Олег Пономарёв
Автор

Матушка Лариса: «Мы помогаем женщинам вне зависимости от их национальности и вероисповедания»

Интервью с руководителем Центра помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом для мамы»

Олег Пономарёв
Автор
26.01.2022

Кризисный центр «Дом для мамы» работает в Ессентуках с 5 марта 2013 года. Его бессменным руководителем является Лариса Георгиевна Рубец. Чаще всего её называют матушкой Ларисой – не только потому, что она является супругой священника, но и в знак безграничного уважения к тому, что она делает.

 

- Лариса Георгиевна, как и с чего всё начиналось в 2013 году?

- Никогда я раньше этим не занималась, даже не думала, что когда-нибудь буду это делать. У нас с мужем было своё рекламное агентство, мы с ним художники. Много лет занимались рекламным бизнесом. А потом муж стал священником – в текущем году 10 лет исполняется этому событию.

В то время вышел закон о развитии общественных организаций, помогающих людям в трудных жизненных ситуациях, и в Москве открыли «Дом для мамы», буквально на полгода раньше, чем наш. В тот год как раз была создана наша Пятигорская и Черкесская епархия, а Центр – при ней. Епархии нашей в прошлом году исполнилось 10 лет, весной будем отмечать её одиннадцатилетие.

В Москве владыка Пантелеимон Шатов, помощник Святейшего Патриарха по церковной благотворительности и социальному служению, занимается этими вопросами. И у нашего владыки Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского, тоже есть такой помощник, отец Сергий. Он поехал на один из первых съездов по социальному служению и встретился с людьми, «заряженными» на тему противодействия абортам. Это и есть основная наша тема, ради которой мы открылись. Чтобы поддерживать женщин, которые собираются прерывать беременность по тем или иным причинам. Церковь однозначно считает аборт убийством.

Когда отец Сергий вернулся (а мы с ним были на тот момент знакомы, я в качестве волонтёра помогала в храме вместе с другими родителями), то он привёз эту идею – помогать таким мамам. Они ведь приходят в церковь время от времени. Они понимают в глубине души, что нельзя ребёночка убивать. Но какие-то внешние обстоятельства на них давят. Почему женщины делают аборт? Потому что нет рядом сильного плеча.

 

- Нет поддержки.

- Да. Какие-то психологические, материальные проблемы… доучиться, например, надо. А сейчас, к сожалению, сейчас многие женщины делают аборты, потому что просто не хотят выходить из зоны личного комфорта.

В марте будет 9 лет, как мы открылись. В то время подавляющее число женщин шло на этот шаг по материальным причинам, прежде всего. И мы, опираясь на опыт Москвы, открыли свой «Дом для мамы». Владыка предоставил нам здание в Ессентуках, в котором мы и сейчас располагаемся, памятник регионального значения. Город передал здание епархии для духовно-просветительского центра, а владыка принял решение создать здесь центр помощи матерям с детьми в трудной жизненной ситуации.

Мы ведь помогаем не только женщинам, которые собираются сделать аборт. У нас много тех, кто просто нуждается в поддержке – многодетные, матери-одиночки. Часто работаем со случаями, когда дети становятся социальными сиротами при живых родителях. Направление так и называется – «профилактика социального сиротства».

Буквально сегодня был случай - звонит руководитель опеки ессентукской и говорит: «Матушка, пришла к нам женщина, которая находится в настолько тяжёлой ситуации, что хочет отдать детей в реабилитационный центр на время». Государство предоставляет такую возможность, но лучше детям там не бывать. Дело в том, что туда определяют детей из очень сложных семей. Не то, чтобы прямо «рецидивисты», но для любого домашнего ребёнка там находиться – психотравма.

 

- Агрессивная среда.

- Да, очень жёсткая. Словом, человек впал в такое отчаяние, что решился на этот шаг. И мы только что с ней созванивались. Готовы взять её в приют и искать решение всех вопросов. Самая большая её проблема – долг за коммуналку около 100 тысяч накопился. Она сама сирота. И муж такой, что нужно разводиться – он её бьёт... В общем, куча проблем. Всё это мы с ней «по ступенечкам» прошли. У неё два ребёнка – 2 и 6 лет. Но мы же для этого и работаем, чтобы детям помочь вместе с их мамой! Договорились, что всё решим: и материальные и другие проблемы. У нас есть психолог, юрист, педиатр, многие другие врачи – в том числе, самые узкопрофильные специалисты. Они нам помогают как волонтёры.

 

- То есть, это с их стороны безвозмездная помощь?

- Абсолютно безвозмездная. Есть даже женщины, которые помогают с грудным вскармливанием, специалисты по уходу за новорожденными. Чего ни коснись – пожалуйста! Лишь бы предотвратить более страшные проблемы. Я, получается, адресно координирую этот процесс при оказании какой-то конкретной помощи. В приюте за 9 лет у нас уже проживало 50 мамочек и 70 детей, недавно подсчитывали. А всего разными видами помощи у нас было охвачено около 3,5 тысяч человек. Кому-то нужны продукты, кому-то нужна одежда, кому-то консультация…

Все случаи очень разные. Где-то материальные сложности. Где-то просто психологически нужно человека поддержать, чтобы он поверил в свои силы. Где-то обучение какому-то ремеслу. Любая жизненная поддержка. И хочу подчеркнуть, что мы помогаем женщинам вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

 

- Это принципиальная позиция?

- Да, абсолютно принципиальная, изначально исходящая от Владыки. У нас Кавказ, у нас здесь особое место. И к нам обращаются люди разных национальностей.

 

- А по географии?

- В основном, это юг Ставропольского края. Но и Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, конечно, тоже. Из Северной Осетии, и даже Дагестана обращались.

Разные бывают ситуации. Бывает, в Москве кто-то «завис» со своей проблемой огромной, но родом из наших мест. А мы же сотрудничаем друг с другом – центры защиты материнства. Сейчас в стране 76 таких организаций, как наша. Именно с приютом, с гуманитарным складом, комплексных. Всё время встречаемся с коллегами, обмениваемся опытом, по два раза в год.

(продолжение следует)

 

Фото предоставлены АНО «Кризисный центр помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации «Дом для мамы»