Алексей Мокроусов
Автор

Распилить «Машук» уже не получится

Алексей Мокроусов
Автор
16.03.2016

Вчера в региональных средствах массовой информации, в том числе на информационно-аналитическом портале «Кавказ Сегодня», прошла новость о решении суда в отношении Татьяны Текутьевой. Она причастна к хищению средств из федерального бюджета, направленных на реализацию проектов в рамках Всекавказского молодежного форума «Машук-2013». Как отмечают СМИ со ссылкой на следственные органы, при помощи начальника отдела регионального взаимодействия, поддержки молодежных проектов организаций Управления молодежных социальных программ и международной деятельности «Росмолодежи» Александра Гопы девушка незаконно присвоила 2 миллиона 240 тысяч рублей, за что и получила наказание в виде трех лет лишения свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения ребенком возраста 14 лет и штрафа в размере 500 тысяч рублей. Должностное лицо – то есть собственно сам Гопа – в настоящий момент скрывается от следствия: он объявлен в федеральный розыск.

Первое довольно громкое дело по вопросу растраты государственной собственности, касающееся любимого детища северо-кавказской молодежи, стало следствием более пристального внимания как государственных ведомств, так и правоохранительных органов к деятельности бывших сотрудников организации «Росмолодежь», которая является распределителем федеральных средств бюджета для социальных проектов.

 

О Росмолодежи и «Машуке» времен Белоконева

Сергей Белоконев возглавил федеральную структуру под названием «Росмолодежь» в памятном 2012 году, когда вокруг агентства разгорелся жуткий скандал о выделении средств на сомнительную работу сотни активистов организации по всей стране. Тогда, напомним, благодаря взлому хакерами российского отделения известной группы Anonymous электронной почты действующего руководителя «Росмолодежи» Василия Якеменко и пресс-секретаря движения «Наши» Кристины Потупчик в открытом доступе оказались конфиденциальные письма и документы, через которые любой желающий мог отследить, кто, кому, когда, сколько и за какую работу выделяет бюджетные деньги. Ознакомившись, тысячи граждан России остались в полном недоумении и удивлении от того, как можно платить 400 тысяч рублей за две публикации Варламова в Живом Журнале, сколько стоит комментарий в сети Интернет и зачем северо-кавказской блогосфере 18 млн. рублей.

Конечно, слив секретной информации не сделал чести организации, которая финансировала тысячи проектов молодых людей по всей России. И, как выяснилось, часть этих средств уходила на довольно странные проекты. Может быть, и поэтому Якеменко в июне 2012 года покинул свой пост. По официальной же версии, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Указ об увольнении чиновника по причине желания Василия Григорьевича уйти по собственному желанию.

Место Якеменко занял его заместитель Сергей Белоконев – некогда депутат Государственной Думы Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам молодежи, руководитель организации «Фонд Национальные перспективы» по поддержке молодежных проектов. Появилась надежда на лучшие времена для реализации стоящих молодежных проектов, когда идеи будут расценивать не по родственной или дружеской связи с организаторами того или иного форума. Но надежда, к сожалению, не оправдала себя: сразу после назначения Сергея Юрьевича, буквально через месяц, коммунисты уже отправляли запрос в Генпрокуратуру и Счетную палату с просьбой проверить целесообразность расходования средств на проведение молодежного форума «Селигер». Немного позже у общественности возникли вопросы по делу «шатров» для того же мероприятия, где сомнительной компании был отдан контракт на сумму 47 млн. рублей без проведения торгов. Одним словом, проведение «Селигера» было под бдительным общественным контролем, что не раз приводило к скандалам и бесконечным рассуждениям о целесообразности финансирования всего этого.

Но не на одном общероссийском мероприятии происходили странные вещи с распределением бюджета. Федеральное агентство по делам молодежи в Пятигорске на склоне горы Машук проводило одноименный молодежный образовательный форум, который собирал тысячи участников из регионов Северо-Кавказского федерального округа. На фоне популярных на тот момент лозунгов типа «Хватит кормить Кавказ!» информация, которой был объят форум «Машук», только подстегивала либеральные силы с удвоенным желанием беспокоиться за деньги российских налогоплательщиков.

А информации отсюда было довольно много. За первые три года проведения Всекавказского форума из бюджета, выделенного на поддержку талантливой молодежи Северного Кавказа, ушла безвозвратно сотня миллионов рублей. В аппарате полномочного представителя Президента России в СКФО (на тот момент полпредом был Александр Хлопонин) в комментариях средствам массовой информации прямо говорили о том, что «есть сведения, что некоторые участники, получившие гранты на проекты, тратили деньги на личные нужды, например, покупали автомобили».

«Прошло два года, 110 млн. федеральных денег было потрачено на предоставление грантов. Это достаточно крупная сумма. Половина людей просто получили и не реализовали эти средства, а другая половина непонятно чем занимаются. Для меня это просто выглядит, словно вы разбросали эти деньги. Выделенные суммы были заведомо меньше тех, которые требуются для воплощения выдвинутых идей», — отмечал тогда Александр Хлопонин.

