессии, попробовать себя совершенно в другом амплуа. Ну где бы вы еще увидели заместителя главы администрации города или члена Общественной палаты в роли гоголевского персонажа? И мне интересно играть роль если не злодейки, то по меньшей мере сплетницы: она дает мне возможность раскрыться, проявить те черты, которые в обычной жизни мне не свойственны и будут не простительны», - поделилась с «Кавказ Сегодня» эмоциями Екатерина Перова.
«Для меня это очень интересный проект. Попробовать себя в актерской профессии, принять участие в постановке пьесы, актуальной во все времена, играть на одной сцене с известнейшими людьми края - супер проект! Ждем всех!» - считает Егор Басович.
Однако не все еще карты раскрыты, уверяют авторы проекта. Много чему придется удивиться горожанам и гостям Ставрополя, которые посетят 13 апреля спектакль. По данным нашего издания, в пьесе примет участие и один из гостей региона, также известный человек в Северо-Кавказском федеральном округе, но имя и фамилию персоны разглашать не будем. Пусть это останется сюрпризом для зрителей.
Подобный опыт ставропольских актеров одобрили театралы и из других регионов России. Так, председатель Независимого творческого объединения «Зрительские симпатии», актер театра Сергей Кузьминцев отметил важность данной интерпретации «Ревизора».
«Творческие эксперименты, конечно же нужны, они дают возможность людям выбрать лучшее из того многообразия предложенных вариантов и найти что-то близкое себе по духу. Главное, наверное, чтобы театр оставался театром, и эксперимент был созидателен и светел, и экспериментаторов «не занесло». Все-таки театр, в отличие от телевидения, которое сейчас во многом формирует мировосприятие, объект познания мира.
В нашем регионе (Саратовская область, - прим. автора), например, проводят благотворительные спектакли в рамках проекта «Знаменитости - детям». В этом творческом эксперименте принимают участие самые успешные предприниматели и руководители ведущих компаний региона. Люди, не имеющие актерского образования, играют в спектаклях, и, по мнению зрителей, совсем не хуже профессиональных актеров. Все спектакли проходят при полном аншлаге. Начиная с 2012 года, поставлены и показаны на суд зрителей уже пять спектаклей, в том числе спектакль-мюзикл «Комическое совпадение» (по Н. Гоголю, «Ревизор»), «Свадебные хлопоты» (в основе произведения со свадебными сюжетами Антона Чехова и Михаила Зощенко), «Иван Васильевич» (по мотивам произведения М. Булгакова), «Свахи» (по произведениям «Ханума» А. Цагарели и «Свадьба» Н. Гоголя). Прибыль от продажи билетов направляется на адресную помощь талантливым детям города, приобретаются музыкальные инструменты, спортивное снаряжение, костюмы, оплачиваются поездки на конкурсы и фестивали», - отметил Кузьминцев.
И напоследок…
«Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску» ©
В материале использованы фотоиллюстрации Алексея Блужина