Адам Буражев
Автор

Зара Аушева-Базоркина: «Впереди – смелые сценические эксперименты»

Адам Буражев
Автор
03.11.2015

Русский государственный музыкально-драматический театр в Ингушетии открыл новый сезон с тремя премьерами по Чехову, Зощенко и Вампилову. Одно из главных достижений в 2015 году – вступление в Международный институт театра при ЮНЕСКО, что позволит поехать в гастрольный тур по Латинской Америке. Также в перспективе – новое театральное здание.

Про Ингушетию в СМИ говорят и пишут много. Раньше это была тема конфликтов и беженцев, чуть позже – боевики и перестрелки, сейчас в центре внимания социальная сфера,строительство или туризм. «Кавказ Сегодня» решил узнать, как обстоят дела в культурной сфере. Русский государственный музыкально-драматический театр – один из самых популярных театров в Ингушетии. Основатель и руководитель театра – Микаэл Базоркин – внук известного ингушского писателя Идриса Базоркина, который написал самый популярный в республике роман «Из тьмы веков». Последние полгода Микаэл работает в Москве и обязанности руководителя театра исполняет его супруга Зара Аушева-Базоркина.

– Зара, прежде чем перейти к обсуждению работы, хотелось бы узнать о тебе побольше. Как удается совмещать насыщенную событиями и заботами театральную жизнь с необходимостью воспитывать детей и следить за домашним очагом?

– Честно говоря, с большим трудом. Всего у нас шестеро детей – четыре девочки и два мальчика. Сейчас пятеро детей в школе и одна в садике, стало проще.

– Ваш театр достаточно молод, но уже успел обрести популярность. Мне интересно, как все происходило, с чего начинался ваш путь к успеху?

– Он начался в тяжелом 1994 году, когда власти республики договорились с народным артистом СССР, тогда ректором Высшего театрального училища им. Щукина Владимиром Этушем о наборе ингушского курса в Щукинское училище. Конечно, времена были тяжелые, студенты – в основном беженцы из Северной Осетии и Чечни. Старшим на курсе у нас был Микаэл Базоркин. Наши ребята прислушивались к его мнению, он занимался всеми возникающими вопросами на курсе и решал их, находил спонсоров, потому что ждать из дома студентам практически было нечего в связи с тяжелой обстановкой в регионе.

К выпуску у нас было четыре дипломных спектакля: «Из тьмы веков» Базоркина, «Женитьба» Гоголя, «Чеховский вечер» и «Эй, кто-нибудь!» Сарояна. И Микаэл сделал так, чтобы декорации и оформление спектаклей принадлежали только нам. Они были изготовлены на спонсорские деньги. Все это было собственностью нашего курса. Поэтому, выпускаясь, мы могли забрать с собой все это.

Когда Микаэл предложил создать свой театр, идея казалась, конечно, бредовой. Преодолев много трудностей, о которых рассказывать очень долго, в 1998 году, сразу после выпуска, создан Ингушский театр-студия «Современник». Было очень трудно. Не было помещения, где бы мы могли собираться, заработная плата – символическая, играли на выездах в школах, школьных лагерях, везде, где можно было найти какую-нибудь площадку. Были большие проблемы с неподготовленным зрителем. Порой мы, актеры, не слышали друг друга на сцене.

– Труппа в полном составе преодолела эти трудности?

– Многие не выдержали этих условий и ушли. Кто-то уехал в Москву, кто-то и вовсе поменял профессию. Труппу пополнили актеры старшего поколения, пришедшие из государственного драматического театра. Они удачно вписались в стиль тех спектаклей, которые театр бережно сохраняет в репертуаре.

– А как сейчас обстоят дела, чем можете похвастаться?

– В 2000 году наш театр со спектаклем «Из тьмы веков» занял первое место на первых международных Дельфийских играх в Москве. «Золото» Дельф было наше! Нашей радости не было предела. После такого успеха нам выделили средства на гастрольное турне по Золотому кольцу России. Стартовали мы в Московском еврейском театре «Шалом». Мы даже играли в первом Русском театре им. Волкова в Ярославле. У нас был просто шок, когда Микаэл объявил нам, что мы едем в город Сочи и играем в Зимнем театре, где дают спектакли и концерты в основном только звезды. И дальше – Калуга, Магнитогорск, Саратов, Пенза, Рязань, Пермь, Владикавказ, Махачкала, Нальчик, Ростов-на Дону и многие другие города. И это только начало. Наш театр является лауреатом и дипломантом многочисленных фестивалей, и каждый раз мы достойно представляем нашу республику, и многие участники фестиваля с нетерпением ждут, что же Русский театр Ингушетии покажет на этот раз.