В Пятигорск, по сути, приезжали за деньгами, а не за поддержкой проектов. Более того, в сети Интернет молодые люди открыто осуждали конкретных представителей в оргкомитете форума, через которых лица (часто – ближайшие родственники), прибывшие без проектов, получали денежные премии. Это рано или поздно необходимо было пресекать...

Именно вследствие неподотчетности расходования средств на реализацию проектов и постоянного информационного негатива вокруг этого в 2013 году было принято решение о введении системы грантов с последующими отчетами, которые передавались непосредственно в «Росмолодежь». Теперь каждый из победителей на форуме был обязан предоставлять бумаги о реализации своего проекта, на который государство дало ему денег. Тем более суммы на «Машук» заметно выросли в сравнении с прошлыми годами: теперь победители получали от 100 до полумиллиона рублей, и необходимо было с большим участием следить за каждой копейкой, которая уходила на ту или иную идею.

Казалось, что «Машук» в 2013 году пройдет, как говорится, без сучка и без задоринки. Но этот форум на Северном Кавказе, как оказалось, стал последним для Белоконева.

В 2013 году молодежный форум «Машук», объединяющий регионы Северо-Кавказского федерального округа, проводился в четвертый раз. В период с 14 по 28 августа более 2500 представителей шести республик и Ставропольского края приняли участие в конкурсе проектов. Этот год явно не удался как для форума, так и для руководителя агентства по делам молодежи...

Нововведения в качестве грантовой системы должны были стать новым вдохом в жизнь форума: теперь, как казалось, определенное количество молодых людей, любящих пожить «на халяву», должно было отсеяться, и у действительно талантливой молодежи мог появиться шанс получить финансовую поддержку на свои проекты. Но появились другие проблемы...

Мало того, что теперь сотрудники «Росмолодежи» не смогли ужиться с комитетом по делам молодежи Ставропольского края (о чем свидетельствовали участники форума), так и информационный скандал между известным журналистом Максимом Шевченко и организаторами, который зачем-то раздули в бесконечных масштабах именно активисты Ставропольского края, явно не пошли на пользу мероприятию. Вкупе с этим предприимчивые молодые люди стали разыскивать новые способы поживиться за счет федерального центра, обходя грантовую систему.

Так правоохранительным органам и стало известно о преступлении, совершенном ставропольскими активистами первых форумов «Машук». Работавший на тот момент на должности начальника отдела регионального взаимодействия, поддержки молодежных проектов организаций Управления молодежных социальных программ и международной деятельности «Росмолодежи» Александр Гопа помог руководителю Автономной некоммерческой организации «Северо-Кавказский тренинговый центр» Татьяне Текутьевой незаконно стать обладательницей суммы в размере двух миллионов 240 тысяч рублей, которые выделили на поддержку талантливой молодежи округа.

Кроме того, для руководителя «Росмолодежи» тот злополучный «Машук», как было сказано выше, оказался последним... В январе 2014 года член президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов направил обращения сразу в несколько инстанций – в Следственный комитет, Генпрокуратуру, Счетную палату и в главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России – с просьбой проверить данные о махинациях руководства «Росмолодежи». Как сообщало издание «Росбалт», согласно информации, которая была опубликована в Интернете, руководитель агентства по делам молодежи Сергей Белоконев, а также ряд его подчиненных (в числе которых был отмечен и уже знакомый нам Александр Гопа) промышляли вымогательством и хищением денежных средств.

Достоверно не известно, что конкретно стало причиной, но после этих скандалов в марте того же года он покинул пост руководителя агентства по делам молодежи...

 

Что с форумом «Машук» происходит сегодня?

С момента прихода на руководящий пост «Росмолодежи» нового человека – Сергея Поспелова (13 марта 2014) в системе проведения форума «Машук» и распределения бюджетных средств на поддержку проектов произошли кардинальные изменения. Так, 11 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации №577 были утверждены изменения к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. №554 «О конкурсе молодежных проектов Всекавказского молодежного форума», которые непосредственно коснулись и «Машука-2015».

Так, в прошлом году на форуме было предоставлено уже 125 грантов на общую сумму 85,5 млн. рублей. Из них 105 грантов ушли физическим лицам (10 человек получили по 500 тысяч рублей, 20 – по 400 тысяч рублей, 75 – по 300 тысяч рублей) и 20 – юридическим лицам по 2,5 млн. рублей.

Кроме того, существенные изменения претерпела процедура экспертной оценки проекта: в программу «Машука» была включена обязательная публичная защита проекта, которая проводилась в последние два дня каждой смены форума. Важно отметить, что на крайнем, четвертом этапе защиты проекта было произведено подписание индивидуальных соглашений с победителями конкурса и выплата средств на реализацию проекта. Как рассказали в агентстве по делам молодежи, перечисление этих средств на счета победителей было осуществлено поэтапно: до 1 октября 2015 года было перечислено 60% средств, а после предоставления промежуточного отчета о реализации проекта (до 1 декабря 2015 года) перечислены оставшиеся 40% средств. Окончательный отчет был направлен в «Росмолодежь» к 1 марта 2015 года.

