Валентина Пащенко
Автор

Алибек Узденов – грантообладатель молодежного форума «Машук-2015»

Валентина Пащенко
Автор
26.02.2016

Алибек Узденов – руководитель Карачаево-Черкесской региональной общественной молодежной организации «Ас-Алан», является автором проекта «Открытой туристической информационной системы (ОТИС)», который стал одним из победителей на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук-2015». Корреспондент портала «Кавказ Сегодня» встретилась с Алибеком Узденовым и узнала, как реализуется проект «Машука» на территории Карачаево-Черкесской Республики.

– Добрый день, Алибек. Расскажите, как пришла идея создания проекта в сфере туризма?

– Идея созревала постепенно. Как это ни странно, я сам о красотах нашего края узнал от жителей Санкт-Петербурга. Учился там, прожил восемь лет. Случайно познакомился с одним альпинистом по имени Сергей. Он, как только узнал, что я родом из Карачаево-Черкесии, начал мне захлебываясь рассказывать обо всех красотах республики, о Домбае, о лыжах. Я начал рыться в Интернете. Нашел один из сайтов о Домбае, информации там было очень мало. А я сам, будучи жителем Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, ни разу в Домбае и не был.

Под впечатлением от рассказов в 2008 году я взял отпуск и поехал туда на 20 дней. Встал на сноуборд. Впечатлений было огромное множество!

После я общался со многими жителями Петербурга и недоумевал – большинство ехали отдыхать за границу. О том, что такое Карачаево-Черкесия, люди в большинстве своем знать не знали.

За восемь лет, прожитых в Петербурге, я не встретил ни одного петербуржца, кроме того альпиниста, кто бы знал, кто такие карачаевцы. Было очень обидно. Вроде в одной стране живем... С тех пор я в Интернете, на форумах все время пытался всем рассказывать о республике и о народах, которые ее населяют. Можно сказать, что реализация проекта началась еще тогда, восемь лет назад...

– Вы уже тогда руководили молодежной общественной организацией и начали разработку этого проекта?

– Еще нет. Я вернулся в республику, а здесь все началось после прихода на пост главы республики Рашида Темрезова. Он сразу после назначения собрал молодых активистов региона, и завертелось: форумы, семинары, конференции, «круглые столы»... На них-то и обсуждалась идея о необходимости создания интернет-путеводителя на самых разных уровнях. В 2014 году глава сказал, что надо сделать такой ресурс, но финансирования не было. Проект даже не был разработан.

В 2014 году я был избран лидером молодежи рода Узденовых. Это один из самых многочисленных родов региона – в нем насчитывается около девяти тысяч человек в шести разных народах (карачаевцы, балкарцы, абазины, ногайцы, русские, грузины).

Среди представителей рода многие работают в сфере туризма, например руководитель компании Архыз-Синара Марат Узденов, автор блога «welcometocaucasus» альпинст Ибрагим Узденов, замминистра туризма, курортов и молодежной политики республики Рашид Узденов. Причем все они выросли обособленно, почти не знакомы.

Накануне «Машука-2015» в нашей общественной организации состоялось очередное обсуждение, снова заговорили о туризме, и понеслось – «а давай на «Машук» представлю такой проект»...

– В итоге Ваш проект «Открытой туристической информационной системы» стал победителем конкурса молодежных проектов Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2015» и получил грант в размере почти 2,5 миллиона рублей. Расскажите подробнее, что он из себя представляет.

– Суть проекта заключается в создании единого информационного портала для всех объектов туристического бизнеса Карачаево-Черкесии.

За подготовительный этап проекта отвечал я. Создание туристического информационного центра курирует Министерство туризма республики и унитарное предприятие «Кавказ», которые и реализуют сам проект.

Сайт «Истоки Кубани» – это официальный туристско-информационный центр Карачаево-Черкесской Республики – ikuban.info. Его можно назвать официальным путеводителем по региону. На сайте уже сейчас размещена информация об объектах культурно-исторического наследия, памятниках природы, архитектуры, объектах туристической инфраструктуры, услугах активного отдыха и многое другое, что может пригодиться туристам, планирующим поездку на курорты республики.

Этот информационный центр призван сформировать единую информационную среду турбизнеса региона и способствовать увеличению туристического потока в Карачаево-Черкесию.

Вторая часть проекта – включение регионального туристического бизнеса в единую информационную систему всей страны, что позволит расширить круг потенциальных туристов.

ОтдыхМаркет.ру otdyhmarket.ru – это огромный портал с большим количеством сервисов, который идентичен на всей территории Российской Федерации. В данном случае мы вносим Карачаево-Черкесию и респондентов туризма в республике в эту информационную систему. Для этого требуется согласование всех наших действий с объектами турбизнеса.

На портале otdyhmarket.ru несколько гостиниц уже представлено пока в тестовом режиме.

– Чем именно уникален этот проект и что он может принести республике?

– Вот представьте себе обычный горный аул Хурзук, например. Любой житель может чуточку облагородить свой дом, сфотографировать его, разместить информацию о нем в туристско-информационном центре «Истоки Кубани» и получить клиента. Обычного туриста, который ищет не бассейн с сауной, а настоящую природу, экологически чистую еду, первозданность. И такие клиенты будут!

Мы уже не способны принять всех желающих в гостиницах. В Архызе стройки не останавливаются. Новые склоны, новые гостиницы, но все равно мало. ТИЦ привлекает новых туристов, создает условия для эффективного отдыха тех, кто уже к нам приезжает. Развивается конкуренция.

