Бока Улемов
Автор

Индикатор нашего оптимизма

Бока Улемов
Автор
15.03.2017

Всего лишь три десятка лет назад все рынки и ярмарки Ингушетии можно было пересчитать на пальцах, а сегодня — их несколько десятков. Резко расширилась сеть небольших магазинов и супермаркетов, однако классический базар на открытом воздухе своих позиций не сдает.

Особое место среди рынков и ярмарок Ингушетии занимает Центральный рынок «Фабрика» в Назрани. Он универсальный, здесь продаются как промышленные товары, так и продукция сельского хозяйства. Покупатель может купить практически все, от чайной ложки до импортного  холодильника, от черемши до бараньей туши. При необходимости и целого бычка предложат.

Преимущества этого рынка в том, что торгуют здесь практически ежедневно, и за день его посещают несколько тысяч человек.  Рынок, как и ряд других торговых площадок, можно смело назвать  индикатором  состояния общества. Конечно, здесь невозможно оперировать точными цифрами и статистическими данными, но легко заметить средний уровень покупательной способности людей, географию завозимых товаров, сравнить уровень цен с другими регионами, уловить основные умонастроения жителей республики.

А в Ингушетии, где почти все родственники, зачастую, в буквальном смысле, многие эксклюзивные новости с опережением можно узнать у торговцев, нежели у чиновников и журналистов. Это похоже на шутку, но только наполовину. Впрочем, это, наверное, феномен всего Северного Кавказа.
Судя по сегодняшнему рынку, можно говорить о том, что санкции, экономические неурядицы и испытания оказали свое влияние на цепочку «товар — покупатель — деньги», но в целом большой базар Ингушетии жив, развивается, приносит прибыль и налоги. Много молодежи, которая активно занимается малым бизнесом, расширением географии торговых партнеров.

Известно, что структуру  социального  благополучия  раскрывают  такие  два  понятия,  как  социальное  благополучие  человека  и  общества. В этом плане важны такие показатели, как здоровье  и  долголетие,  доступ  к  знаниям, уровень  жизни — сколько национального  дохода приходится на душу населения. Между тем, о показателях экономики страны или региона обычный обыватель может судить, не погружаясь в сложные отчетности. Торговые ряды  без слов рассказывают о том, каков уровень импорта, поступающего к нам, как развиваются  на местах хозяйствующие субъекты. Наблюдая  ассортимент и объем поставляемых продуктов питания со стороны государственных  предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств республики, так и завозимых извне, легко  определить уровень продовольственной безопасности региона. Если на родном базаре есть  мясо, молоко, овощи, фрукты, рыба, мед и другие товары – значит можно жить спокойно.

В мире много просто сказочных рынков. К примеру,  расположенный в центральной части Токио  крупнейший в мире рынок рыбы и морепродуктов, более известный как рыбный рынок Цукидзи. На этом месте торговля идет вот уже более 400 лет. На Северном Кавказе рыбу едят в умеренном количестве, поэтому нам трудно сразу представить, что ежедневно на этом рыбном рынке реализуется более двух тысяч тонн свежей рыбы и морепродуктов.  Это несколько сот различных видов обитателей морских глубин, начиная от морских водорослей и заканчивая внушительного вида тушами тунца.  

Знаменитый рынок Портобелло в Лондоне. Этот базар в Англии является самым длинным в Европе. Он растянулся почти на две мили. Здесь много антиквариата. Есть излюбленные места для гурманов. Кстати, торгуют в этом районе четвертый век. В Портобелло можно купить  подарок для коллекционера или нечто, что будет передаваться в вашей семье по наследству.

Многим жителям СКФО, побывавшим на турецком берегу, полюбился большой базар «Капалы Чарши» в Стамбуле – один из крупнейших в мире крытых рынков, богатый историей и содержимым своих лавочек. Настоящий «город в городе» расположен на территории более 30 000 кв. м и вмещает в своих пределах тысячи магазинов на десятках торговых улиц и площадей. Этот рынок с увлекательной историей, на котором сегодня, помимо разнообразных товаров и услуг, можно наблюдать и множеств торговых ритуалов.

Посетив ночной субботний рынок в Арпоре, в индийском Гоа, человек словно оказывается в прошлом. Вывески национальной одежды и тканей, цветной туман благовоний, восточная снедь на подносах. Всюду звучит музыка. Есть, разумеется, и «крутой район», где торгуют фирменными вещами.

Когда спрашиваешь ингуша, русского, дагестанца, осетина или чеченца, с чем у них ассоциируется Голландия, обычно говорят о футболе и тюльпанах. И естественно в этой стране есть большие цветочные рынки. Один из них Блюменмаркт, расположенный в Амстердаме. Торговые ряды находятся на неподвижных баржах. Ежедневно их посещают тысячи горожан. Покупателям предлагают цветы, выращенные в личных садах. Цветы – красивая и прибыльная традиция для жителей Голландии.

Подобные рынки со своей специализацией и профилем, став долговременными, являются показателем общей устойчивости  экономики  отдельной страны или региона.

