Валерия Поддаева
Автор

Железная дорога Кавказа: как уголь проложил путь в столицу аметистам и яшме

За три года, к лету 1875, новая железнодорожная артерия соединила пять губерний: Терскую, Кубанскую, Екатеринославскую, Донскую и Ставропольскую

Валерия Поддаева
Автор
29.11.2021

В середине XIX века донские казаки ходатайствовали императору о закладке железной дороги. Причина обращения была весомая – добыча угля в Грушевских копях. Разумеется, Александр Николаевич дает добро и подписывает указ. Тем временем, не упуская возможности, наместник Кавказский делает предложение императору не менее выгодное – продлить дорогу до Владикавказа и получить выход к морю.

За три года, к лету 1875, новая железнодорожная артерия соединила пять губерний: Терскую, Кубанскую, Екатеринославскую, Донскую и Ставропольскую. А спустя еще пять лет география путей и сообщения расширилась веткой Беслан-Грозный-Махачкала. Название она получила «Петровская».

istochnik:runivers.ru

На большой императорской стройке работало около пяти тысяч приглашенных из разных губерний разнорабочих. Сюда ехали на заработки крестьяне их Харьковской и Курской волостей, трудились здесь и местные жители. Строительный материал, в том числе и лес, из которого изготовлялись шпалы, закупался в России. Металлоконструкции, краны гидравлики, мосты и различное оборудование для механических дел везли из Бельгии. Сами паровозы и дополнительные вагоны тоже были импортными.

Узнав, что теперь до Владикавказа можно добраться железной дорогой, а оттуда уже на перекладных отправиться на Воды, в курортный Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск, просто хлынула столичная богема. Однако, гости курортов стали быстро жаловаться, что проводить большую часть отпуска в дороге и некомфортном дилижансе им не совсем хочется. Управление Кавказскими Минеральными водами сориентировалось быстро и пока еще были заключены соглашение с иностранными поставщиками и налажен темп строительства, добились начала строительства и Минераловодской ветки. И как оказалось, не зря.

istochnik:russiahistory.ru

Именно с появлением железнодорожного сообщения, курорты Кавказа получили самое большое развитие. Количество отдыхающих увеличилось в несколько раз. За счет небывалого туристического потока на Кавминводах стали появляться бальнеологические учреждения, санаторию, стали активно строить гостиницы, курортные залы, театры, а инвесторы не скупясь стали вкладывать средства в открытый и доступный теперь каждому жителю Империи край.

Появление железной дороги на Кавказе дало мощнейший импульс к развитию всех городов. Значительно улучшилось качество жизни: товарные составы ходили даже чаще пассажирских. Кавказ отправлял в столицу свой урожай, ковры, ткани, ну и, пожалуй, главное и самое ценное – богатства своих недр. Изделия из пород и минералов, добытых в горах Кавказа, стали украшать все знаменитые дома и салоны Москвы и Петербурга.

Историки даже шутят, что самый обычный уголь Грушевских копей открыл дорогу в высший свет кавказской яшме, кварцу и аметистам.