Алим Калибатов
Автор

Безопасность зимней дороги в Приэльбрусье: как это сделано

Алим Калибатов
Автор
03.02.2017

Дороги в горных районах традиционно относятся к категории опасных. Шутка ли, часто асфальтовое покрытие, ведущее к излюбленному месту отдыха, изобилует поворотами, опасными участками, не говоря уже о том, что камнепады и лавины в горных районах — достаточно распространенное явление. Именно поэтому особое внимание сегодня уделяется тому, чтобы максимально обезопасить автолюбителей, кто держит путь к знаменитому Эльбрусу.

Особенно это заметно зимой, когда численность туристов увеличивается...

Приэльбрусье — курорт весьма популярный. Только за первые девять дней 2017 года его,  по официальным данным, посетили около 50000 человек.  Такая любовь туристов к курорту Кабардино-Балкарии стала причиной попадания Приэльбрусья в рейтинг самых посещаемых мест в России: по данным исследования агентства «Турстат», жемчужина КБР заняла шестую позицию после курортов Сочи и «Архыза».

В целом же, за весь прошлый сезон курорт посетили около 198 тысяч человек, что, согласитесь, вполне достойный результат. Но в каждом конечном успехе есть большая, скрупулезная работа, на первый взгляд которая может быть и не видна обывательскому глазу.
Сегодня я попробую преподнять занавес успешности кабардино-балкарского курорта...

Эх, дороги...

Я не раз сам, отправляясь в какое-либо путешествие, сначала изучал несколько вопросов, которые, как мне кажется, должны интересовать любого туриста — сколько, например, придется провести в пути, какие там вообще дороги. Согласитесь, часто бывает, что по нескольку часов приходится проводить в автомашине и как неприятно в таких случаях путешествовать по колдобинам. Признаться честно, изрядно поколесив по территории Северного Кавказа, мне приятно запомнились поездки к курортам «Архыз» и «Приэльбрусье». Основная причина этого проста — эти дороги с довольно хорошим покрытием. 

«С 2013 года по всем видам работ — просто ремонт, капитальный ремонт или защита покрытия от разрушения — было выполнено на участках от нулевого километра до 75 километра (плюс 500 м). Практически получается, что отремотировано за пять лет 75,5 километров автомобильной дороги. Хотелось бы, конечно, делать быстрее, но не все зависит от нас» , — рассказал Эдуард Дзахмышев, заместитель директора филиала ФКУ Упрдор «Кавказ» по КБР.

И мое ощущение разделяют многие: отзывы о дороге в Приэльбрусье весьма и весьма неплохие. Так, на одном из форумов человек задал вполне ожидаемый для гостя, который впервые едет к Эльбрусу, вопрос: «Проблематично ли доехать до самого Эльбруса? Чего ждать от горного края?». Конечно же,  патриоты своей республики не оставили без ответа вопрос вопиющего в Интернете. На него посыпался целый град советов, что приятно удивило, практически большая часть была в стиле: «Езжай спокойно, дорога там хорошая, и ее от снега постоянно чистят».

И, несмотря на то, что федеральные СМИ довольно часто демонизируют обстановку на Северном Кавказе,  многие едут на кавказские курорты и не жалеют об этом.  Частый гость Кабардино-Балкарии Ирина из Ростова-на-Дону на своем автомобиле каждую зиму приезжает в Приэльбрусье. По ее мнению, путешествие к курорту вполне безопасное: «Дорога была хорошо расчищена, и несмотря на довольно большое количество снега, асфальт был сухой и чистый. Везде, где нужно стояли указатели опасных поворотов, градус наклона дороги, опасаться было нечего».

Безопасная дорога. Как это сделано...

Дорога к Эльбрусу, конечно, построена не сегодня, и какая-то ее часть все еще остается несоответствующей определенным нормативным требованиям (участок от 75-го километра до поляны Азау).  Но думается, что в силах УПРДОР «Кавказ», которое занимается строительством и содержанием федеральных дорог в регионе, есть все, чтобы сделать ее до требуемых параметров.
Мы все привыкли к тому, что в теплые месяцы можно наблюдать на трассах рабочих в ярко-оранжевых костюмах, которые латают небольшие ямы или же вовсе заново перекрывают дорожное полотно. А что же делают «дорожники» зимой?

Зимой основная работа дорожных служб — это, конечно, обеспечение безопасности. По сути, содержание трассы в нормативном состоянии. И это не работа спустя рукава, как может некоторым показаться...

Нужно расчистить дорогу...

В этот список входит, к примеру, расчистка дорожного покрытия от снега и льда. Чистке этой также подвергаются дорожные знаки, ведь всегда важно, чтобы находящийся за рулем человек мог без проблем получить информацию, указанную на них. Работают службы круглосуточно: то есть, если пошел снег поздней ночью, его стараются максимально быстро очистить, чтобы не было снежного наката и чтобы никто из-за него не пострадал в темное время суток.

Нужно мониторить состояние искусственных сооружений...

Благо, что существуют все возможности быстро реагировать на вызовы природы, которая вносит свои изменения в состояние сооружений.
Сейчас в московском управлении дорог появилась программа автоматической базы данных искусственных сооружений. Ежегодно с ее помощью проводится диагностика состояния мостов. Специализированная фирма каждый год приезжает и проводит обследования. Ествественно, все недостатки и дефекты, которые обнаруживаются, сразу попадают в базу данных, что позволяет постоянно мониторить состояние таких объектов, например, мостов. И таким образом автоматически формируется программа, по которой в дальнейшем проводится ремонт. Это мосты, которых на участке дороги в Приэльбрусье насчитывается 32, и еще 100 труб, большинство из которых построены еще в советские времена, до 70-х годов прошлого века. Ежегодно в капитальный ремонт включаются 2-3 моста.

