Шамиль Абдуллаев
Автор

Особенности дагестанской коррупции

Шамиль Абдуллаев
Автор
24.06.2016

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Борьба с коррупцией и экономическими преступлениями крайне актуальна для Дагестана, особенно с учетом того факта, что на реализацию целевых программ в республику направляются немалые средства из федеральной казны. И здесь очень важно, чтобы коррумпированный чиновник не вредил развитию и процветанию Дагестана, на что условный «собирательный» коррупционер способен  в двух направлениях – в виде подрыва финансовой и экономической состоятельности региона и формирования недоверия населения к региональным властям и правоохранительным органам. И то, и другое способно принести (и приносит) республике серьезные проблемы.  

Надо отметить, что за последние три года в республике борьба с коррупцией и теневой экономикой активизировалась. В результате этой борьбы отстранены от занимаемых должностей или осуждены высокопоставленные чиновники правительства РД, депутаты, главы районов и городов республики. В органах власти произошло существенное обновление управленческих кадров, сменилось практически 50 процентов прокуроров районов и городов, более 20 главврачей были отстранены от работы. Прошло, кстати, и время, когда дагестанские школьники «лучше всех» в стране сдавали ЕГЭ, что порождало целую серию горьких анекдотов о «60 баллах из 57 возможных».

В рамках реализации президентского указа «Национальная стратегия противодействия коррупции на 2016-2017 годы» дагестанское МВД в настоящее время проводит целый комплекс мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений данной категории.

«В результате проведенной работы в текущем году задокументировано 206 нарушений закона коррупционной направленности, в том числе 89 – совершенные в крупном и особо крупном размерах.

Из них раскрыто 113, в суд направлены уголовные дела о 70 преступлениях рассматриваемой категории.

Установлена причастность 77 лиц к совершению указанных преступлений, к уголовной ответственности привлечены 43 лица.

Сумма причиненного материального ущерба по уголовным делам, направленным в суд, составила 1 млрд 54 млн рублей, из которых возмещено 175,6 млн рублей, или 16,7 процента»,

– сообщила порталу «Кавказ Сегодня» начальник отдела информации и общественных связей МВД по Республике Дагестан подполковник внутренней службы Фатина Убайдатова.

Она при этом подчеркнула, что наиболее общественно опасным явлением, имеющим широкий общественный резонанс, оказывающим негативное влияние на формирование положительного мнения о правоохранительных органах, является взяточничество.  

В течение пяти месяцев 2016 года выявлено 26 фактов взяточничества со стороны должностных лиц разных категорий, из них четыре – в крупном и особо крупном размерах. К уголовной ответственности по статье 290 УК РФ (получение взятки) привлечено семь человек. При этом средний размер взятки в республике составил 86 тысяч рублей.

Для сравнения:

По итогам прошлого года в республике было выявлено 92 факта взяточничества, средняя сумма взятки составляла 447,5 тысячи рублей.

Всего в 2015 году выявлено 449 преступлений коррупционной направленности. Только по оконченным уголовным делам сумма ущерба составила более 5 миллиардов рублей.

Таким образом, можно отметить спад не только количественного выражения выявленных случаев взяточничества, но и «среднего чека» мздоимства.

 

ДАГЕСТАНСКИЙ ВЗЯТОЧНИК – КТО ОН?

В пресс-службе республиканского МВД рассказали, что граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве со стороны должностных лиц очень редко. Подавляющее большинство выявленных коррупционных преступлений – это результаты специальных оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками МВД.

Кроме того, в расследовании подобных дел возникают трудности процессуального закрепления материалов, что связано с особенностями дагестанского менталитета, наличием крепких родственных и куначеских связей, уклонения свидетелей от дачи показаний. Отчасти подобное обстоятельство свидетельствует о недостаточной степени доверия к правоохранительным органам.

Наибольшее распространение коррупционных деяний в республике наблюдается в органах государственной власти, местного самоуправления и в ведомствах, реализующих республиканские и федеральные целевые программы. Такая обстановка формируется в связи с дотационностью бюджета Дагестана, которая в этом году составила 67,3 процента.

