Валерия Поддаева
Автор

Эльбрусские рубежи Александра Гусева

Они встретили врага в самой высокой точке Европы, несколько десятков альпинистов стояли горой за стратегически важную высоту

Валерия Поддаева
Автор
10.10.2022

А. Гусев. Доктор физико-математических наук,  профессор МГУ

Оборону держал военный инженер третьего ранга, отчаянно влюбленный в Эльбрус и свою Родину - Александр Гусев.  

В августе 42-го немец решительно шел на Кавказ. Фашистское знамя на Эльбрусе могло значить только одно: механизированная война точно будет выиграна противником. Взятие ледяного исполина давало возможность получить доступ к вольфрамомолибденовой руде, которая использовалась для танковой брони и важнейшему ресурсу – нефти.

Сначала Гитлер вышел из себя, узнав, что «Эдельвейс» покорил высочайшую гору Европы. Но быстро сменил гнев на милость и спортивные победы фашистов легли в основу наступательно тактики. Все ключевые позиции хребта были заняты, враг спешно шел по ущельям, а Гитлер уже составил четкий план как будет качать из кавказских недр военноважный элемент. Но его планам не суждено было сбыться. Со всей страны уже ехали на Кавказ лучшие альпинисты, чтобы стать главными защитниками горы.

Среди них был Александр Михайлович Гусев, коренной москвич, влюбившийся в горы. Первый его поход в Приэльбрусье был в 16, в 22 отправился на свою первую «зимовку» в горах. Тогда же Александр понял, что горы и альпинизм – его судьба.

Гусев взял на себя миссию в кратчайшие сроки подготовить отряд на хорошо известный ему маршрут. Горная пехота настигла врага у реки Клыч. Немецкие снайперы были беспощадны. Тогда Гусев принял оперативное решение зайти с тыла, с ущелья, о котором немец не знал. Высота была отбита. На помощь к горному командиру уже спешили другие отряды, которые готовились по его методике.

Он закидывал горные ущелья гранатами, от взрыва которых немцы бежали в ужасе, сдавая рубежи. Летал над врагом в самолете, прыгал в логово с парашютом, атаковал в буран: он каждый раз ходил на грани жизни и смерти, только бы сбросить ненавистное фашистское знамя с вершины. За эти атаки немцы прозвали отряд Гусева «зелеными дьяволами», сопротивляться которым оказалось бесполезно.

Зимой 43-го Александр Гусев поднялся над Эльбрусом для совершения очередного парашютного прыжка. Его задача была удостовериться, что вражеских укреплений на горе больше нет. Приземление оказалось критическим. Военный командир получил компрессионный перелом позвоночника и был эвакуирован в госпиталь. Едва ли не на следующий день после операции, он встал на ноги и потребовал его выписать. Разумеется, чтобы вернуться в лагерь. 13 февраля температура опустилась до критической отметки в минус 50, штормовой ветер в 30м/с стал преградой для всех, кроме Гусева. Он назвал эту погодой «лучшей в сезоне» и выдвинулся на вершину. Через четыре часа отряд уже срывал остатки штандартов Эдельвейса с пика, устанавливая свое родное красное знамя. Эти кадры кинохроники облетели весь мир, а на груди всех защитников горы блестела медаль «За отвагу».

После войны Александр Михайлович посвятил себя науке. Он преподавал в МГУ, возглавив кафедру моря. Он также продолжал ходить в горы, на его счету несколько полярных походов, научные труды и воспоминания. В 1996 году Гусева не стало. После продолжительной болезни его душа упокоилась на любимом Эльбрусе. Прах отца развеяла на вершине горы его дочь, выполнив тем самым последнюю волю отца.

Фото РИА Новости