Нужно, в конце концов, осветить путь любителям горнолыжных спусков и альпинизма...

Дорога, которая освещена, конечно же, имеет для водителя и населения близлежащих населенных пунктов большое значение.  Освещение, которое сейчас есть в большей части населенных пунктов, а их, напомним, на пути к поляне «Азау» 12 (Алтуд, Атажукино, Заюково, Жанхотеко, Бедык, Былым, Тырныауз, Верхний Баксан, Нейтрино, Эльбрус, Тегенекли, Терскол), — тоже нелегкая работа «дорожников». Остались, правда, села, где света на трассе еще нет.
На данный момент ведется активная работа, дабы в программу были включены села, которые нуждаются в освещении по пути федеральной дороги. На автодороге всего 26 километров освещения, из них ровно половина была сделана в период с 2013 года. В течение 2017 года обещают проведение освещения длиной еще 13,6 км.

 

 

Посыпать дорогу песко-соляной смесью...

Также важный аспект в обеспечении безопасности в зимнее время — это обработка дорог. В зимнее время дороги в национальном парке «Приэльбрусье» обрабатываются песко-соляной смесью. Применяются только дробленый камень и соль (хлорид натрия). Примечательно, что свойства технической соли не зависят от факторов внешней среды и она  может разрушать лед даже при температуре -30 градусов по Цельсию, дробленый камень же применяется для достижения большей эффективности. Другие реагенты (которые, к примеру, распрастраняются в городской среде) не применяются, чтобы уменьшить экологическую нагрузку на природу.

Чтобы вести контроль за дорожным покрытием важная роль отводится метеостанциям, которые расположены на обочинах трассы. Метеостанций в Кабардино-Балкарской Республике числится девять. На протяжении дороги Прохладный — Баксан — Эльбрус их всего три, и они дают картинку с трассы в любое время в режиме реального времени: то есть визуально можно оценить состояние дороги — есть ли на ней снег, лед, накат. Удивительно, но станция сообщает даже о том, в каком состоянии находится обочина.
Естественно, контролируется и температура воздуха, а также в асфальтовом покрытии имеется датчик, который помогает в определении наличия соли на дороге.  

Пригодны ли знаки дорожного движения к применению...

Специалисты два раза в год выезжают со специальным прибором для определения коэффициента дорожных знаков со световозвращающей поверхностью. Согласно ГОСТу коэффициент при проверке  не должен быть менее 300. На одном из проверяемых во время пресс-тура, который прошел вчера, дорожных знаков прибор показал цифру 469. На другом — чуть меньше, но в целом все знаки регулярно обновляются и, что называется, актуальны.

Елена Красникова, начальник отдела контроля качества Филиал ФКУ УПРДОР «Кавказ»:

«Дороги в Кабардино-Балкарии, насколько я могу судить и наслышана, — одни из лучших в России. Это подчеркнуло и правительство, когда приезжало. Практически нет ямочности, обстановка по безопасности в хорошем состоянии. Дорога Прохладный — Баксан — Эльбрус является федеральной, и соответственно, к таким дорогам отношение более ответственное».

Помогать жителям и гостям КБР, которым стало в дороге плохо...

С 29-го километра дорога проходит по горной части Кабардино-Балкарии, и это естественно накладывает отпечаток на ее содержание. Здесь есть и нюансы, возникающие при повышении высоты над уровнем моря. Поэтому круглосуточно ведется дежурство дорожными бригадами, обеспечена связь между ними, участками дороги, диспетчерской службой филиала и УПРДОР «Кавказ». Также есть взаимодействие с МЧС, ГИБДД.  

Касательно МЧС, к счастью, приходится дорожным службам с ними взаимодействовать не очень часто, и если это случилось, то проблема действительно более, чем серьезная.

 



 

Тхазеплов Арсен, представитель от обслуживающей организации ООО «Основа»: «Дорога на Эльбрус должна быть хорошей и привлекательной, чтобы люди безопасно могли добраться до курорта и также безопасно могли вернуться домой. Считаю, что сейчас дорога безопасна. Задача нашей организации состоит в том, чтобы обеспечивать безопасность в любое время года и суток. Эксплуатацию дорог зимой несколько затрудняет и большой поток транспорта. Пиковая нагрузка, по статистике МВД, составляет 3500 автомобилей в сутки. В 2015 году проходимость составляла около 5000 машин в сутки. Именно для этой дороги — много, но она такую нагрузку выдерживает, и в данный момент надеемся, что все ремонтные работы будут завершены.
Здесь свой микроклимат, свои сложности. Если внизу на равнине погода более предсказуемая, то здесь — все достаточно непредсказуемо. Водителей хотелось бы попросить соблюдать все Правила дорожного движения, учитывать дорожные знаки и конечно же соблюдать скоростной режим. Все остальное дорога сделает сама».

В общем и целом за безопасность дороги, ведущей к Эльбрусу, можно быть уверенным. Даже более чем... Этому, кстати, свидетельствует тот факт, что сводки о ДТП именно с этой трассы в последнее время стали появляться в СМИ гораздо реже.
Поэтому все, кто еще сомневается в безопасности поездки в Приэльбрусье, отбросьте в сторону все стереотипы, садитесь в автомобили и приезжайте в одно из самых красивых мест не только нашей страны, но и всего мира.