Кисломолочный праздник с привкусом меда

Фольклорно-этнографический фестиваль культуры карачаево-балкарского народа «Праздник айрана на Медовых водопадах» проводится в Карачаево-Черкесии уже на протяжении шести лет. Это один из негласных туристических брендов республики с собственной историей, узнаваемый и притягательный для ее гостей. За время проведения кисломолочный праздник приобрел статус международного – его с удовольствием посещают гости из-за рубежа.

Неизменной площадкой фестиваля является территория туркомплекса «Медовые водопады» в Малокарачаевском районе КЧР, где неоднократно устанавливались разнообразные рекорды. К примеру, в 2011 году приготовили огромный хычин (карачаевский национальный пирог с начинкой из картофеля и сыра) размером почти 2,6 метра.

По словам организаторов, цель фестиваля – развитие и сохранение культуры, традиций и обычаев карачаево-балкарского народа. Здесь можно посетить выставки мастеров народных промыслов, посмотреть театрализованные представления и, разумеется, попробовать широко известный кавказский кисломомолочный напиток – айран. Благодаря нему колоритный праздник и получил свое название. В текущем году он прошел 23 сентября.

Целебный напиток горцев

С момента возникновения идеи фестиваля, айрану здесь отвели ключевую роль. Ежегодно для гостей и участников готовят огромный 500-литровый чан со знаменитым кисломолочным напитком. Кульминацией становится торжественное снятие крышки с резервуара, когда все присутствующие приглашаются на всеобщую бесплатную дегустацию айрана.

В первую очередь угощают старейшин. Перед тем, как пригубить айран из большой деревянной чаши – гоппана, старики громко желают окружающим благополучия и добра. Затем напиток раздают остальным гостям. В дело идут обычные одноразовые пластмассовые стаканчики, наиболее запасливые приезжают на фестиваль с различными небольшими емкостями.

Существуют различные виды айрана. Для получения густого джуурта молоко надо кипятить дольше, чем обычно. При готовке гыпы-айрана используется козье и овечье молоко. По своим характеристикам хылджы айран напоминает кефир. Употреблялся также и къайнагъан айран, который получался после взбивания. Гаралп айран готовили с использованием нарзана.

Марзият Текеева занимается гыпы-айраном с 1993 года и не понаслышке знает о его свойствах и особенностях приготовления. Женщина работает заместителем директора по учебно-методической части механико-технологического колледжа села Первомайского. Главное отличие гыпы-айрана от обычного – молоко не кипятится, а используется сразу после надоя.

 

«Для приготовления гыпы-айрана используются кефирные грибки. Кефирный грибок заливается в свежее парное молоко, квасится 24 часа. Затем мы его тщательно перемешиваем, айран пропускаем через дуршлаг, отсеивая грибки. Получившийся айран используем как напиток, а грибочки промываем в проточной холодной воде, опять заливаем следующей порцией молока и квасим», - рассказывает моя собеседница.

Она говорит, что грибки для закваски исстари передавали из рук в руки. Их свойства и состав определены в результате исследований, однако воссоздать присущий ему клеточный состав в настоящее время не получается даже у биохимиков, отмечает Текеева. При создании данного симбиоза часть микроорганизмов подавляется, а другой - подавляется. Это и приводит к потере первоначальных свойств закваски. Раньше грибки перед хранением высушивали в хорошо проветриваемом помещении, сейчас для этого используют холодильники.

«В Россию этот грибок переселился в 20-м веке. Современное промышленное производство кефира налажено на основе использования именно кефирного грибка. Делается материнская закваска на этих грибках, ее пересаживают и делают производственную закваску путем заквашивания, пастеризованного молока – получается обычный питьевой кефир. Мы с вами пьем материнскую закваску», - просвещает меня Марзият Текеева.

Утверждается, что в ста граммах гыпы-айрана содержатся витамины А, В1, В2, В6 и В12, каротиноиды, ниацин, кальций, железо, йод, цинк, фолиевая кислота и другие биологически активные вещества. Он активизирует иммунную систему, нормализует обмен веществ (включая углеводный), помогает справиться с желудочно-кишечными заболеваниями и дисбактериозом, обладает многими другими полезными для человека организма свойствами.