Все эти позитивные нововведения привели к тому, что в регионе начал появляться целый ряд талантливых молодых людей, которые реализуют свои социально-ориентированные проекты. Навскидку можно вспомнить коллектив проекта «Кавказ без опасности», работающий не первый год в регионе и пропагандирующий основы безопасности жизнедеятельности. Благотворительный фонд «Память», который организовывает сеансы иппотерапии для молодежи с болезнями различного характера. Макка Томова, уже не первый год помогающая людям Северного Кавказа с ограниченными возможностями. О них наш портал рассказывал на своих страницах...

Сегодня мы видим реальные результаты реальных проектов, которые заслуженно получили государственную помощь. И это радует: кажется, что теперь распилить «Машук» уже точно никому не удастся...

 

Немного послесловия

О том, как изменился Всекавказский молодежный форум «Машук», мы попросили рассказать непосредственных участников мероприятия, видевших форум изнутри все эти шесть лет...

Мухтар Амиров, участник и эксперт форума (Республика Дагестан):

«В последнее время «Машук» меняется, меняется подход и к организации самого форума и к конкурсу грантов, который проходит на форуме. Это естественное и постепенное развитие.

В прошлом году изменилась грантовая политика: их количество сократилось, но увеличились суммы, что дает возможность лучше контролировать выделенные средства и поддерживать более крупные проекты. Серьезные изменения произошли в работе по экспертной оценке проектов. Она стала публичной, защита проходит быстрее и перед другими участниками форума.

Есть и минусы. У авторов проектов раньше была возможность получить при защите консультацию эксперта по конкретному аспекту своей работы. Так же и эксперты могли оценивать заявки более детально.

С другой стороны, публичная защита является хорошим инструментом оценки эффективности в том случае, если авторы проектов приезжают с готовыми, проработанными проектами. Она вызывает меньше вопросов и у самих участников, и у общественности. В таких условиях региональным органам по делам молодежи нужно больше внимания уделять подготовке участников форума. В Дагестане, например, уже проходят «предМашуки», работает республиканская школа проектирования «Dagestan Project». Молодые люди могут пройти обучение и предварительную экспертизу своих инициатив. Думаю, такая работа проводится и в других регионах СКФО».

 

Иван Деревянко, участник форума (Ставропольский край):

«На мой взгляд, все разговоры о том, что можно просто так присвоить государственные деньги, на «Машуке» были потому, что схема защиты и распределения средств была непонятной и непрозрачной для участников. Но и когда в 2015 году сделали схему с публичной защитой, возгласы отдельных представителей блогосферы и СМИ не утихали. Хотя их даже не было на самом форуме.

Разница в «Машуке» 2012 и 2015 годов в том, что сюда приезжает уже новое поколение ребят. Не с точки зрения возраста, а с точки зрения проработанности проектов, профессиональности членов их команд. Эти проекты курируют их старшие товарищи с большим опытом работы, их ведут органы государственной власти, оказывают максимально широкое содействие. В 2015 году это стало возможно благодаря тому, что в предыдущие годы было проделано много работы. Я имею в виду и организаторов, и участников, и представителей власти.

Что касается бюджетов, которые получают молодые люди, то они сопоставимы с бюджетами многих отделов и целых министерств по части проведения мероприятий. Раньше грантополучатели этого попросту не осознавали. Молодежь на Северном Кавказе сейчас реально имеет возможность с этими деньгами строить именно ту молодежную политику, которая им по душе. Кто еще обладает сейчас этой возможностью? Вот тут как раз и начинает работать большой социальный лифт, когда не студент второго курса идет в министерство с отличной идеей и протянутой рукой, а потом получает отказ ввиду ограниченного финансирования, а само министерство заинтересовано в совместной работе с этим самородком. На те деньги, которые он получил честным путем. Вот это как раз тот «Машук», который я знаю. Это то, что касается денег и проектов.

Что касается образовательной части, то, на мой взгляд, все должно прийти к тому, что ежегодно будут проходить несколько направлений образовательной программы с новым уклоном. Если сейчас, допустим, Год кино, то на форуме будет буквально организована киношкола, которая за неделю будет накачивать знаниями и навыками участника, приехавшего непосредственно на эти занятия. И так же с предпринимательством и другими направлениями. Когда эффективность образования и контакты, полученные на «Машуке», будут главной целью участника. Когда благодаря форуму у молодого человека будет четкое понимание, как ему устроиться в жизни, найти работу и развиться в профессиональной сфере. А грантовые средства – символом общественного доверия и приятным дополнением для дальнейшей самореализации в общественной деятельности».

 

Ибрагим Заурбеков, участник форума (Чеченская Республика):

«От нововведений, несомненно, была польза. «Машук» сегодня – это некий луч надежды для молодежи Северо-Кавказского федерального округа. Я думаю, если есть интересная идея, то отрадно знать, что есть и возможность получить поддержку для ее реализации.

Отлеживать то, куда идут средства, нужно, но в то же время отбор проектов должен быть максимально прозрачным и объективным. Тут уже вопросы к конкурсной комиссии. Они работают над тем, чтобы улучшить процесс отбора, это видно».