Фактор Улюкаева: по ком звонит колокол?

16.11.2016

Со времен фильма, обличающего местных чиновников, которые путали «свою личную шерсть с государственной», прошло много лет. Но, как показывает практика, дело товарища Саахова вполне себе живет. Побеждает ли оно? Вот тут – очень большой вопрос. И чем дальше, тем больше надежды, что всяким уродам, подрывающим основы государственности своей коррупционной деятельностью, станет в нашей стране жить так же комфортно, как павлинам на Северном полюсе.

Когда-то наш президент в контексте борьбы с нелегальным производством и контрабандой продукции задал эпический вопрос, который набатом отозвался в жаждущих справедливости умах и сердцах народных: «Где посадки?». Как оказалось, этот вопрос, касающийся борьбы с жульем и нечистью всех мастей, не был риторическим.

 

«КАСТА НЕУБИВАЕМЫХ» ОКАЗАЛАСЬ УЯЗВИМОЙ

Казалось бы, чему удивляться, когда уже возбуждалось уголовное дело против бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, и была осуждена его белокурая пассия, экс-глава департамента имущественных отношений военного ведомства Евгения Васильева? Разве не было в последние годы громких посадок губернаторов и обысков в рамках уголовных дел у крупных чиновников федерального уровня? Вспомним только некоторые из них.

Это обнаружение летом текущего года при обыске в загородном доме бывшего руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова наличных денег и ценностей на общую сумму в миллионы долларов. Обыск проходил в рамках расследования уголовного дела о контрабанде, по которому чиновник проходил свидетелем. И об окончании проверки работниками ФСБ происхождения денег и ценностей пока объявлено не было. Бельянинов тогда спешно подал в отставку, которая была так же спешно принята.

Это уголовное дело против экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, обвиняемого во взятках на сумму свыше… полмиллиарда рублей.

Это арест полковника Дмитрия Захарченко, бывшего врио главы управления «Т» антикоррупционного главка МВД, чьи бесконечные миллиарды, изъятые оперативниками и потрясшие своими масштабами воображение всей страны, до сих пор еще не удается точно подсчитать.

Это попавшиеся с поличным на взятках мэр Ярославля Евгений Урлашов, губернатор Кировской области Никита Белых, глава Коми Вячеслав Гайзер, губернатор Тульской области (ныне осужденный) Вячеслав Дудка… Это замешанный в грандиозном мошенничестве директор ФСИН Александр Реймер… Все они, разумеется, уже – с приставкой «экс».

Казалось бы, почти небожители. Люди, которые казались недосягаемыми в своем чиновничьем величии, но, как говорится, «попутавшие края». Закономерный результат оказался не только возможным, но и реальным. Но, как говорится, иных горбатых только могила исправляет.

Весьма метко отметил в личной беседе с автором этих строк один из руководящих представителей правоохранительной системы Северного Кавказа: «…Некоторые люди, облеченные властью, реально сходят с ума. Сажаешь двоих на глазах третьего – и этот третий все равно идет на преступление! Как будто живет на этой земле последнюю неделю…». И ведь действительно – диагноз!

Да, процесс борьбы с коррупцией в стране не только сдвинулся с мертвой точки, он приобрел конкретное содержание, которое уже никак не назвать профанацией. Но почему же именно арест (пусть пока и домашний) бывшего руководителя министерства экономического развития Алексея Улюкаева стал настоящим шоком для всей страны?

Все просто: это не просто чиновник федерального масштаба. Алексей Валентинович – публичная, знаковая фигура, которая до недавнего времени была призвана определять экономическую стратегию развития государства. И некорректно сравнивать его даже с экс-министром обороны Сердюковым, поскольку, откровенно говоря, никто в народе Сердюкова «знаковой» персоной не считал, а эксперты относили экс-министра обороны к фигуре определенного переходного периода, связанного с модернизацией военного ведомства.

Арест Улюкаева – это одновременно и потрясение, и весомый (хотя и очень болезненный) кирпич в основание подлинного доверия к антикоррупционной деятельности государства. Недаром премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что задержание министра экономического развития в связи с обвинениями его в получении взятки - это «тяжелое событие и для власти, и для правительства». Правда, при этом премьер подчеркнул, что оно находится «за гранью его понимания».