Верный спутник на протяжении всей жизни

Карачаевцев и балкарцев, подобно другим горцам, трудно представить без ножа или кинжала, которые являлись для их предков незаменимым атрибутом костюма и обихода в течение всей жизни. На одной из выставок в рамках фестиваля представили карачаево-балкарские ножи.

Мастер-оружейник из Кабардино-Балкарии Мухадин Карчаев занимается изготовлением ножей на протяжении 25 лет. Первоначально он планировал развивать на Кавказе туристический бизнес мирового уровня, однако начавшийся Карабахский конфликт вынудил его пересмотреть свои планы, и он переключился на изготовление сувенирной продукции, запатентовав наименование «карачаево-балкарский нож».

«Особенность национального карачаево-балкарского ножа в простоте и хозяйственно-бытовом назначении. С его помощью можно аккуратно и правильно зарезать барашка, вырезать различные изделия из дерева. Этими же ножами можно изготовить деревянные ножны для них», - говорит мастер, показывая свои творения.

Он рассказывает, что у карачаево-балкарского народа было принято при рождении мальчика дарить ему небольшой нож. Когда ребенок мог носить штанишки и поясок, у него появлялся нож большего размера. Он изменялся на протяжении всей жизни горца по мере его взросления. Юноши и мужчины носили нож, который они могли применять для более серьезных нужд в хозяйстве, включая закалывание домашнего скота.

«Когда человек старел, у него опять появлялся маленький нож, с которым он сидел во главе стола своим семейством. Этот нож он использовал в качестве столового прибора, при необходимости им можно было отрезать мяса. Вот так менялся нож карачаевца или балкарца на протяжении его жизни», - подытоживает Карчаев.

Он подчеркивает, что карачаево-балкарский нож предназначен для хозяйственно-бытовых целей, так как изготавливается без упоров и прочих приспособлений, характерных для холодного оружия. Свои ножи Мухадин Карчаев создает из булата, дамасской и легированной стали. Среди представленных им изделий можно увидеть разделочные и туристические ножи, сувенирные кинжалы (кама) и шашки (уллу бичак).

Возрождение национального костюма

Один из важнейших элементов культуры и самобытности каждого народа – его национальная одежда. Организаторы фестиваля «Праздник айрана» включают в программу и показ моделей карачаево-балкарских костюмов, которые привозят сюда дизайнеры из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Среди них и неоднократная участница фестиваля Зарема Хапчаева. Воссозданием национальных традиционных нарядов карачаевцев и балкарцев она увлеклась около 15 лет назад, открыв собственный салон в селе Учкекен. Здесь она шьет женские, мужские и детские костюмы. Недавно ее работы увидели и в Москве наряду с шедеврами ведущих российских модельеров.

«Мы ездили в Москву с делегацией, где я представляла культуру карачаевцев и балкарцев посредством национальных костюмов. В посольстве Белоруссии мы провели выставку и дефиле. Другая наша выставка проходила в галерее искусств Зураба Церетели. Наши модели мы показывали на одной площадке с известными российскими художниками-модельерами Валентином Юдашкиным и Вячеславом Зайцевым», - поделилась член международной ассоциации дизайнеров-модельеров России Зарема Хапчаева.

В разговоре она добавляет, что намеревается сделать национальные костюмы популярными в молодежной среде. Спрос на исконные костюмы карачаевцев и балкарцев есть, отмечает Хапчаева, особенно это касается свадебных платьев.

«У нас невесты, как правило, выбирают для торжественной церемонии европейские открытые платья, что является практически табу для нашей культуры и адатов. Я работаю над сохранением культуры нашего народа. Для желающих приобрести свадебные платья в национальном стиле я снизила цены на наши наряды, которые можно приобрести по той же цене, что и импортные», - говорит Хапчаева.

В Москве она получила предложение на пошив кавказской национальной одежды для съемок кинофильмов. Если договор будет заключен, дизайнер-модельер из Карачаево-Черкесии намерена продолжить работу в этом направлении.

Важность этнокультурного праздника на Медовых водопадах трудно переоценить, констатирует Хапчаева. Зачастую с культурой и бытом карачаево-балкарцев знакомятся не только иноязычные гости фестиваля, но и сами представители этноса, узнающие много нового об истории собственных народов.

