Валерия Поддаева
Автор

Сулейман Стальский. Рифмованные три строки и одна свободная

Судьба юноши не предполагала ни лиризма, ни творческого полета, ни складности мысли. Его биография писалась на железной дороге, стройках, нефтяных промыслах, чужих домах «на подачах»

Валерия Поддаева
Автор
21.06.2022

Будучи неграмотным, но с горящим сердцем и беспримерной преданностью своему государству, Сулейман Стальский вошел в творческое наследие России, которое потомки бережно хранят больше века.

Сулейман Гасанбеков (настоящая фамилия) родился в простой дагестанской семье крестьян и еще до своего рождения был предан самым близким человеком - отцом. Именно он выгнал беременную женщину из дома и обрек неродившегося сына на крайнюю бедность и скитания. После смерти матери, которая не выдержала удара судьбы, Сулейман вернулся в отчий дом, но не жил там, а существовал, зарабатывая на кусок хлеба трудом, непосильным для ребенка. Судьба юноши не предполагала ни лиризма, ни творческого полета, ни складности мысли. Его биография писалась на железной дороге, стройках, нефтяных промыслах, чужих домах «на подачах». В 30 лет жизнь бедного лезгина перевернулась после встречи с бродячим поэтом. Музыкальность слова и образность мысли заставила Сулеймана «переродиться». С 1900 года начинается летопись великого слова «сталинского Гомера».

Рифмованные три строки и одна свободная… Ашугские рубайи воспевали комсомол, Красную армию, тружеников и правителей. Сталин лично слушал стихи Стальского на одном из Всесоюзных съездов: «В большой простор нагорных стран Приветный знак ашугу дан. И вот я, Стальский Сулейман, На славный съезд певцов пришел». Они печатались в самых тиражных газетах времени – «Известиях» и «Правде». «Мудрые вожди дарили народу счастье, а тунеядцы и изменники тянули страну на дно»,- народные мотивы и патриотический дух получали отклик у миллионов. Ему верили и им восхищались.

Первые стихи Стальский сочинил на азербайджанском. Но записать не смог ни одного из-за отсутствия образования. Первая песня «Соловей» вышла в свет спустя много лет, ее годами передавали из уст в уста. Ироничные и непокорные произведения переводились на дагестанский и лезгинский. Поэт имел феноменальную память, поэтому, когда начал работать с лингвистом, переписавшим его творчество на бумагу, складывал рифмы часами. Так, свет увидел «Муллы», «Судьи», «Старшине».

На вручении Ордена Ленина голос уже 70-летнего Сулеймана Стальского дрожал от счастья и волнения. Он сравнивал себя с проржавевшим орудием, которое закопали глубоко в землю, но советская власть нашла его, «вычистила» до блеска и «дала» новую жизнь. Гордость поэта брала и за то, что выходца из самых бедных аулов слышат, слушают и ценят наравне с высокой интеллигенцией.  «Я обязан и даю слово, не жалея ни здоровья, ни сил и остатка своей жизни, посвятить себя целиком служению своей великой, счастливой родине»,- произнес он 17 апреля 1936 года.

Поэтичность и правдивость строк Сулеймана оценил Пастернак и Шолохов, а успешные дагестанские писатели перед могилой героя клялись «идти» дорогой своего земляка, учась мастерству и правде. Памятники народному поэту воздвигали с 1944 года. К ним приходят и в Махачкале, и в Касумкенте. Республиканские улицы, музеи, школы, библиотеки, драматические театры и даже теплоходы хранят имя «певца справедливости и чести».

фото РИА Новости