 

«СЮРПРИЗ» ДЛИНОЮ В ГОД

Давайте не будем рассуждать на тему обстоятельств, предшествующих этой странной истории. Эксперты и компетентные лица рано или поздно во всем разберутся, все выяснят и расставят по своим местам. Мы говорим здесь о конкретном  преступлении, факт которого, по-видимому, ни у кого сомнений не вызывает. Причастность главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева к делу о взятке в размере 2 млн долларов США подтверждается, по сведениям официального представителя Следственного комитета России, рядом весомых доказательств. В их числе - материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, показания свидетелей и даже «специфические следы на пальцах рук».

По последним сведениям, Улюкаев согласился активно сотрудничать со следствием. Но при этом своей вины не признает, что вполне понятно с любой точки зрения.

Басманным судом Москвы 15 ноября чиновник отправлен под домашний арест до 15 января 2017 года. Указом Президента России в тот же день экс-министр освобожден от должности в связи с утратой доверия. Распоряжением Правительства РФ обязанности министра временно возложены на заместителя министра экономического развития РФ Евгения Елина.

По сведениям источника в ФСБ, Улюкаева «вели» не меньше года, а операцию по его задержанию готовили не меньше полугода. Картина маслом…

 

ВСЕ ОНИ ТАЛАНТЫ, ВСЕ ОНИ ПОЭТЫ…

А теперь лирическое отступление. В последнее время все чаще случается, что уличенные в громких преступлениях высокопоставленные чиновники оказываются людьми, обремененными множеством талантов и творческих способностей. Ни дать, ни взять – утонченные натуры, томящиеся за решеткой «в темнице сырой».

Возьмем хотя бы Евгению Васильеву, выдававшую под домашним арестом в своем многометровом «каземате» на Молочном переулке такие лирические шедевры, что даже флегматики рыдали от смеха. А ее надрывно-карикатурная живопись, которую пытались выставить чуть ли не в Русском музее?

Говорят, что стихосложением занимался (занимается ли сейчас?) и бывший вятский губернатор Никита Белых, и еще несколько арестованных и осужденных чиновников помельче уровнем.

Что это? Желание показать, что, наряду с «темной» стороной их личности, есть еще и другая – возвышенная и трепетная, аки первый снег в березовом лесу? Чтобы люди оценили и простили их грехи тяжкие?

Народ, возможно, и простит. На Руси испокон жалели убогих и каторжан. Но простит ли закон? Ведь, как известно, lex dura …

Арестованный по обвинению в коррупции Алексей Улюкаев тоже пишет стихи. Экс-министр издал уже два сборника стихов - в 2002 и 2012 годах.

И вирши у Алексея Валентиновича весьма пророческие. Вот, например, из последнего – «Восемь строк о свойствах», журнал «Знамя», первый номер за 2015 год. Судите сами.

«…История - всегда история болезней
И их закономерного финала.
Танцует мотылек над бездной,
Ему все мало…»

Или вот:

«…Зачем играл, зачем пылил
По этой кривенькой дорожке.
К богам стремился. Только сил
Не рассчитал немножко…»

Ну как вам? По-моему, гениально (в контексте событий последних дней). Не в бровь, а в глаз. Может, гражданин Улюкаев выбрал себе не то призвание в жизни? Может, еще не все потеряно, и его поэтический дар прорицания найдет своих благодарных поклонников?

 

КАВКАЗ – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ

Напомним, в начале нынешнего года сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы РФ Ольга Тимофеева на открытии форума в Ставрополе громко заявила о коррупционных проблемах на Юге России. И на Северном Кавказе, в том числе.

«Где еще говорить о межнациональных проблемах, о зашкаливающем уровне коррупции? Уровень коррупции зашкаливает здесь, как нигде», – диагностировала Тимофеева. Ранее о коррупции на Северном Кавказе, как о проблеме, которая угрожает национальной безопасности страны, однозначно заявлял нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев, подчеркивая ее роль в прямом пособничестве сепаратизму и преступной деятельности. При этом Медведев отмечал особую специфику коррупции на Северном Кавказе – ее клановый характер.

А в рамках недавней онлайн-конференции заместитель начальника полиции ГУ МВД России по СКФО, полковник полиции Абдулхаким Гаджиев заявил, что «коррупционные проявления проникли во все сферы жизни нашего общества». Изменилось ли что-то в этом плане за последнее время? Рассмотрим на примере различных регионов СКФО. Напомним, только за первое полугодие текущего года в результате проведенной работы в Дагестане зафиксировано 206 нарушений закона коррупционной направленности. В их числе 89 – совершенные в крупном и особо крупном размерах. Раскрыто из них 113, в суд направлены уголовные дела о 70 преступлениях рассматриваемой категории. Установлена причастность 77 лиц к совершению указанных преступлений, к уголовной ответственности привлечены 43 лица…

К сожалению, по сообщениям из открытых источников, работы у правоохранителей республики во втором полугодии не убавилось. По этому поводу глава региона Рамазан Абдулатипов на одном из заседаний республиканской Антитеррористической комиссии отметил, что борьба с коррупцией - долгий процесс. Коррупционная система выстраивалась десятилетиями.