Поделиться

Реклама

Кисломолочный праздник с привкусом меда

Фольклорно-этнографический фестиваль культуры карачаево-балкарского народа «Праздник айрана на Медовых водопадах» проводится в Карачаево-Черкесии уже на протяжении шести лет. Это один из негласных туристических брендов республики с собственной историей, узнаваемый и притягательный для ее гостей. За время проведения кисломолочный праздник приобрел статус международного – его с удовольствием посещают гости из-за рубежа.

Неизменной площадкой фестиваля является территория туркомплекса «Медовые водопады» в Малокарачаевском районе КЧР, где неоднократно устанавливались разнообразные рекорды. К примеру, в 2011 году приготовили огромный хычин (карачаевский национальный пирог с начинкой из картофеля и сыра) размером почти 2,6 метра.

По словам организаторов, цель фестиваля – развитие и сохранение культуры, традиций и обычаев карачаево-балкарского народа. Здесь можно посетить выставки мастеров народных промыслов, посмотреть театрализованные представления и, разумеется, попробовать широко известный кавказский кисломомолочный напиток – айран. Благодаря нему колоритный праздник и получил свое название. В текущем году он прошел 23 сентября.

Целебный напиток горцев

С момента возникновения идеи фестиваля, айрану здесь отвели ключевую роль. Ежегодно для гостей и участников готовят огромный 500-литровый чан со знаменитым кисломолочным напитком. Кульминацией становится торжественное снятие крышки с резервуара, когда все присутствующие приглашаются на всеобщую бесплатную дегустацию айрана.

В первую очередь угощают старейшин. Перед тем, как пригубить айран из большой деревянной чаши – гоппана, старики громко желают окружающим благополучия и добра. Затем напиток раздают остальным гостям. В дело идут обычные одноразовые пластмассовые стаканчики, наиболее запасливые приезжают на фестиваль с различными небольшими емкостями.

Существуют различные виды айрана. Для получения густого джуурта молоко надо кипятить дольше, чем обычно. При готовке гыпы-айрана используется козье и овечье молоко. По своим характеристикам хылджы айран напоминает кефир. Употреблялся также и къайнагъан айран, который получался после взбивания. Гаралп айран готовили с использованием нарзана.

Марзият Текеева занимается гыпы-айраном с 1993 года и не понаслышке знает о его свойствах и особенностях приготовления. Женщина работает заместителем директора по учебно-методической части механико-технологического колледжа села Первомайского. Главное отличие гыпы-айрана от обычного – молоко не кипятится, а используется сразу после надоя.

 

«Для приготовления гыпы-айрана используются кефирные грибки. Кефирный грибок заливается в свежее парное молоко, квасится 24 часа. Затем мы его тщательно перемешиваем, айран пропускаем через дуршлаг, отсеивая грибки. Получившийся айран используем как напиток, а грибочки промываем в проточной холодной воде, опять заливаем следующей порцией молока и квасим», - рассказывает моя собеседница.

Она говорит, что грибки для закваски исстари передавали из рук в руки. Их свойства и состав определены в результате исследований, однако воссоздать присущий ему клеточный состав в настоящее время не получается даже у биохимиков, отмечает Текеева. При создании данного симбиоза часть микроорганизмов подавляется, а другой - подавляется. Это и приводит к потере первоначальных свойств закваски. Раньше грибки перед хранением высушивали в хорошо проветриваемом помещении, сейчас для этого используют холодильники.

«В Россию этот грибок переселился в 20-м веке. Современное промышленное производство кефира налажено на основе использования именно кефирного грибка. Делается материнская закваска на этих грибках, ее пересаживают и делают производственную закваску путем заквашивания, пастеризованного молока – получается обычный питьевой кефир. Мы с вами пьем материнскую закваску», - просвещает меня Марзият Текеева.

Утверждается, что в ста граммах гыпы-айрана содержатся витамины А, В1, В2, В6 и В12, каротиноиды, ниацин, кальций, железо, йод, цинк, фолиевая кислота и другие биологически активные вещества. Он активизирует иммунную систему, нормализует обмен веществ (включая углеводный), помогает справиться с желудочно-кишечными заболеваниями и дисбактериозом, обладает многими другими полезными для человека организма свойствами.