Так, из общего количества выявленных преступлений коррупционной направленности в текущем году 99 (или 48%) были совершены руководителями государственных и муниципальных структур, в том числе: 9 – главами муниципальных образований крупных городов и районов; 45 – главами сельских и поселковых муниципальных образований; 45 – руководителями и должностными лицами министерств, ведомств и государственных учреждений республики.

В агропромышленном комплексе выявлено 41 преступление, в сфере образования – 63, строительстве – 17 и жилищно-коммунальном хозяйстве 7.

Вывод прост: чем больше властных полномочий – тем выше уровень взятки.

 

«ЧИНОВНИК И ДЕНЬГИ НЕ ДОЛЖНЫ ВСТРЕЧАТЬСЯ…»

По мнению руководителя региона Рамазана Абдулатипова, все трагедии Дагестана исходят от коррупционного источника. Коррупция в структурах власти подрывает доверие народа к проводимой государством политике.

«Считаю, что деньги и чиновники не должны встречаться. Это взаимоопасная встреча, и поэтому надо выстраивать соответствующую систему. Мы создавали Корпорацию развития Дагестана, чтобы инвестиции, которые идут в республику, шли через корпорацию, минуя чиновников.

На заседаниях Антитеррористической комиссии, в послании местному парламенту, обращаясь к правоохранительным органам, я говорю: «Вокруг вас и вокруг меня работают еще десятки людей, которые обслуживали террористов, бандитов и воров».

Мы продолжаем работу, но это долгий процесс, коррупционная система выстраивалась десятилетиями. Наш девиз: очищение и обновление власти и общества в Дагестане. И, прежде всего, главная линия для нас – это борьба с коррупцией, особенно в здравоохранении и образовании»,

– отметил Абдулатипов в интервью агентству ТАСС.

 

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ЛИКБЕЗ И КОНСОЛИДАЦИЯ?

Начальник Управления ФСБ России по Республике Дагестан Александр Миронов отмечает, что низкая правовая культура населения – одна из причин «процветания» коррупции.

«Одним из значимых условий для развития коррупции является низкий уровень правосознания и правовой культуры населения, падение морального и разрушение нравственных устоев общества. В этих условиях нам нужна более эффективная работа по искоренению коррупции в системе государственного управления, и начинаться она должна с подбора кандидатов на ту или иную должность»,

– считает Миронов. И с этим трудно спорить. Да и незачем.

В Дагестане сегодня действуют порядка 14 общественных организаций, ключевой задачей которых является антикоррупционная деятельность.

Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества – важнейший элемент противодействия взяточничеству и экономическим преступлениям. Сказать, что работа каждой из сторон бесполезна и неэффективна, – абсолютно неправильно. Но насколько более действенными были бы эти усилия при их максимальном объединении!  

И еще один аспект. При наличии коррупции невозможно развить такой важный сегмент экономики, как малый и средний бизнес, что, в итоге, приведет к социальному разрыву населения. Последствия такого дисбаланса могут быть самыми печальными. Вероятно, для окончательной победы над коррупцией надо вырастить такое поколение, которому элементарно будет стыдно брать или предлагать взятки.

Но как вырастить это поколение? Ответов много, да вот сам процесс сложен, длителен и кропотлив: нужно постоянно воспитывать и поддерживать подобное самосознание. Создавать правовую культуру и нравственное неприятие противоправной деятельности. С малых лет, с пеленок…

И в данном случае роль гражданского общества трудно переоценить, потому что работа правоохранительных органов – это уже реакция. А нужна самая ранняя профилактика, на уровне формирования личности.

Кстати, не мешало бы вспомнить и взять на вооружение многие морально-нравственные ценности предков, которые испокон веков формировали стойкое неприятие к подобным проявлениям, своеобразный кодекс чести горца. Немалую роль в этом играют и религиозные нормы.

Кто-то скажет: времена, мол, другие. Да, другие. Только вот законы нравственности и морали, неприятие преступной деятельности – всегда актуальны, во все времена. И передавать их подрастающему поколению необходимо здесь и сейчас, ежечасно и ежеминутно. Личным примером и отношением, упорно и настойчиво.

Да, этот путь непрост. Но другого пути нет.