Есть туристы, которые готовы платить в три раза больше, но они требуют соответствующего качества услуг. Отзывы гостей в этой информационной системе заставят бизнесменов реагировать на пожелания клиентов. А туризм – формировать высокий сервис, хорошее отношение к клиентам. Это не просто экономическое развитие, это миллионы людей, которые променяют свое предвзято-негативное отношение к кавказцам, навязанное СМИ. Человек, который неделю прожил в доме среднестатистического жителя села Учкулан, например, никогда не скажет ничего дурного о карачаевцах, так ведь? А если он отзыв напишет в системе Отдых-маркет, у этого хозяина дома появится много друзей из представителей разных народов страны. Это ведь замечательно!

Чтобы вы понимали, насколько это серьезно, сегодня в соседних регионах, на заправках продаются туристические карты-путеводители о Карачаево-Черкесии и народах, которые ее заселяют. Так вот, там написано, что карачаевцы – ваххабиты... Кто-то ведь это придумал, и те, кто не знаком с республикой, в это поверят и в страхе никогда не приедут отдыхать туда, где живет этот народ.

Мой проект – это площадка, где гости будут находить исчерпывающую информацию о том, что из себя представляет Карачаево-Черкесия. Где они смогут, будучи еще дома – в другом регионе, заказать и оплатить все услуги, которыми будут пользоваться в Карачаево-Черкесии во время своего отпуска. Проект – это мост между жителями разных регионов, которые будут знакомиться на склонах наших гор и укреплять дружбу между народами.

Интересна и финансовая сторона вопроса. На сегодняшний день в Карачаево-Черкесию ежегодно приезжает около 700 тысяч туристов в год. Средний срок их пребывания в республике составляет 10 дней. Они все это время находятся в движении? Нет. Минимум один час в день они теряют, раздумывая, чем бы заняться. Или стоя где-то в ожидании. Между тем, когда турист активен, он тратит деньги, порядка 200-300 рублей в час. А когда выбирает или стоит в очереди за услугой, а не пользуется ей, эти самые 200-300 руб. экономика региона недополучает. Это экономические издержки. Теперь давайте подсчитаем: 700000 человек * 10 часов * 250 руб. = 1.750.000.000 рублей экономических издержек в год. Даже если нам не удастся увеличить количество туристов за счет того, что с помощью нашей системы путеводителя и интернет-магазина мы поможем туристам заблаговременно спланировать свой отдых, почти два миллиарда рублей в год останутся в республике, а не уедут обратно в карманах отдыхающих.

– На какой стадии реализации находится Ваш проект?
– Проект реализован процентов на 60-70. Можно сказать, уже финишная прямая. То есть, концепция основная уже выработана. Сайт презентационной части Истоки Кубани ikuban.info уже работает, даже мобильная версия практически закончена. Где-то к апрелю та часть проекта, которая оплачена, будет реализована.

Вторая часть проекта самая основная, наверное, самая главная – это отдыхмаркет.ру. То есть, проект предусматривал участие на этой площадке наших респондентов – участников туристического бизнеса. Его мы предполагали делать уже за счет софинансирования.

– Встречались ли на пути реализации проекта трудности, препятствия?

– Возникли огромные проблемы из-за скачка курса доллара. Фирма, которая предоставляет нам услуги по разработке портала и по внесению информации в него, на момент разработки проекта еще не успела поднять цены в соответствии с долларом. А на тот момент, когда поступили средства, когда уже началась работа, уже ценники изменились очень значительно. Это нам создало кое-какие проблемы.

Еще, к сожалению, как оказалось, абсолютное большинство гостиниц в регионе почти не работают с компьютером. То есть, информацию рисуют на доске, пишут карандашом, стирают ластиком и так далее. И все это не сопровождается в какой-либо программе. Соответственно, привязать их к нашему сайту и интернет-магазину мы не можем. Это очень большая проблема.



– Осенью 2015 года состоялась встреча главы республики Рашида Темрезова с грантообладателями проектов «Машука-2015». За каждым автором проекта был закреплен куратор из профильных министерств. Какое участие в реализации проекта принимали представители власти региона?

– Очень важно отметить работу Министерства туризма республики. В условиях дефицита средств они очень большую работу на себя взяли. Я могу сказать, что практически мне ничего делать не пришлось. То есть, на той стадии, когда уже пошла реальная работа с туристическими объектами, реальная работа с программистами, команда Министерства туризма Карачаево-Черкесии и унитарного предприятия «Кавказ» дальше все сделала сама. Они выбирали подрядчиков – тех, кто будет писать программу, набирали тех, кто будет фотографировать виды достопримечательностей и так далее.

– Все ли, что планировалось осуществить в этом проекте, удастся воплотить в жизнь?

– Была задумка поставить по периметру республики на въездах, на автозаправочных станциях терминалы по заказу туристических услуг. Это планировалось сделать на средства софинансирования, но из-за сложной экономической ситуации в стране пока пришлось полностью отказаться от их установки. С помощью таких терминалов туристы могли бы изучать, строить маршруты своего путешествия уже после того, как въехали в регион. Это больше имиджевая составляющая проекта, чем функционально значимая. Также полностью отказались от рекламы в федеральных СМИ. Впрочем, тратить деньги на рекламу мне и эксперты «Машука» не рекомендовали во время защиты проекта. Как бы там ни было, проект работает.

На днях прошло совещание рабочей группы по реализации этого проекта. Через пару недель у проекта Туристического информационного центра будет совершенно новый вид. Системупродаж и путеводитель наконец-то сможем объединить. Взаимодействие двух сайтов наладится, и система будет реально работать.

– Спасибо за интересную беседу, желаю Вам и Вашему проекту успеха и скорейшей реализации!

– Спасибо.