Верный спутник на протяжении всей жизни

Карачаевцев и балкарцев, подобно другим горцам, трудно представить без ножа или кинжала, которые являлись для их предков незаменимым атрибутом костюма и обихода в течение всей жизни. На одной из выставок в рамках фестиваля представили карачаево-балкарские ножи.

Мастер-оружейник из Кабардино-Балкарии Мухадин Карчаев занимается изготовлением ножей на протяжении 25 лет. Первоначально он планировал развивать на Кавказе туристический бизнес мирового уровня, однако начавшийся Карабахский конфликт вынудил его пересмотреть свои планы, и он переключился на изготовление сувенирной продукции, запатентовав наименование «карачаево-балкарский нож».

«Особенность национального карачаево-балкарского ножа в простоте и хозяйственно-бытовом назначении. С его помощью можно аккуратно и правильно зарезать барашка, вырезать различные изделия из дерева. Этими же ножами можно изготовить деревянные ножны для них», - говорит мастер, показывая свои творения.

Он рассказывает, что у карачаево-балкарского народа было принято при рождении мальчика дарить ему небольшой нож. Когда ребенок мог носить штанишки и поясок, у него появлялся нож большего размера. Он изменялся на протяжении всей жизни горца по мере его взросления. Юноши и мужчины носили нож, который они могли применять для более серьезных нужд в хозяйстве, включая закалывание домашнего скота.

«Когда человек старел, у него опять появлялся маленький нож, с которым он сидел во главе стола своим семейством. Этот нож он использовал в качестве столового прибора, при необходимости им можно было отрезать мяса. Вот так менялся нож карачаевца или балкарца на протяжении его жизни», - подытоживает Карчаев.

Он подчеркивает, что карачаево-балкарский нож предназначен для хозяйственно-бытовых целей, так как изготавливается без упоров и прочих приспособлений, характерных для холодного оружия. Свои ножи Мухадин Карчаев создает из булата, дамасской и легированной стали. Среди представленных им изделий можно увидеть разделочные и туристические ножи, сувенирные кинжалы (кама) и шашки (уллу бичак).

Возрождение национального костюма

Один из важнейших элементов культуры и самобытности каждого народа – его национальная одежда. Организаторы фестиваля «Праздник айрана» включают в программу и показ моделей карачаево-балкарских костюмов, которые привозят сюда дизайнеры из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Среди них и неоднократная участница фестиваля Зарема Хапчаева. Воссозданием национальных традиционных нарядов карачаевцев и балкарцев она увлеклась около 15 лет назад, открыв собственный салон в селе Учкекен. Здесь она шьет женские, мужские и детские костюмы. Недавно ее работы увидели и в Москве наряду с шедеврами ведущих российских модельеров.

«Мы ездили в Москву с делегацией, где я представляла культуру карачаевцев и балкарцев посредством национальных костюмов. В посольстве Белоруссии мы провели выставку и дефиле. Другая наша выставка проходила в галерее искусств Зураба Церетели. Наши модели мы показывали на одной площадке с известными российскими художниками-модельерами Валентином Юдашкиным и Вячеславом Зайцевым», - поделилась член международной ассоциации дизайнеров-модельеров России Зарема Хапчаева.

В разговоре она добавляет, что намеревается сделать национальные костюмы популярными в молодежной среде. Спрос на исконные костюмы карачаевцев и балкарцев есть, отмечает Хапчаева, особенно это касается свадебных платьев.

«У нас невесты, как правило, выбирают для торжественной церемонии европейские открытые платья, что является практически табу для нашей культуры и адатов. Я работаю над сохранением культуры нашего народа. Для желающих приобрести свадебные платья в национальном стиле я снизила цены на наши наряды, которые можно приобрести по той же цене, что и импортные», - говорит Хапчаева.

В Москве она получила предложение на пошив кавказской национальной одежды для съемок кинофильмов. Если договор будет заключен, дизайнер-модельер из Карачаево-Черкесии намерена продолжить работу в этом направлении.