В 2005 году Ингушский театр-студия «Современник» был переименован в Русский государственный музыкально-драматический театр Республики Ингушетия.

Талантливая молодежь, которая приходит в наш театр, попадает в атмосферу заботы и внимания. Являясь организатором и председателем Ассоциации театров Юга России, Микаэл Базоркин все эти годы занимается подготовкой абитуриентов с перспективой их дальнейшего поступления в театральные вузы нашей страны, такие, как ГИТИС, ЩУКА, Театральная школа Константина Райкина, Институт культуры города Москвы, благодаря чему труппа ежегодно пополняется молодыми актерами. Мы сегодня гордимся тем, что наш театр полностью укомплектован профессиональными актерами и техническим персоналом. Мы теперь ничего не боимся, мы можем брать для постановки любой материал, например, «Чайку» Чехова. «Чайка», которую осмеливается ставить не каждый театр. Эта пьеса по праву считается одной из самых глубоких в драматургии писателя. И, на мой взгляд, очень достойная работа нашего главного режиссера Ахмета Льянова. Да и все его спектакли высоко оцениваются жюри всех фестивалей. Мы гордимся тем, что в нашем театре есть такой режиссер, как Ахмет.

– Кто сегодня ваш зритель? Молодежь проявляет интерес к постановкам театра?

– На спектакли приходят студенты, школьники, молодежь и люди старшего возраста. Сегодня очень много работаем с молодежью. Каждый раз, перед началом спектакля, мы проводим с ними беседу о том, что такое театр, как нужно себя вести, коротко рассказываем историю становления нашего театра. И ребята, которые в первый раз в театре, с большим интересом слушают, и это дает свои результаты. Если в 1998 году мы «себя не слышали» на сцене, то сегодня у нас в зале «гробовая тишина».

Главный администратор театра Мусса Бекмурзиев организовал «круглый стол» с участием представителей парламента, министерств и ведомств, народного фронта на тему посещения театра.

Я благодарна главе нашей республики Юнус-беку Евкурову за поддержку, в результате чего сегодня спектакли посещают коллективно. К примеру, мэр нашего города Алихан Тумгоев и все работники администрации Назрани – наши постоянные зрители.

Театр не остается в стороне от социально-общественных изменений в стране, благодаря чему появляются спектакли, отвечающие веяниям времени. Это «Золотой укол» Шадыжева, «Две стрелы» Володина, «Искушение» Джованинни, «Забыть Герострата» Горина, ну и, конечно, являясь русским театром, приобщаясь к великой классике, – «Чайка» Чехова и другие.

С 2015 года театр вступил в Международный институт театра при ЮНЕСКО. Если раньше гастроли в странах дальнего зарубежья были для нас практически недоступны, то на данный момент Русский государственный музыкально-драматический театр планирует гастрольный тур по Латинской Америке, что становится вполне возможным.

– С кадрами проблем не бывает? Спектакли финансируются?

– Вот с кадрами вообще никаких проблем. Как я уже сказала, Микаэл многим ребятам помог и до сих пор помогает устроиться в лучшие театральные вузы страны. Отучившись, они приезжают домой и работают в нашем театре. Нам помогают власти. С постановками сложностей непреодолимых не возникает.

Театр живет и работает и надеется на лучшее. В перспективе – Магас и свое новое театральное здание. Впереди – смелые сценические эксперименты и воспитание заинтересованного театрального зрителя, потому что есть люди, раз и навсегда связавшие свою судьбу с театром.

Для справки: В октябре 2015 года Русский государственный музыкально-драматический театр начал новый сезон, который будет изобиловать премьерами. Обещают три новых спектакля. Главный режиссер театра готовит к показу постановки по произведениям Антона Чехова «Жених и папенька», Михаила Зощенко «Любовь» и «Дом с окнами в поле» Александра Вампилова.