Наши Северокавказские рынки может не так  обширны по территории или не могут похвастаться  древней историей, как подобные объекты в разных уголках  земного шара. Однако их колорит, богатство, особый дух и атмосфера - это не просто информация для рекламных проектов, это основа для гражданского оптимизма. По всему Северному Кавказу сегодня много рынков  ориентированных на продажу промышленных товаров, продукции пищевого производства, материалов строительного сектора, моделей автопрома, антиквариата, книг и т. д. Это говорит о жизнеспособности и развитии многих сегментов федеральной экономики.

Рынки, промышленный и продуктовый, — это своего рода термометр благополучной жизни общества. Приоритетная задача государства  в том, чтобы все товары и услуги были безопасными, приносили пользу человеку, служили ему. Пока кто-то имеет возможность продавать, а кто-то покупать — общество движется вперед.

Казалось бы, в огромном супермаркете есть все, и здесь можно давать точную оценку состоянию дел с вопросами продовольственной безопасности населения, достаточности материальных ресурсов или производственного потенциала конкретных мест. Но чего-то главного всегда здесь не хватает. Иной раз надо  идти под открытое небо, быть среди товаров и людей, видеть сделки, покупки, отсутствие интереса или ажиотажный сапрос, почувствовать этот дух здорового, пестрого, многообразного, живого рынка. И в этом нет никаких художественных изысков и приукрашиваний. Это трезвый, ясный взгляд на реальную ситуацию с политикой, экономикой и социальным аспектом.

В СКФО, как везде в России, много  рынков различных размеров. Это своего рода огромные чаши, соединенные друг с другом невидимыми  магистралями — уровнем торгового спроса, потоками товаров и покупателей. Цены на одни и те же товары по регионам СКФО немного разнятся, но и удерживаются в стабильном состоянии, благодаря здоровой конкуренции.

А рынки, интересные для всякого жителя страны и ее гостей, у нас в СКФО, к счастью, имеются. Достаточно вспомнить несколько из них. Это, конечно же, рынки  Ставрополя — сельскохозяйственный, рыбный, продовольственный, вещевой, птичий (где можно купить животных), компьютерный, антикварный, сельскохозяйственный, «блошиный». Не первый день в Ставрополе функционируют вьетнамский и китайский рынки. Много оптовых и  оптово-розничных мест реализации различной продукции.

Центральный городской рынок в Грозном — «Беркат». Беркат в переводе на русский с чеченского или ингушского  — изобилие, достаток. На этом замечательном городском базаре много красивых вещей, и всегда есть аппетитные угощения. Вообще в Чечне, практически в каждом населенном пункте, есть  рынки, позволяющие  приобрети необходимый товар, не отправляясь в близкие или дальние путешествия.

В Осетии много популярных  рынков, куда приезжают не только жители республики, но и многие покупатели из соседних регионов. Это  владикавказский «Западный»,  «Аверс», «Алан»,  «Макс», «Фарн»,  давно известный «Привоз», «Центральный», бесланские «Восток», «Терек» и многие другие, на которых вам предложат большой выбор различных товаров и услуг. Насколько нам известно, власти Владикавказа решают вопрос создания торговой площадки для  «блошиного» рынка, но так, чтобы всюду соблюдались порядок и чистота. А пожилым людям, торгующим здесь, создали более комфортные условия.

Многоликий и красочный Дагестан, помимо всех остальных, прекрасно представлен на рынках Хасавюрта. Здесь крупных торговых центров несколько. Одним словом — город-рынок. Вероятно, это идет с незапамятных времен, ибо здесь пересекаются пути с различных направлений. Торгуют много и  везде. В Хасавюрте европейский рынок переплетается с восточным базаром. По этим рядам можно бродить просто так, в роли философа и летописца, наблюдая и созерцая мир людей и вещи. Цены здесь, зачастую, более умеренные и низкие, чем в других регионах, поэтому сюда систематически высаживается «десант» покупателей из разных субъектов СКФО.

С ростом городского населения продовольственные торговые площадки становятся главной надеждой тысяч и миллионов людей. Эти горожане оторвались в двух-трех поколениях от личного подсобного хозяйства, и рынок, с его более дешевыми и доступными аналогами дорогих брендов, их выручает. Можно купить в фирменном магазине фирменные очки за 1-3 тысячи рублей, но на базаре те же «2+» можно приобрести за 200 рублей. Неважно, что лучше, важна возможность выбора, за какие деньги и что покупать.

Рынок — древнейший индикатор экономических резервов общества. Биржевые показатели, индексы, уровень инфляции, падение и подъем местной валюты и многое другое, безусловно, из категории «важно». А вот наличие и функционирование обычных базаров, торговых точек различного направления — это точнейший определитель жизнеспособности человеческих групп и экономических объединений.

Современные рынки и ярмарки   Ингушетии, как и в остальных регионах СКФО, не оставляют шансов всевозможным любителям монополии на товары и услуги. Есть живая конкуренция, спрос и предложения.

К сожалению, наш мир часто накапливает проблемы и в нем случаются конфликты и кризисы. Естественно в такие дни человек разумный ищет вокруг себя (не только в «ТВ-ящике» и Интернете) убедительные знаки, информацию, свидетельствующие о том, что есть еще возможности и резервы, жизнь продолжается, родной край и страна трудятся. И если он видит десяток лавок, где продают муку, масло, мясо, модное платье и детские игрушки, школьную тетрадь и карандаши, он остается оптимистом. А миллионы оптимистов в разных краях России ответят на все вызовы сегодняшнего и завтрашнего дня.