Важность этнокультурного праздника на Медовых водопадах трудно переоценить, констатирует Хапчаева. Зачастую с культурой и бытом карачаево-балкарцев знакомятся не только иноязычные гости фестиваля, но и сами представители этноса, узнающие много нового об истории собственных народов.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще
Информационно-аналитический портал

Кисломолочный праздник с привкусом меда

Фольклорно-этнографический фестиваль культуры карачаево-балкарского народа «Праздник айрана на Медовых водопадах» проводится в Карачаево-Черкесии уже на протяжении шести лет. Это один из негласных туристических брендов республики с собственной историей, узнаваемый и притягательный для ее гостей. За время проведения кисломолочный праздник приобрел статус международного – его с удовольствием посещают гости из-за рубежа.

Неизменной площадкой фестиваля является территория туркомплекса «Медовые водопады» в Малокарачаевском районе КЧР, где неоднократно устанавливались разнообразные рекорды. К примеру, в 2011 году приготовили огромный хычин (карачаевский национальный пирог с начинкой из картофеля и сыра) размером почти 2,6 метра.

По словам организаторов, цель фестиваля – развитие и сохранение культуры, традиций и обычаев карачаево-балкарского народа. Здесь можно посетить выставки мастеров народных промыслов, посмотреть театрализованные представления и, разумеется, попробовать широко известный кавказский кисломомолочный напиток – айран. Благодаря нему колоритный праздник и получил свое название. В текущем году он прошел 23 сентября.

Целебный напиток горцев

С момента возникновения идеи фестиваля, айрану здесь отвели ключевую роль. Ежегодно для гостей и участников готовят огромный 500-литровый чан со знаменитым кисломолочным напитком. Кульминацией становится торжественное снятие крышки с резервуара, когда все присутствующие приглашаются на всеобщую бесплатную дегустацию айрана.

В первую очередь угощают старейшин. Перед тем, как пригубить айран из большой деревянной чаши – гоппана, старики громко желают окружающим благополучия и добра. Затем напиток раздают остальным гостям. В дело идут обычные одноразовые пластмассовые стаканчики, наиболее запасливые приезжают на фестиваль с различными небольшими емкостями.

Существуют различные виды айрана. Для получения густого джуурта молоко надо кипятить дольше, чем обычно. При готовке гыпы-айрана используется козье и овечье молоко. По своим характеристикам хылджы айран напоминает кефир. Употреблялся также и къайнагъан айран, который получался после взбивания. Гаралп айран готовили с использованием нарзана.

Марзият Текеева занимается гыпы-айраном с 1993 года и не понаслышке знает о его свойствах и особенностях приготовления. Женщина работает заместителем директора по учебно-методической части механико-технологического колледжа села Первомайского. Главное отличие гыпы-айрана от обычного – молоко не кипятится, а используется сразу после надоя.

 

«Для приготовления гыпы-айрана используются кефирные грибки. Кефирный грибок заливается в свежее парное молоко, квасится 24 часа. Затем мы его тщательно перемешиваем, айран пропускаем через дуршлаг, отсеивая грибки. Получившийся айран используем как напиток, а грибочки промываем в проточной холодной воде, опять заливаем следующей порцией молока и квасим», - рассказывает моя собеседница.

Она говорит, что грибки для закваски исстари передавали из рук в руки. Их свойства и состав определены в результате исследований, однако воссоздать присущий ему клеточный состав в настоящее время не получается даже у биохимиков, отмечает Текеева. При создании данного симбиоза часть микроорганизмов подавляется, а другой - подавляется. Это и приводит к потере первоначальных свойств закваски. Раньше грибки перед хранением высушивали в хорошо проветриваемом помещении, сейчас для этого используют холодильники.

«В Россию этот грибок переселился в 20-м веке. Современное промышленное производство кефира налажено на основе использования именно кефирного грибка. Делается материнская закваска на этих грибках, ее пересаживают и делают производственную закваску путем заквашивания, пастеризованного молока – получается обычный питьевой кефир. Мы с вами пьем материнскую закваску», - просвещает меня Марзият Текеева.

Утверждается, что в ста граммах гыпы-айрана содержатся витамины А, В1, В2, В6 и В12, каротиноиды, ниацин, кальций, железо, йод, цинк, фолиевая кислота и другие биологически активные вещества. Он активизирует иммунную систему, нормализует обмен веществ (включая углеводный), помогает справиться с желудочно-кишечными заболеваниями и дисбактериозом, обладает многими другими полезными для человека организма свойствами.

