Бока Улемов
Автор

Сильные руки отца

Бока Улемов
Автор
15.05.2017

Многие проблемы современного бытия, вероятно, были бы лучшим образом преодолены, если бы мы сфокусировали внимание на новых точках отсчета.  Достижение политических целей, обеспечение продовольственной безопасности, подготовка квалифицированных кадров и многое другое напрямую связаны с уровнем  интеллектуальной подготовки и нравственного воспитания подрастающего поколения. Не отделяя всех участников этого важного процесса, друг от друга, сегодня надо сказать о роли отца, главы обычной российской семьи.

Ингуши, равно как и все народы Северного Кавказа, воспитывая  ребенка,  на первый план ставят привитие ему чувства стыда, моральной ответственности за свои слова и поступки, что помогает нам  явно отличаться от животных.

Отец, являясь главой семьи и главным управленцем, организатором ее жизни, а не только распорядителем материальных и денежных богатств, всегда играл важнейшую роль в деле воспитания подрастающего поколения.

Понятия чести, благородства, личного достоинства, уважения к старшим, забота о младших, бережное отношение к миру природы и многое-многое другое в устах отца звучит для детей крайне важно и убедительно.

Именно отец у ингушей и других народов Кавказа учит детей соблюдать границы собственной и чужой жизни. Что это значит? Здравомыслящий отец учит ребенка терпеливо трудиться, жить честно и не воровать, не идти на компромиссы с подонками и проходимцами, быть сострадательным к чужому горю, избегать пустой критики другого человека, но помочь ему найти правильный путь.

Такой глава семьи определяет в сознании ребенка и подростка ряд табу, безусловных запретов на те или иные действия. Просто напомним часть из них: нельзя перечить старшим, нельзя проявлять трусость в минуту опасности, нельзя никоим образом посягать на честь и безопасность девушки, нельзя унижать другого человека, недопустима небрежность к еде и воде и т. д. И десятки таких запретов, спасающих юный разум от опрометчивых поступков.

Практически у всех народов, проживающих в СКФО, если мы берем во внимание традиционные ценности, а не новоявленную «моду» на «золотую молодежь» и безвольных отцов, на публике отец воспитывает детей… дистанционно. Он, конечно же, не удаляется на сотню метров, чтобы через айфон сообщать, в какую сторону идти. Он просто  более сдержан в проявлении своих чувств к своим детям, если это происходит в общественных местах. В былые времена у ингушей, чеченцев, осетин, русских, карачаевцев, черкесов, дагестанцев, кабардинцев и балкарцев «ни отец, ни мать при посторонних не могли нянчить детей, кормить их и, вообще, проявлять в отношении их какую-либо заботу».

Многие люди сегодня  готовы назвать пережитком прошлого следование этому правилу, однако опыт нескольких десятков поколений показывает, что подобное воспитание без публичных эмоций позволяет  вырастить замечательных, крепких, скромных, умных, ответственных людей.
Это ограничение публичного контакта ребенка с родителями, в вышеуказанной форме, позволяло, мотивировало все остальное окружение уделять ему внимание. Вне дома, в  воспитание юного человека принимали участие родственники, знакомые, соседи. И он, разумеется, воспринимал всех взрослых как старших по статусу, строгих, но желающих ему добра личностей.

Здесь невозможно не вспомнить знаменитый  монолог Аркадия Исааковича Райкина  «О детях». В нем, как в зеркале, отразилась и  наша детская действительность, школа воспитания в многоквартирном доме, в котором жили представители многих национальностей. Лет 20-30 назад она была характерна для  многих городов и поселков нынешнего СКФО. Множество взрослых дядек и тетушек своим вниманием, советом и поступком воспитывали  отдельного малыша. «Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто брякнет — вместе получается воспитание». И родители его, мама и отец, были им благодарны за это.

В этой связи, отдавая дань новым образовательным схемам и подходам, которые столь революционно вошли в российскую школу, с печалью приходится констатировать, что роль учителя в глазах детей и их родителей стала тревожно приниженной.  Многочисленные случаи по всему Северному Кавказу, когда  отец ребенка идет в школу «разбираться» с учителем, который сделал замечание его сыну, раньше были немыслимы.

В современной российской педагогической мысли все еще жив стереотип о  каких-то консервативных, патриархальных, чуть ли не покрытых мхом отголосках «отсталого прошлого», которые дают о себе знать в системе кавказского воспитания. Современный отец, говорят нам знатоки и ценители западных стандартов, должен следовать «новым тенденциям в педагогической науке». То есть смело копировать образ отца из СМИ, который на людях всячески демонстрирует из себя настоящую няньку, мягкотелую и рыхлую особь из множества ТВ-шоу?