Из последних резонансных преступлений в этой области можно отметить кражу замминистром культуры Российской Федерации Григорием Пирумовым средств, выделенных на реставрацию памятников Дербента. Можно еще вспомнить трех чиновников мэрии Махачкалы, утративших доверие и уволенных по этой причине, ряд других громких дел…

Ставрополье «отметилось» посадкой взяточника-министра, руководителя регионального ведомства образования Василия Лямина.

Кроме того, как было отмечено на профильном совете при губернаторе Ставропольского края, взятки на Ставрополье – самые высокие по СКФО. По сведениям всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки» в ежегодный ТОП-5 регионов с самым высоким уровнем коррупции вошли Ингушетия и Ставрополье. По Ингушетии же можно вспомнить уголовное дело против министра сельского хозяйства и продовольствия республики Руслана Костоева

За семь месяцев текущего года раскрыто 69 преступлений коррупционной направленности в органах государственной власти и местного самоуправления Кабардино-Балкарии. Из совсем недавних громких событий - возбуждение уголовных дел в отношении начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по городу Нальчику и заместителя министра сельского хозяйства КБР, которых подозревают во взяточничестве…

Честное слово, нет смысла продолжать этот перечень. Коррупция, увы, не побеждена и в других регионах Северного Кавказа. И количество выявленных преступлений – это, скорее, показатель качества работы силовиков, нежели того, что какой-то субъект округа лишен данной проблемы.

Суть в другом. Вернемся к аресту Алексея Улюкаева. Может, кто-то не понял, но факт задержания экс-руководителя МЭР означает качественно новый виток антикоррупционной деятельности в стране и на Северном Кавказе, в частности.

Дело не в самом Алексее Валентиновиче. Силовики, в рамках возбужденного уголовного дела против Улюкаева, чуть приоткрыли масштаб и обозначили структуру проводимых мероприятий. Пошла игра «по-взрослому».

Любой чиновник, даже самого высокого уровня, который сейчас берет или собирается брать взятку – пусть даже не и сомневается: он уже в разработке. За ним обязательно придут. И хорошо, если эти строки читают сейчас будущие антигерои наших будущих антикоррупционных публикаций.

Кто не спрятался или не сделал выводы – его проблемы.

 

ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ

На заседании думской фракции «Единой России» глава кабмина Дмитрий Медведев отметил, что даже самые высокопоставленные государственные служащие «не имеют иммунитета при совершении коррупционных преступлений».

«Абсолютно все, включая любого представителя власти, какую бы должность он не занимал, равны перед законом», - подчеркнул Медведев.

Лидеры оппозиции парламента высказадись еще жестче: они призывают обсудить возможность отставки всего правительства вслед за задержанным Алексеем Улюкаевым. «Вся вертикаль борьбы с коррупцией выстроена. Все должны теперь бояться»,- заявил, например, по этому поводу председатель ЛДПР Владимир Жириновский.

Ранее «Кавказ Сегодня» разместил комментарии депутатов Госдумы РФ от Ставропольского края Ольги Тимофеевой и Ольги Казаковой. Они также подчеркнули, что перед законом все равны и то, что ситуация в деле борьбы с коррупцией кардинально меняется.

Высказалось о происшедшем большинство политиков высшего дивизиона. Легче перечислить, кто промолчал. Но практически все мнения сходятся к одному: произошло не просто экстраординарное событие. Обозначен тектонический сдвиг в сфере борьбы с коррупцией.

Кстати, уже многие СМИ сообщили о том, что в настоящее время ряд весьма высокопоставленных чиновников находится «в разработке» у правоохранительных органов. В их числе - вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, помощник Президента РФ Андрей Белоусов, руководитель департамента корпоративного управления минэкономразвития Оксана Тарасенко, помощник первого вице-премьера Игоря Шувалова Марина Романова и другие. Кроме того, правоохранительные органы уже проводят следственные действия в офисе «Роснано», о чем сообщила пресс-служба госкомпании…

Неприкасаемых нет.