Верный спутник на протяжении всей жизни

Карачаевцев и балкарцев, подобно другим горцам, трудно представить без ножа или кинжала, которые являлись для их предков незаменимым атрибутом костюма и обихода в течение всей жизни. На одной из выставок в рамках фестиваля представили карачаево-балкарские ножи.

Мастер-оружейник из Кабардино-Балкарии Мухадин Карчаев занимается изготовлением ножей на протяжении 25 лет. Первоначально он планировал развивать на Кавказе туристический бизнес мирового уровня, однако начавшийся Карабахский конфликт вынудил его пересмотреть свои планы, и он переключился на изготовление сувенирной продукции, запатентовав наименование «карачаево-балкарский нож».

«Особенность национального карачаево-балкарского ножа в простоте и хозяйственно-бытовом назначении. С его помощью можно аккуратно и правильно зарезать барашка, вырезать различные изделия из дерева. Этими же ножами можно изготовить деревянные ножны для них», - говорит мастер, показывая свои творения.

Он рассказывает, что у карачаево-балкарского народа было принято при рождении мальчика дарить ему небольшой нож. Когда ребенок мог носить штанишки и поясок, у него появлялся нож большего размера. Он изменялся на протяжении всей жизни горца по мере его взросления. Юноши и мужчины носили нож, который они могли применять для более серьезных нужд в хозяйстве, включая закалывание домашнего скота.

«Когда человек старел, у него опять появлялся маленький нож, с которым он сидел во главе стола своим семейством. Этот нож он использовал в качестве столового прибора, при необходимости им можно было отрезать мяса. Вот так менялся нож карачаевца или балкарца на протяжении его жизни», - подытоживает Карчаев.

Он подчеркивает, что карачаево-балкарский нож предназначен для хозяйственно-бытовых целей, так как изготавливается без упоров и прочих приспособлений, характерных для холодного оружия. Свои ножи Мухадин Карчаев создает из булата, дамасской и легированной стали. Среди представленных им изделий можно увидеть разделочные и туристические ножи, сувенирные кинжалы (кама) и шашки (уллу бичак).

Возрождение национального костюма

Один из важнейших элементов культуры и самобытности каждого народа – его национальная одежда. Организаторы фестиваля «Праздник айрана» включают в программу и показ моделей карачаево-балкарских костюмов, которые привозят сюда дизайнеры из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Среди них и неоднократная участница фестиваля Зарема Хапчаева. Воссозданием национальных традиционных нарядов карачаевцев и балкарцев она увлеклась около 15 лет назад, открыв собственный салон в селе Учкекен. Здесь она шьет женские, мужские и детские костюмы. Недавно ее работы увидели и в Москве наряду с шедеврами ведущих российских модельеров.

«Мы ездили в Москву с делегацией, где я представляла культуру карачаевцев и балкарцев посредством национальных костюмов. В посольстве Белоруссии мы провели выставку и дефиле. Другая наша выставка проходила в галерее искусств Зураба Церетели. Наши модели мы показывали на одной площадке с известными российскими художниками-модельерами Валентином Юдашкиным и Вячеславом Зайцевым», - поделилась член международной ассоциации дизайнеров-модельеров России Зарема Хапчаева.

В разговоре она добавляет, что намеревается сделать национальные костюмы популярными в молодежной среде. Спрос на исконные костюмы карачаевцев и балкарцев есть, отмечает Хапчаева, особенно это касается свадебных платьев.

«У нас невесты, как правило, выбирают для торжественной церемонии европейские открытые платья, что является практически табу для нашей культуры и адатов. Я работаю над сохранением культуры нашего народа. Для желающих приобрести свадебные платья в национальном стиле я снизила цены на наши наряды, которые можно приобрести по той же цене, что и импортные», - говорит Хапчаева.

В Москве она получила предложение на пошив кавказской национальной одежды для съемок кинофильмов. Если договор будет заключен, дизайнер-модельер из Карачаево-Черкесии намерена продолжить работу в этом направлении.

Важность этнокультурного праздника на Медовых водопадах трудно переоценить, констатирует Хапчаева. Зачастую с культурой и бытом карачаево-балкарцев знакомятся не только иноязычные гости фестиваля, но и сами представители этноса, узнающие много нового об истории собственных народов.