Кстати, если изучить многочисленные записи, циркуляры, исследования ряда ученых, работавших на Кавказе в былые времена, мы обнаружим ту же картину. Сдержанное отношение горцев и казаков к собственным детям на публике воспринималась как дикость, отсталость от просвещенных обществ.
Эти оценки, естественно, связаны со слабой компетенцией и знаниями подобных ученых и наблюдателей. Горцы, казаки и все жители  Северного Кавказа любят своих детей также сильно, как и остальные, добрые люди. Они ласкают их, играют с ними не меньше, если не больше, но  преимущественно дома, в кругу семьи. Этот обстоятельство помогает воспитать из маленькой девочки или мальчика разумных людей, осознающих сложность нашего мира, многообразия человеческих судеб, важности семейных устоев и кровного родства. Какие еще успешные показатели нужны для семейного благополучия в наш циничный век, полный соблазнов, распущенности, моральных падений, алчности и эгоцентризма? Усилия отца семейства крайне важны в этих обстоятельствах.

Все знают насколько порою жесткие, опять же по европейским меркам, бывают приемы и правила воспитания детей, особенно мальчиков, у народов Северного Кавказа. Однако подобная педагогика - наследие всех народов России. Возможно, где-то она сохранилась больше, чем в других регионах.

Кстати, напомним, что русские люди, живущие на Кавказе, не первый век оценивают положительные стороны «спартанского мотива» в воспитании детей. Да и во многих регионах России эти принципы воспитания детей, с продуманной дисциплиной отношений, всегда были живы. Если же взять богатую культуру казачества, как отмечают исследователи, она вобрала в себя элементы быта, обрядов и нравов различных этнических групп, населявших обживаемые казаками территории, но в результате приобрела уникальные черты. Казаки с давних времен воспитывали детей в самобытном казачьем духе. Достаточно вспомнить «Терпи, казак, атаманом будешь!», адресованное  мальчикам, которых они буквально с первых дней жизни воспитывали воинами. Такой ребенок всегда был под особым вниманием отца, который  был с малышом дома нежен, а на людях суров и строг.

И в наш век информационной открытости, прагматичного подхода ко всему и вся, в век унификации и глобализации, призывающий индивида жить для своего удовольствия и не более того, мудрое слова отца, его авторитет и воля безмерно значимы для  воспитания позитивной личности. Не знаю, чьи это слова, но  их автор  очень точно определил высокую степень отцовства: «Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно».

Замечательные слова из песни «Остров Детства» в исполнении Михаила Боярского невольно оживают в памяти: «Вот я купаюсь в извилистой речке, Чувствую сильные руки отца, И потому мне легко и беспечно, И потому могу плыть без конца….»

Равно как и мамы, отцы всех народов СКФО, на наш взгляд, сегодня озабочены решением сложной задачи: как ориентировать детей на овладение новыми технологиями, получение высоких заработков и одновременным сохранением в них нравственных ценностей и ориентиров?

Отцам, советуясь со своими драгоценными супругами, предстоит научить детей умению смотреть на себя со стороны, быть гостеприимными, скромными, красивыми и сообразительными, быть трудолюбивыми и неподкупными.

Эти уроки жизни даются дома, в семье, не на публике с известной показухой и рекламой своих чад, чем так часто страдают неглупые с виду граждане.

Главная задача главы семьи в этом современном мире искушений и фантастической приспособляемости отдельных персонажей — заложить зерна любознательности и добра в сознание родных детей, дабы они сохраняли в себе человека при любых обстоятельствах.

Отец на Кавказе, да и в Сибири, на Урале, на Камчатке, если он обычный, нормальный человек, учит ребенка быть заботливым - при необходимости  помочь маме, соседу, однокласснику, прохожему. Быть сильным – тренироваться, терпеть, падать и вставать. Слушать и уважать стариков, своих и чужих, здесь и всюду. Жалеть немощных, детей, больных, животных – никогда не черстветь сердцем.

Эти заветы и заповеди маленький человек лучше всего  воспринимает в домашней обстановке, в том автономном  мире семейного тепла, где его окружают  самые родные люди.

Выходя в мир, на свет, оказавшись на улице или площади в Назрани, Ставрополье, Грозном или Нальчике, он получает навыки взрослой жизни, учится определять границы своего поведения на людях, обретает твердость духа. Дети изначально умны и наблюдательны. Они знают, что за строгим надзором отца кроется большая, безграничная любовь родного человека.  

Буквально на днях за рубежом, в далеких от нас США, ученые провели интересное исследование. Они выясняли, как забота и внимание помогает детям.
В итоге  исследований ученые пришли к выводу: отцам достаточно просто играть со своими маленькими детьми, чтобы их интеллект развивался быстрее. Ученые не выяснили, насколько долгосрочным является полученный эффект, но специалисты отметили, внимание и забота отца способствует лучшему развитию умственных способностей ребенка независимо от дохода семьи или возраста мужчины.

Может быть, для Америки или Европы это похоже на научное открытие, а для жителей Северного Кавказа это давно известный факт. Надо только не забывать о нем в повседневной жизни.