Валерия Поддаева
Автор

Бахру-Кадар или Губден. Особенный характер гор

Бахру-Кадар или Губден- дагестанский аул считается воротами в горы, ведь отсюда идут дороги на Дербент и Леваши

Валерия Поддаева
Автор
29.12.2021

Бахру-Кадар или Губден- дагестанский аул считается воротами в горы, ведь отсюда идут дороги на Дербент и Леваши. Археологические раскопки подтвердили его солидный возраст и дали основание предполагать, что это место стало ранней землей обитания человека.

История поселения началась с 23 общин. Родственные связи распространялись за пределы аула, их никто не смел прерывать, также, как и пренебрегать законами шариата. Это были особенные даргинцы, которые отказались входить в Союз Акуша-Дарго, но служили в ополчении Шамхальства Тарковского. Некоторая отстраненность помогала губденцам становиться «судьями» в решении споров между Шамхальством и Акушинским союзом. Губденцы неприемлили междоусобицы и всегда решали местные политические конфликты.

istochnik:ru.wikipedia.org

Перепись 1886 года оставила много интересных сведений. Бахру-Кадар обладал 1500 га пастбищ, 52 га садов, чуть больше 44 тысячами голов овец и коз и 372 лошадями. Если земли в то время принадлежали всей общине, то пастбища распределялись каждый год путем жеребьевки. В исторических справках осталось, что жители аула были не только прекрасными животноводами, но и имели богатый опыт в сельском хозяйстве. Трехпольный севооборот давал горцам стабильно богатый урожай. Истории о небывалых сборах пшеницы ходили далеко за окрестности.

В 1919 году Губден был полностью разрушен «деникинцами» в ходе Гражданской войны. А в годы Великой Отечественной войны большая часть воевавших губденцев не вернулась в родной дом.

istochnik:md-gazeta.ru

Жители аула внесли большой вклад в становление и развитие дагестанской культуры в целом. Уклад дома, планировка жилья, бытовые традиции остались на века. Даже сейчас историки утверждают о многочисленных сохранившихся правилах семьи, перешедших от далеких предков. Настолько строгий консерватизм местных жителей, безусловно, только способствовал сохранению самобытности, которая стремительно теряется в других регионах из-за прогресса.

Если говорить об обычаях, то стоит отметить особое положение женщин в каждой семье. Им не приходилось ухаживать за животными, а без одобрения матери, дочь не вышла бы замуж. Рукоделие губденцев тоже прошло через века. «Мачайти» - называют национальное ремесло, которое уходит в историю. Это специальная дагестанская обувь - чувяки без каблуков или губденские тапочки на кожаной подошве. Сафьяновые экземпляры украшаются вышивкой у носка с использованием «золотой» нити. Рисунок по всем правилам должен напоминать голову горного тура. По признанию местных мастеров, «губденки» теряют свою популярность, люди становятся практичнее. Выходные тапочки с вековой историей сейчас можно приобрести всего лишь за 600 рублей.