Поделиться

Реклама

Кисломолочный праздник с привкусом меда

Фольклорно-этнографический фестиваль культуры карачаево-балкарского народа «Праздник айрана на Медовых водопадах» проводится в Карачаево-Черкесии уже на протяжении шести лет. Это один из негласных туристических брендов республики с собственной историей, узнаваемый и притягательный для ее гостей. За время проведения кисломолочный праздник приобрел статус международного – его с удовольствием посещают гости из-за рубежа.

Неизменной площадкой фестиваля является территория туркомплекса «Медовые водопады» в Малокарачаевском районе КЧР, где неоднократно устанавливались разнообразные рекорды. К примеру, в 2011 году приготовили огромный хычин (карачаевский национальный пирог с начинкой из картофеля и сыра) размером почти 2,6 метра.

По словам организаторов, цель фестиваля – развитие и сохранение культуры, традиций и обычаев карачаево-балкарского народа. Здесь можно посетить выставки мастеров народных промыслов, посмотреть театрализованные представления и, разумеется, попробовать широко известный кавказский кисломомолочный напиток – айран. Благодаря нему колоритный праздник и получил свое название. В текущем году он прошел 23 сентября.

Целебный напиток горцев

С момента возникновения идеи фестиваля, айрану здесь отвели ключевую роль. Ежегодно для гостей и участников готовят огромный 500-литровый чан со знаменитым кисломолочным напитком. Кульминацией становится торжественное снятие крышки с резервуара, когда все присутствующие приглашаются на всеобщую бесплатную дегустацию айрана.

В первую очередь угощают старейшин. Перед тем, как пригубить айран из большой деревянной чаши – гоппана, старики громко желают окружающим благополучия и добра. Затем напиток раздают остальным гостям. В дело идут обычные одноразовые пластмассовые стаканчики, наиболее запасливые приезжают на фестиваль с различными небольшими емкостями.

Существуют различные виды айрана. Для получения густого джуурта молоко надо кипятить дольше, чем обычно. При готовке гыпы-айрана используется козье и овечье молоко. По своим характеристикам хылджы айран напоминает кефир. Употреблялся также и къайнагъан айран, который получался после взбивания. Гаралп айран готовили с использованием нарзана.

Марзият Текеева занимается гыпы-айраном с 1993 года и не понаслышке знает о его свойствах и особенностях приготовления. Женщина работает заместителем директора по учебно-методической части механико-технологического колледжа села Первомайского. Главное отличие гыпы-айрана от обычного – молоко не кипятится, а используется сразу после надоя.

 

«Для приготовления гыпы-айрана используются кефирные грибки. Кефирный грибок заливается в свежее парное молоко, квасится 24 часа. Затем мы его тщательно перемешиваем, айран пропускаем через дуршлаг, отсеивая грибки. Получившийся айран используем как напиток, а грибочки промываем в проточной холодной воде, опять заливаем следующей порцией молока и квасим», - рассказывает моя собеседница.

Она говорит, что грибки для закваски исстари передавали из рук в руки. Их свойства и состав определены в результате исследований, однако воссоздать присущий ему клеточный состав в настоящее время не получается даже у биохимиков, отмечает Текеева. При создании данного симбиоза часть микроорганизмов подавляется, а другой - подавляется. Это и приводит к потере первоначальных свойств закваски. Раньше грибки перед хранением высушивали в хорошо проветриваемом помещении, сейчас для этого используют холодильники.

«В Россию этот грибок переселился в 20-м веке. Современное промышленное производство кефира налажено на основе использования именно кефирного грибка. Делается материнская закваска на этих грибках, ее пересаживают и делают производственную закваску путем заквашивания, пастеризованного молока – получается обычный питьевой кефир. Мы с вами пьем материнскую закваску», - просвещает меня Марзият Текеева.

Утверждается, что в ста граммах гыпы-айрана содержатся витамины А, В1, В2, В6 и В12, каротиноиды, ниацин, кальций, железо, йод, цинк, фолиевая кислота и другие биологически активные вещества. Он активизирует иммунную систему, нормализует обмен веществ (включая углеводный), помогает справиться с желудочно-кишечными заболеваниями и дисбактериозом, обладает многими другими полезными для человека организма свойствами.

Верный спутник на протяжении всей жизни

Карачаевцев и балкарцев, подобно другим горцам, трудно представить без ножа или кинжала, которые являлись для их предков незаменимым атрибутом костюма и обихода в течение всей жизни. На одной из выставок в рамках фестиваля представили карачаево-балкарские ножи.

Мастер-оружейник из Кабардино-Балкарии Мухадин Карчаев занимается изготовлением ножей на протяжении 25 лет. Первоначально он планировал развивать на Кавказе туристический бизнес мирового уровня, однако начавшийся Карабахский конфликт вынудил его пересмотреть свои планы, и он переключился на изготовление сувенирной продукции, запатентовав наименование «карачаево-балкарский нож».

«Особенность национального карачаево-балкарского ножа в простоте и хозяйственно-бытовом назначении. С его помощью можно аккуратно и правильно зарезать барашка, вырезать различные изделия из дерева. Этими же ножами можно изготовить деревянные ножны для них», - говорит мастер, показывая свои творения.

Он рассказывает, что у карачаево-балкарского народа было принято при рождении мальчика дарить ему небольшой нож. Когда ребенок мог носить штанишки и поясок, у него появлялся нож большего размера. Он изменялся на протяжении всей жизни горца по мере его взросления. Юноши и мужчины носили нож, который они могли применять для более серьезных нужд в хозяйстве, включая закалывание домашнего скота.

«Когда человек старел, у него опять появлялся маленький нож, с которым он сидел во главе стола своим семейством. Этот нож он использовал в качестве столового прибора, при необходимости им можно было отрезать мяса. Вот так менялся нож карачаевца или балкарца на протяжении его жизни», - подытоживает Карчаев.

Он подчеркивает, что карачаево-балкарский нож предназначен для хозяйственно-бытовых целей, так как изготавливается без упоров и прочих приспособлений, характерных для холодного оружия. Свои ножи Мухадин Карчаев создает из булата, дамасской и легированной стали. Среди представленных им изделий можно увидеть разделочные и туристические ножи, сувенирные кинжалы (кама) и шашки (уллу бичак).

Возрождение национального костюма

Один из важнейших элементов культуры и самобытности каждого народа – его национальная одежда. Организаторы фестиваля «Праздник айрана» включают в программу и показ моделей карачаево-балкарских костюмов, которые привозят сюда дизайнеры из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.

Среди них и неоднократная участница фестиваля Зарема Хапчаева. Воссозданием национальных традиционных нарядов карачаевцев и балкарцев она увлеклась около 15 лет назад, открыв собственный салон в селе Учкекен. Здесь она шьет женские, мужские и детские костюмы. Недавно ее работы увидели и в Москве наряду с шедеврами ведущих российских модельеров.

«Мы ездили в Москву с делегацией, где я представляла культуру карачаевцев и балкарцев посредством национальных костюмов. В посольстве Белоруссии мы провели выставку и дефиле. Другая наша выставка проходила в галерее искусств Зураба Церетели. Наши модели мы показывали на одной площадке с известными российскими художниками-модельерами Валентином Юдашкиным и Вячеславом Зайцевым», - поделилась член международной ассоциации дизайнеров-модельеров России Зарема Хапчаева.

В разговоре она добавляет, что намеревается сделать национальные костюмы популярными в молодежной среде. Спрос на исконные костюмы карачаевцев и балкарцев есть, отмечает Хапчаева, особенно это касается свадебных платьев.

«У нас невесты, как правило, выбирают для торжественной церемонии европейские открытые платья, что является практически табу для нашей культуры и адатов. Я работаю над сохранением культуры нашего народа. Для желающих приобрести свадебные платья в национальном стиле я снизила цены на наши наряды, которые можно приобрести по той же цене, что и импортные», - говорит Хапчаева.

В Москве она получила предложение на пошив кавказской национальной одежды для съемок кинофильмов. Если договор будет заключен, дизайнер-модельер из Карачаево-Черкесии намерена продолжить работу в этом направлении.

Важность этнокультурного праздника на Медовых водопадах трудно переоценить, констатирует Хапчаева. Зачастую с культурой и бытом карачаево-балкарцев знакомятся не только иноязычные гости фестиваля, но и сами представители этноса, узнающие много нового об истории собственных народов.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще